Реорганизация и прекращение деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:07, реферат

Краткое описание

При переходе к рынку с присущей ему конкуренцией возникает необходимость демонополизации. Для решения вопроса о том, нужны или не нужны крупные предприятия в условиях рынка, следует руководствоваться рядом обстоятельств. Во-первых, надо дать четкий ответ на вопрос: могут ли наши небольшие промышленные предприятия быть эффективными и жизнеспособными в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами.

Содержание

Введение стр. 2

Реорганизация и прекращение деятельности предприятия.
стр. 4
Понятие несостоятельности предприятия
стр. 4
Финансовое состояние предприятия
стр. 7
Реорганизация предприятия

Процедуры банкротства
стр. 15
стр. 19
Ликвидация предприятия
стр. 28
Заключение
стр. 32
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике предприятия.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)



Схема 2.

 
 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует обратить внимание на ряд особенностей внешнего управления. Во-первых, оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом.

Во-вторых, при внешнем управлении в большей  степени сохранится преемственность  в управлении, так как арбитражный  управляющий лишь при необходимости  отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции  принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии системы  управления адаптируется к внешнему управлению.

Следует отметить также, что внешнее управление носит черты коллегиальности: в  нем принимают активное участие  кредиторы. Собрание кредиторов может  образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний  имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей  информации и объяснений. План проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов.

Что касается санации, то основными правилами проведения этой процедуры являются:

1. Состав  участников санации определяется  на основе конкурса. Преимущественное  право на участие в проведении  санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если они не воспользовались своим преимущественным правом.

2. В  соглашении участников санации  должно содержаться обязательство  обеспечить удовлетворение требований  всех кредиторов а согласованные  с ним сроки, указываются предполагаемая  продолжительность санации, согласованное  с участниками санации распределение  между ними ответственности перед  кредиторами, ответственность одного  или нескольких участников санации  в случае их отказа от участия  в санации после ее начала, а также другие условия, которые  участники санации сочтут необходимым  предусмотреть. За выполнение  принятых обязательств участники  санации несут солидарную ответственность.

3. В  процессе проведения санации  собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены  трудового коллектива могут обратиться  в арбитражный суд с заявлением  о неэффективности  проведения  санации или о действиях участников  санации, ведущих к ущемлению  интересов собственников либо  коллектива предприятия, либо  кредиторов. Арбитражный суд рассматривает  такие заявления и принимает  соответствующее решение вплоть  до решения о прекращении санации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Процедуры банкротства.

 

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную  законодательством совокупность юридических  и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию. Одной из наиболее важных задач осуществления процедур банкротства является справедливое и соразмерное удовлетворение требований кредиторов, обеспечение сохранности имущества должника, недопущение злоупотреблений со стороны самого должника, собственников его имущества, учредителей (участников) и иных лиц, которые своими действиями могут причинить вред интересам кредиторов. Решение указанных задач обеспечивается установлением на правовом уровне такого режима проведения процедур банкротства, который позволил бы сохранить имущество должника в интересах кредиторов и поставить распоряжение таким имуществом под их контроль.

Для достижения этих целей законодателем предусмотрено  ряд мер. Это и ограничение  по распоряжению имуществом должника, и переход полномочий по управлению делами и имуществом должника третьим  лицам, и возможность привлечения  к субсидиарной ответственности  лиц, виновных в доведении должника до состояния банкротства, и распоряжение имуществом должника под контролем  кредиторов и др. Вместе с тем, решение  указанных задач на практике затрудняется по ряду причин.

Во-первых, имущество должника, состоящее у  него на балансе, юридически в некоторых  случаях не признается его имуществом. Это касается недвижимого имущества, право на которое в соответствии с п. 2 ст. 118 ГК Республики Казахстан  без регистрации не признается возникшим. Следовательно, такое имущество  до регистрации прав на него не может  быть включено в конкурсную массу  и не может быть реализовано на торгах. На практике было немало случаев, когда на торги выставлялось имущество, право на которое у должника не подтверждалось. В итоге страдал добросовестный приобретатель, которому Центр по недвижимости отказывал в регистрации перехода прав. При отсутствии прав у отчуждателя возникновение прав у приобретателя не допускается в силу известного всем правила «Nemo plus iuris ad alium transfere potest, quam ipse haberet» (Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам)2.

Во-вторых, ограничение по распоряжению недвижимым имуществом в процедурах банкротства  по своим квалификационным признакам  являются обременением прав.3

  Все предусмотренные законом процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.

К судебным процедурам относятся конкурсное производство, реабилитационные процедуры, а также  упрощенные процедуры банкротства  ликвидируемого или отсутствующего должника.

Судебные  процедуры проходят по решению и  под контролем суда. Дела о банкротстве  рассматриваются судом, если требования кредитора по налоговым и другим платежам в бюджет по налоговой задолженности  в совокупности составляют сумму  не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, за исключением дел о банкротстве в отношении отсутствующего должника.

 Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено на основании:

1. Заявления должника. Реализация права на подачу заявления в суд позволяет должнику под контролем суда удовлетворить требования кредиторов и освободить себя от долгов.

