Регулирование внешнеэкономической деятельности государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Цели и принципы государственного регулирования
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
– законодательно-правовую базу регулирования;
– институционно-организационную структуру регулирования;
– государственное программирование ВЭД;

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством(Трушкин).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Импортный товар должен быть ввезен в Россию в течение 180 календарных дней с даты его оплаты. Если же по каким-то причинам поставка не будет осуществлена, валюта должна быть возвращена в пределах того же срока. В случае нарушения этих условий импортер должен заплатить штраф в размере 100% суммы сделки. Штраф не налагается, если при наличии соответствующих документов произошло уничтожение или безвозвратная потеря товаров вследствие аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Не платится штраф, если товары выбыли из владения российского участника ВЭД вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Контроль за реализацией Указа возложен на Государственный таможенный комитет РФ.

4 июня 1992 г. был подписан  Указ «О некоторых мерах по  развитию свободных экономических  зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации», призванный дать толчок созданию в пределах отдельных регионов льготных условий для предпринимательства, в том числе для инвестирования зарубежного капитала. Однако реализация этого указа была затруднена отсутствием общего Закона о СЭЗ и Закона о соглашениях о разделе продукции.

22 января 1996 г. пописан  Закон «Об особой экономической  зоне в Калининградской области», определяющий правовые, организационные  и экономические основы и условия  образования и функционирования  экономической зоны «Янтарь». Определены инвестиционный режим, система налогообложения, таможенного, валютного регулирования. Закон должен благодаря созданию преимущественных условий для предпринимательской деятельности дать новые импульсы для ускоренного социально экономического развития региона с привлечением иностранных инвестиций, интеграции всей российской экономики через этот анклав в мировую экономику.

Создание первой в  России оффшорной зоны должен обеспечить Закон «О центре международного бизнеса "Ингушетия"» (подписан 30 января 1996 г.). Закон рассчитан исключительно на компании международного бизнеса — нерезидентов РФ. Зарегистрированным в Центре фирмам предоставляются существенные налоговые, таможенные льготы. Их операции выводятся из сферы валютного и экспортного контроля РФ. Упрощены регистрация и контроль за их деятельностью. Центр создается на территории г. Назрань.

С 30 декабря 1995 г. действует  Закон «О соглашениях о разделе  продукции», которым установлены  правовые основы отношений между государством и инвесторами — субъектами предпринимательской деятельности по поводу поиска, разведки, добычи минерального сырья на российской территории. Он призван гарантировать как российским, так и зарубежным инвесторам налоговую стабильность. Определены порядок заключения соглашений и условия выполнения работ. В отдельных статьях сформулированы принципы раздела продукции, распределения и реализации государственной доли произведенной продукции. Особое внимание уделено налогам и платежам за пользование недрами. Условия соглашения сохраняют свою силу на протяжении времени его действия. Изменения допустимы лишь по согласованию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае радикального изменения обстоятельств его осуществления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

 

5. Государственное программирование ВЭД

 

Государственные программы  в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи российским участникам внешнеэкономических  отношений с тем, чтобы лучше  ориентироваться в государственной  внешнеэкономической политике, становиться  объектами этой политики. Программы создают возможность для участия субъектов ВЭД в разнообразных, финансируемых из государственного бюджета проектах, для получения ими выгоды от государственных мер по субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким образом, государственное программирование при надлежащем его финансово-организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно содействовать повышению эффективности ВЭД в целом и действенности деятельности российских участников ВЭД в частности.

13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Особое место в Программе уделено привлечению иностранных инвестиций. Предполагается, что их доля в общем объеме капитальных вложений вырастет с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны содействовать прежде всего решению следующих основных проблем:

– освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;

– продвижению российских технологий и продукции на внешние рынки;

– расширению и диверсификации экспортного потенциала, организации импортозамещающих производств;

– созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов управления производством;

– формированию современной рыночной инфраструктуры;

– притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы и с богатыми природными ресурсами.

Тем самым планируется  создать благоприятный для инвестирования климат. В этих целях предусмотрены налоговые льготы, «налоговые каникулы», ускоренная амортизация, государственные заказы и иные стимулы. К иностранным инвесторам будет применяться национальный режим налогообложения и меры экономического содействия. Новым является переход от административного распределения бюджетных средств на капитальное строительство к избирательному (долевому) финансированию конкретных объектов за счет государственных средств на возвратной основе и формированию списка таких избранных объектов на конкурсной основе.

8 февраля 1996 г. Правительством  РФ одобрена федеральная программа  развития экспорта. Она разработана в развитие Указа Президента РФ (от 30 ноября 1995 г.) «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» и Постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» (от 20 января 1996 г.). Ее стратегическая цель — совершенствование структуры экспорта на основе расширения ассортимента за счет готовой и машино технической продукции, повышение качества российских товаров, совершенствование географической и товарной структур российского экспорта. Важно, что программа рассчитана не только на собственно экспортеров, но и на предприятия, выпускающие экспортозначимую продукцию. Предусмотрены меры экономического, организационно-правового и специального содействия. Важнейшими организационно-правовыми и специальными мерами являются:

– совершенствование законодательства в сфере ВЭД;

– совершенствование сертификации экспортной продукции;

– содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние рынки, в том числе через рекламу;

– совершенствование информационного, консультационного обеспечения ВЭД;

– создание благоприятного для российского экспорта климата в зарубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в работе соответствующих международных экономических организаций.

