Регулирование безработицы в Российской Федерации и Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой работы является рассмотрения ситуации безработицы в РФ, а также в Федеральных округах и в Республике Бурятии. Для достижения этой цели, требуется решить некоторые задачи:
По теоретической части выявить особенности:
сущности и причин безработицы;
виды безработицы;
региональной специфики безработицы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2.
Глава 1. Безработица и ее история………………………………………………4.
1.1. Понятия безработицы……………………………………………...………...4.
1.2. Виды безработицы………………………………………………...………...7.
1.3. Региональная специфика безработицы……………………………...…...11.
Глава 2. Экономическо-статистический анализ безработицы в стране……13.
2.1. Анализ безработицы в России…………………………...………………...13.
2.2. Анализ безработицы в федеральных округах………………...………….18.
2.3. Анализ безработицы в Бурятии………………………………...…………22.
Глава 3. Регулирование безработицы в Российской Федерации и Республики Бурятия…………………………………………………………………………..27.
3.1. Основные пути регулирования безработицы………………………….…27.
3.2. Меры по сокращению безработицы в Российской Федерации…………28.
3.3. Меры регулирования безработицы в Республике Бурятия……………..30.
Заключение ……………………………………………………………………...34.
Список литературы ……………………………………………………………..39.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования  рынка труда. Во-первых, это программы  по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей  силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию  безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Все методы и меры, с помощью  которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно  разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости  включает создание системы социального  страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В рамках этих программ в  США, Японии, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч  рабочих мест в государственном  секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также  в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных  работах).Эти программы актуальны и на сегодняшний день.

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

 

3.2 Меры по сокращению безработицы в Российской Федерации.

      Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения  по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме  того, гражданам, ищущим работу, может  быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в  зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке  безработными:

• уволенным с предприятий  по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных  недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в  течение первых трех месяцев в  размере 75% среднего заработка за последние  два месяца работы, в течение следующих  четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся  возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице  выплачивается только в размере  установленной законодательством  минимальной заработной платы.

Продолжительность периода  выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему  пенсии.

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов  полагают, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда  может быть смягчена только с помощью  комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей  недели, создания эффективной системы  переподготовки кадров.

 

3.3 Меры по сокращению  безработицы в Бурятии.

В Бурятии началась большая безработица. В связи с этим правительством были приняты немедленные меры. Они  были направлены на снижение уровня безработицы  в данном регионе, которая начала набирать силу в 2013 году.

На данный момент в Бурятии находится  порядка двухсот работников, которым  грозит увольнение. Это обусловлено  их низкой квалификацией, в связи с этим для работников были организованы курсы повышения квалификации. В рамках этой же программы на стажировку будет направлено более 350 выпускников университетов.

Как сообщает правительство, порядка 270 рабочих мест будет создано  в сегменте малого бизнеса. Для людей, возможности которых ограничены, будет создано более ста рабочих  мест.

Работа в Бурятии не так доступна, как работа в Казани, это может  быть связано со многими факторами: географическое положение, экономическая  ситуация в регионе и т.д.

Правительство разработало специальную  программу, направленную на сокращение безработицы. Предусмотрены и различные  компенсации для предпринимателей, которые принимают на работу выпускников. Им будет не только компенсироваться часть зарплаты работника, но и часть  премии обучающего его персонала.

В каждом регионе имеются специальные  программы по минимизации числа  безработных. В целом правительство  уделяет проблемам безработицы  большое внимание. А специальные  программы для отдельных регионов могут быть согласованны со стратегией всей страны.

Реализация региональной программы содействия занятости  населения. В 2013 году государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия.

В течение 2013 года в службу занятости населения обратились 28,1 тыс. человек за содействием в  поиске подходящей работы. Трудоустроено  по направлению службы занятости  на постоянные и временные рабочие  места 14,5 тыс. человек, или 52%.

Приступили к профессиональному  обучению по направлению органов службы занятости 2,7 тысяч безработных граждан.

Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 3,9 тысяч человек. Организовано временное трудоустройство  почти 4,2 тыс. человек  несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Услуги по содействию самозанятости получили более 700 безработных граждан из которых зарегистрировались в органах Налоговой службы в качестве индивидуальных предпринимателей и создали новые рабочие места 329 человек.

77 выпускников учреждений начального  и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые,  обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, были  трудоустроены на временные работы.

Оказано содействие 32 безработным  гражданам и членам их семей в  переселении в другую местность  для трудоустройства по направлению  органов службы занятости населения.

В 2013 году была организована профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В  течение года более 60 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Республике Бурятия.

Кроме того, в рамках реализации данной Программы были оказаны государственные  услуги по социальной адаптации безработных  граждан на рынке труда, профессиональной ориентации, по психологической поддержке.

Реализация дополнительных мероприятий на рынке труда

В 2013 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда  Республики Бурятия было выделено финансирование в размере 65082,3 тыс. рублей из средств  федерального бюджета и 3425,5 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.

Были реализованы следующие  мероприятия:

Направлены на опережающее обучение 841 работник, из них 10 человек находятся  под риском увольнения.

Направлены на профессиональное обучение с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию 114 чел.  240 предпринимателей, организовавших собственное дело при  содействии органов службы занятости  населения в 2009 – 2012 годах, создали 590 дополнительных рабочих мест для  трудоустройства безработных граждан. Рабочие места созданы в сельском хозяйстве, на обрабатывающем производстве, в строительных организациях, в салонах  красоты, на станциях технического обслуживания автомобилей, в фото-студиях, туристических  агентствах, кадровых агентствах и.т.д.

В рамках мероприятий по трудоустройству выпускников с  закреплением за ними наставников заключено 240 договоров для трудоустройства 443 выпускников, за которыми закреплено 438 наставников.

В целях содействия трудоустройству  незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, многодетных родителей  на оборудованные (оснащенные) для них  рабочие места заключено 138 договоров, трудоустроено на созданные рабочие  места 169 чел, из них 84 человека из числа  инвалидов, 65 чел. из числа многодетных  родителей, 20 родителей, воспитывающих  детей инвалидов.

Содействие занятости  пожилых граждан

В целях расширения возможностей для обеспечения занятости граждан  предпенсионного и пенсионного возраста в Республике Бурятия реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории. Особое внимание уделено таким направлениям, как:

  • развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • развитие стимулов к трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • организация специализированных ярмарок вакансий;

 

                                                 Заключение.

 Вследствие проведенной научной работы можно сделать такие выводы:

 1.Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть  товаров и услуг, которые могли  бы быть произведены, если бы человек  работал. Во-вторых, снижаются налоговые  поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень  жизни семьи безработного, так  как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние  безработного.

Информация о работе Регулирование безработицы в Российской Федерации и Республики Бурятия