Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:12, курсовая работа
Важнейшей задачей развития современной экономики России является создание необходимых экономико-институциональных условий для формирования эффективных рентных отношений. Решение этой задачи предполагает обоснованную государственную политику по регулированию положения в важнейших рентных отраслях экономики – нефтяной, газовой, энергетической и в ряде других отраслей промышленности, в сельском и лесном хозяйстве и т.д.
Введение 3
Глава 1. Эволюция теории рентных отношений.
1.1. Основные этапы развития экономической категории ренты. 5
1.2. Понятие и сущность ренты. 7
1.3. Виды ренты. 9
1.4 Рента и арендная плата 15
Глава 2. Особенности и проблемы развития рентных отношений в России.
2.1 Развитие рентных отношений в России. 19
2.2 Проблемы рентных отношений. 21
Заключение 24
Список используемой литературы 27
2.2 Проблемы рентных отношений.
Спецификой Российской Федерации
является наличие на ее территории
регионов, богатых природными ресурсами
федеральной и мировой
Наличие в России крупных
месторождений полезных ископаемых,
с одной стороны, «спровоцировало»
кризисные явления в экономике,
«посадив страну на иглу нефтедолларов»
и сформировав «уродливую»
Новые российские сырьевые компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существенно нарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимо в условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот рост сопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личного состояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, в результате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развития сырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путина произошли серьезные изменения в восстановлении функций государственного регулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частного бизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент Российской Федерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиеся здесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедур контроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремлений федерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих в нефтегазовом секторе.
До сих пор в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с федеральным законодательством в контроле за недрами действовало правило «двойного ключа», когда при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых решение должно быть одобрено как Министерством природных ресурсов Российской Федерации, так и руководством соответствующего субъекта Федерации. Рекомендации Комиссии Д. Козака и очередная редакция нового закона о недрах фактически ликвидируют эту практику и предполагается, что в ближайшее время весь контроль за лицензированием и налогообложением ценных полезных ископаемых целиком перейдет в руки федерального Центра. В ведении регионов останутся лишь природные ресурсы местного значения (песок, щебень и т.д.). Вместо совместного с федеральным Центром пользования и контроля за природными ресурсами, регионам делегируется лишь процедурное право «согласования» фактически принятых решений.
Тем самым регионы и
их население фактически исключаются
не только из участия в реальном
процессе совместного владения государственным
фондом недр, но также в формировании
путей и направлений решения
принципиальных проблем социально-
Существует еще одна важная
проблема в сфере управления недропользованием,
связанная с изъятием сверхприбылей
у крупных компаний, эксплуатирующих
топливно-энергетические и другие природные
ресурсы на основе тезиса «справедливого
перераспределения природной
Крупные ресурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих руках колоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложения и уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственных задач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболее важным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентного характера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямую будут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создавая определенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходы должны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в том числе, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с одной стороны,
действительно, учет рентной составляющей
в цене на продукцию топливно-
Заключение
Одним из важных условий реализации задачи удвоения ВВП России к 2012 г. является существенное наращивание инвестиционной активности в стране. В свою очередь, это предполагает поиск соответствующих ее источников. И главная трудность тут заключается в том, что в силу действия многих причин лишь немногим более половины от создаваемых сбережений превращается в реальные инвестиции. Следовательно, ключевая проблема: найти эффективные способы перевода сбережений в инвестиции, вкладываемых в реальное производство. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является существенное повышение роли ренты в экономическом развитии России. Рента может стать одним из важных источников и рычагов экономического подъема.
Общеизвестно, что Россия
имеет крупнейшие запасы полезных ископаемых,
их прогнозный потенциал оценивается
свыше 140,2 трлн. долл. По закону природные
ресурсы принадлежат
Однако на практике получается
так, что население не получает рентных
доходов, так как они остаются
в добывающих компаниях и уходят
за границу в виде домов на берегу
моря или оседают у государственных
чиновников. По различным оценкам, величина
природной ренты может
Таким образом, обостряется дифференциация доходов населения – слишком много очень бедных людей, слабая «середина», и есть очень богатые олигархи.
Современный механизм изъятия природной ренты в России является малоэффективным, поскольку в основной рентообразующей сфере - добыче углеводородного сырья величина налоговых изъятий не зависит от индивидуальных горно-геологических и экономико-географических характеристик природных объектов. Поэтому предприятия, эксплуатирующие худшие месторождения, отдают государству не только всю ренту, но и часть нормальной прибыли, а предприятия, использующие наиболее ценные месторождения, имеют более половины природной ренты.
Сформировалась так называемая
«рентная экономика», что имеет, в
основном, негативные последствия для
эффективного функционирования экономической,
политической, научно-технической, культурной
и других сфер жизни общества. Поэтому
возникает необходимость
В целях выхода российской
экономики на траекторию устойчивого
роста и становления
Переход России к рентной
системе налогообложения
Россия включена в процессы
экономической глобализации, она
участвует в циркуляции мировых
потоков различных рентных
Задача состоит в том,
чтобы наша страна не лишилась должной
части мировой ренты и
Список используемой литературы