На первом этапе осуществления  программы (1996—1997 гг.) основное внимание уделяется совершенствованию законодательных  основ ВЭД;

формированию государственных  служб, содействующих экспорту, созданию информационно-консультационного обеспечения и механизмов государственной поддержки кредитования оборотных средств предприятий экспортеров; страхованию экспортных операций и кредитованию экспор тоориентированных проектов.

В результате этих и других мероприятий ежегодный объем  экспорта должен стабилизироваться  на уровне 70—75 млрд. долл. без существенных изменений его структуры. На втором этапе (1998—2000 гг.) начнется переход к активной экспортной политике. Для этого увеличатся бюджетные средства для кредитования и страхования экспорта; расширяются программы кредитования экспортоориентированных производств; будет оказана государственная поддержка экспорту предприятий мелкого бизнеса; расширяется система страхования экспортных сделок; усилится зарубежная рекламная деятельность, прежде всего посредством участия в международных ярмарках и выставках. Это приведет хотя и к незначительному, но зато устойчивому росту экспорта, расширению его ассортимента, некоторому улучшению его структуры в пользу готовой продукции. Увеличится доля экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны.

На третьем этапе (2001—2005 гг.) усилится диверсификация российского экспорта в пользу наукоемкой продукции. В этих целях государственная финансовая поддержка экспорта будет доведена до уровня промышленно развитых стран; будет создана широко разветвленная сеть сбыта и обслуживания машинотехнической продукции за рубежом; активизируется участие РФ в деятельности соответствующих международных экономических организаций и союзов; активизируется роль финансово-промышленных групп в продвижении российской продукции на мировой рынок.

Это приведет к значительному  увеличению в структуре экспорта наукоемкой продукции, доля машин и оборудования вырастет до 20—25% при сокращении доли топлива и сырья до 60—65%. Доля экспорта в страны ближнего зарубежья вырастет до 33%, в развивающиеся государства — до 25%.

Программа предусматривает комплекс рекламных, выставочно ярмарочных мероприятий по освоению зарубежных рынков. Начиная с 1997 г. формируется перечень наиболее важных для стимулирования экспорта мероприятий, пользующихся поддержкой государства. Для содействия российским производственным предприятиям в получении заказов от зарубежных фирм на изготовление и поставку за рубеж комплектующих, деталей, узлов создается Российский международный центр субконтрактации.

21 марта 1996 г. утверждена  Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Иностранный туризм не только обеспечивает получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сопряженных сфер экономики: транспорта, общественного питания, строительства и т.д. Главная цель программы — формирование в стране эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. К важнейшим ее задачам относятся:

– создание и совершенствование нормативно-правовой базы туризма в России;

– приоритетное развитие внутреннего, социального и въездного туризма;

– содействие развитию материальной базы туризма;

– обеспечение обучения и повышения квалификации работников туристического бизнеса.

Программа рассчитана на 2 этапа:

– 1995—1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма государственного регулирования туризма, совершенствование и расширение его материальной базы, формирование рекламно-информационного, научно-методического и кадрового обеспечения;

– 1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного туристического комплекса, расширение его инфраструктуры, реклама за рубежом российских туристических услуг.

Расчеты показывают, что  после завершения первого этапа  ежегодный прирост валютной выручки  от въездного туризма составит 1 млрд. долл.

 

6. Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок

 

Выдача лицензий на экспорт  и импорт товаров в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным 6 ноября 1992 г.

Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Квоты можно классифицировать следующим образом:

– общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономики;

– естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;

– исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности России, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов:

генеральная – выдается на один календарный год, причем внешнеторговые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;

разовая – оформляется по каждой отдельной сделке.

Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ:

1. МВЭС лицензирует  товары двойного применения: отдельные  виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть использованы как для производства гражданской продукции, так и для производства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное назначение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудование, технологии и материалы, используемые для создания ракетной техники; наркотические средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с содержанием драгоценных металлов и камней, янтаря.

2. Министерство здравоохранения  РФ выдает лицензии на лекарственные препараты, фармацевтические продукты и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых животных.

3. Главное управление  государственного надзора за  связью в России выдает лицензии  на радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства.

Механизм выдачи лицензии можно рассмотреть на примере поставок некоторых изделий из стали в рамках «Соглашения между РФ и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали». Основанием для выдачи экспортных лицензий являются: документ, подтверждающий выделение квоты; подписанный или парафированный контракт с иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии. Отказ в выдаче экспортной лицензии может быть следствием:

– неправильного оформления заявления на получение лицензии;

– несоответствия сведений, указанных в заявлении, данным, содержащимся в контракте;

– отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заявителя квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявления;

– неиспользования по вине экспортера ранее выданных экспортных лицензий в течение срока их действия.

За выдачу лицензии взимается  сбор. При решении вопроса о выделении квоты и выдаче лицензии учитываются факторы:

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности государством