Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:28, реферат
Краткое описание
Важнейшей задачей развития современной экономики России является создание необходимых экономико-институциональных условий для формирования эффективных рентных отношений. Решение этой задачи предполагает обоснованную государственную политику по регулированию положения в важнейших рентных отраслях экономики – нефтяной, газовой, энергетической и в ряде других отраслей промышленности, в сельском и лесном хозяйстве и т.д. В агропромышленном комплексе проблема рентных отношений непосредственно связана с учетом дифференциальной ренты на разных по плодородию и местоположению классах земель и с определением предельных (замыкающих) издержек производства важнейших продуктов земледелия.
Спецификой Российской Федерации
является наличие на ее территории регионов,
богатых природными ресурсами федеральной
и мировой значимости («сырьевых регионов»).
Все эти регионы имеют, как правило, большую
протяженность и расположены в северной
части страны. Сочетание факторов исключительной
ценности и народнохозяйственной значимости
добываемых в них ресурсов и сложных условий
их добычи и эксплуатации, а также условий
жизни населения ставят неординарную
задачу государственного регулирования
развития сырьевых территорий и формирования
адекватной системы недропользования
с учетом особенностей федеративного
государственного устройства России.
А также существует проблема государственной
поддержки коренных народов Севера, на
территории компактного проживания которых
организуется крупномасштабная добыча
природных ресурсов.
Наличие в России крупных месторождений
полезных ископаемых, с одной стороны,
«спровоцировало» кризисные явления в
экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов»
и сформировав «уродливую» отраслевую
структуру экономики, с другой – позволило
все-таки выстоять в исключительно сложных
кризисных условиях.
Новые российские сырьевые
компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру
цен, сумели существенно нарастить производство
и стать реальными инвесторами, что было
уже недостижимо в условиях плановой централизованной
экономики. В то же время этот рост сопровождался
формированием беспрецедентных финансовых
потоков и личного состояния новых российских
олигархов, проходящих вне государственной
казны, в результате чего российский бюджет
в огромной мере стал зависеть от успехов
развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина
произошли серьезные изменения в восстановлении
функций государственного регулирования
экономики при декларируемом соблюдении
интересов и прав частного бизнеса. Эти
реформы не могли не затронуть важнейший
сегмент Российской Федерации и ее экономики
– сырьевой сектор и сырьевые регионы,
и имеющиеся здесь изменения были весьма
существенны. Эти изменения коснулись
как процедур контроля за добычей природных
ресурсов, так и четко обозначенных стремлений
федерального Центра к централизации
сверхприбылей («ренты»), возникающих
в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и
с федеральным законодательством в контроле
за недрами действовало правило «двойного
ключа», когда при выдаче лицензий на разработку
полезных ископаемых решение должно быть
одобрено как Министерством природных
ресурсов Российской Федерации, так и
руководством соответствующего субъекта
Федерации. Рекомендации Комиссии Д. Козака
и очередная редакция нового закона о
недрах фактически ликвидируют эту практику
и предполагается, что в ближайшее время
весь контроль за лицензированием и налогообложением
ценных полезных ископаемых целиком перейдет
в руки федерального Центра. В ведении
регионов останутся лишь природные ресурсы
местного значения (песок, щебень и т.д.).
Вместо совместного с федеральным Центром
пользования и контроля за природными
ресурсами, регионам делегируется лишь
процедурное право «согласования» фактически
принятых решений.
Тем самым регионы и их население
фактически исключаются не только из участия
в реальном процессе совместного владения
государственным фондом недр, но также
в формировании путей и направлений решения
принципиальных проблем социально-экономического
развития данных регионов».
Существует еще одна важная
проблема в сфере управления недропользованием,
связанная с изъятием сверхприбылей у
крупных компаний, эксплуатирующих топливно-энергетические
и другие природные ресурсы на основе
тезиса «справедливого перераспределения
природной ренты».
Крупные ресурсодобывающие
компании действительно сосредоточили
в своих руках колоссальные «сверхдоходы»,
которые систематически выводятся из
налогообложения и уходят, как правило,
за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных
задач, целесообразно часть этих сверхдоходов
изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным
представляется не вопрос, «изымать или
не изымать доходы рентного характера»,
а то, каков будет механизм этого изъятия:
или эти доходы напрямую будут поступать
в федеральный бюджет и будут «растворены»
в нем, создавая определенный «запас прочности»
федеральному правительству, или эти доходы
должны иметь строго целевой характер
их использования с ориентацией, в том
числе, на поддержку сырьевых, северных
и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны,
действительно, учет рентной составляющей
в цене на продукцию топливно-энергетических
и других сырьевых отраслей нуждается
в серьезном совершенствовании, с другой,
целесообразно увеличить долю рентных
доходов, остающихся на территории. Исходя
из практики федеративных государств,
рентный доход должен делиться между федеральным
Центром, субъектами Федерации и компаниями
– недропользователями, причем, как правило,
почти в равной пропорции.
Заключение
Одним из важных условий реализации
задачи удвоения ВВП России к 2012 г. является
существенное наращивание инвестиционной
активности в стране. В свою очередь, это
предполагает поиск соответствующих ее
источников. И главная трудность тут заключается
в том, что в силу действия многих причин
лишь немногим более половины от создаваемых
сбережений превращается в реальные инвестиции.
Следовательно, ключевая проблема: найти
эффективные способы перевода сбережений
в инвестиции, вкладываемых в реальное
производство. Одним из вариантов разрешения
этой проблемы является существенное
повышение роли ренты в экономическом
развитии России. Рента может стать одним
из важных источников и рычагов экономического
подъема.
Общеизвестно, что Россия имеет
крупнейшие запасы полезных ископаемых,
их прогнозный потенциал оценивается
свыше 140,2 трлн. долл. По закону природные
ресурсы принадлежат государству, а государство
должно эффективно ими управлять. В идеале
рентные доходы – доходы, возникающие
при добыче природных ресурсов из-за различных
условий добычи, качества ресурсов и других
факторов, - должны идти на благо всей страны
– быть полезными для всего населения.
Однако на практике получается
так, что население не получает рентных
доходов, так как они остаются в добывающих
компаниях и уходят за границу в виде домов
на берегу моря или оседают у государственных
чиновников. По различным оценкам, величина
природной ренты может колебаться в достаточно
большом диапазоне, но все исследователи
этого вопроса сходятся во мнении, что
рента не полностью изымается из добывающего
сектора. Деньги идут не на улучшение жизни
людей в России, а на личные счета отдельных
людей.
Таким образом, обостряется
дифференциация доходов населения – слишком
много очень бедных людей, слабая «середина»,
и есть очень богатые олигархи.
Современный механизм изъятия
природной ренты в России является малоэффективным,
поскольку в основной рентообразующей
сфере - добыче углеводородного сырья
величина налоговых изъятий не зависит
от индивидуальных горно-геологических
и экономико-географических характеристик
природных объектов. Поэтому предприятия,
эксплуатирующие худшие месторождения,
отдают государству не только всю ренту,
но и часть нормальной прибыли, а предприятия,
использующие наиболее ценные месторождения,
имеют более половины природной ренты.
Сформировалась так называемая
«рентная экономика», что имеет, в основном,
негативные последствия для эффективного
функционирования экономической, политической,
научно-технической, культурной и других
сфер жизни общества. Поэтому возникает
необходимость определить направления
снижения негативных эффектов рентоориентированного
поведения, разработать соответствующие
механизмы и институты.
В целях выхода российской экономики
на траекторию устойчивого роста и становления
экономической системы постиндустриального
типа необходимо обосновать взаимосвязь
между «традиционной» природно-ресурсной
рентой и новыми видами рентных доходов,
разработать механизмы и институты трансформации
традиционных рентных доходов в новые.
Переход России к рентной системе
налогообложения позволит увеличить темпы
экономического роста (за счет уменьшения
налогов на труд и капитал), обеспечить
справедливое распределение доходов от
эксплуатации природных ресурсов и создать
стимулы для более рационального использования
природных богатств.
Россия включена в процессы
экономической глобализации, она участвует
в циркуляции мировых потоков различных
рентных доходов.
Задача состоит в том, чтобы
наша страна не лишилась должной части
мировой ренты и квазиренты.
Список
используемой литературы
Базелер У., Сабов З. «Основы
экономической теории» – СПб: Издательство
«Питер», 2008
Иохин В.Я. «Экономическая теория»:
учебник. – М.: Экономистъ, 2007
Кимельман С., Андрюшин С. «Экономика рентных отношений
в условиях современной России». // Вопросы экономики № 2, 2006.