Решение о подаче заявления должником  может быть принято:

1) органом  управления юридического лица, который  вправе принимать такое решение  в соответствии с учредительными  документами;

2) собственником  имущества должника или уполномоченного  им органа.

Должник обязан обратиться в суд о признании  его банкротом или в уполномоченный орган также в случае, когда  собственником его имущества, уполномоченным им органом, учредителями или компетентным органом юридического лица принято  решение о его ликвидации, а  имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Хотя пункт 6 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О банкротстве» и предусматривает, что неподача заявления должником в данном случае влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, но эта норма, как правило, на практике не работает. Например, в действующем российском законодательстве о несостоятельности от 26 октября 2002 года руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд и в случаях, не предусмотренных казахстанским законодательством, если:        1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;     2)обращения взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника. Пункт 3 статьи 9 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяет, что заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренной данной статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств. При этом неподача заявления должника в арбитражный суд согласно статье 10 в случаях и в срок, установленный законом влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд. Пункт 5 статьи 10 Закона устанавливает возможность уголовной и административной ответственности руководителя должника – физического лица, членов органов управления должника – физических лиц  в случаях, установленных законом. 4   

Таким образом, действующие нормы законодательства о банкротстве позволяют установить признаки несостоятельности уже на ранних стадиях, еще в период введения, им хозяйственной деятельности, не доводя дело до полного краха предприятия и фактической невозможности удовлетворения требований даже кредиторов первых очередей. Что касается заявления кредиторов с обращением в суд о признании должника банкротом, то в российском законодательстве, по сравнению с казахстанским законом о банкротстве, эти нормы более сбалансированы и в равной мере защищают интересы должника и кредитора.         В  заявлении должника должны содержаться следующие сведения:  -известные должнику на момент подачи заявления кредиторы, их реквизиты, требования, которые не оспариваются должником;    -сумма требований, которые не могут быть удовлетворены;   -обоснование невозможности удовлетворения требований кредиторов;  -сведения о принятых к производству судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленные к бесспорному списанию;          -сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве.5    К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, важнейшими из которых являются:         -документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме             -список кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и т.д.         2. Заявление кредитора. Правом на подачу заявления кредитора в суд о признании должника банкротом обладают кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (договорным, из причинения вреда и т. д.), налоговые и иной уполномоченный государственный орган в отношении налогов и других обязательных платежей в бюджет. Исключение в данном случае составляют кредиторы по обязательствам об оплате труда, пенсионных отчислений, авторских вознаграждений (т.е. кредиторы второй очереди ), так как они не были поименованы в п. 2 ст. 15 Закона Республики Казахстан «О банкротстве» в качестве возможных заявителей. В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедурах банкротства, реабилитационной процедуре и во внесудебной процедуре ликвидации создается комитет кредиторов. В состав комитета кредиторов входят представитель кредиторов по оплате труда, социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, кредиторы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также конкурсные кредиторы и кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, имеющие наибольшие суммы требований к должнику.   Комитет кредиторов состоит из нечетного количества членов не более семи человек. Кредитор вправе отказаться от участия в процедурах банкротства, реабилитационной процедуре либо во внесудебной процедуре ликвидации в качестве члена комитета кредиторов.       К компетенции комитета кредиторов относится:     -ходатайствовать перед судом о проведении, продлении или прекращении реабилитационной процедуры;        -избрать представителя кредиторов из числа членов комитета кредиторов для осуществления контроля за действиями реабилитационного или конкурсного управляющего;         -определять сумму выплат реабилитационному или конкурсному управляющему в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;              -требовать от реабилитационного или конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе осуществления процедур банкротства, реабилитационной процедуры и внесудебной процедуры ликвидации;         -обжаловать в уполномоченный орган или суд действия реабилитационного или конкурсного управляющего, а также принимать решения об обращении в уполномоченный орган об их отстранении от выполняемых обязанностей;           -утверждать сумму дебиторской задолженности должника, невозможной к взысканию;           -утверждать представленный конкурсным управляющим план реализации конкурсной массы;          -принимать к сведению результаты аудиторской проверки и инвентаризации, утверждать статьи и смету расходов для проведения процедуры банкротства, реабилитационной процедуры, внесудебной процедуры ликвидации;           -в случае целесообразности рекомендовать конкурсному управляющему не прекращать производственную деятельность предприятия, признанного банкротом, если это не ущемляет интересов кредиторов.6   Решение комитета кредиторов принимается простым большинством голосов от общего числа голосов по принципу "один член комитета - один голос". Все остальные кредиторы должника имеют право участвовать в заседании комитета кредиторов с правом совещательного голоса.   Требования кредиторов фиксируются в реестре, который ведется конкурсным управляющим. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам, об очередности удовлетворения каждого требования. Разногласия, возникающие при ведении реестра, рассматриваются судом. К заявлению кредитора прилагаются, в частности, документы, подтверждающие требования к должнику: их размер, доказательства обоснованности.     3. Заявление прокурора. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом:       1) когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства. Преднамеренное банкротство представляет собой умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации в личных интересах или интересах других лиц            2) в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов;              3) в интересах кредиторов отсутствующего должника.    Анализ законодательства показывает, что во всех процедурах банкротства изменяется правовой режим имущества должника. Это проявляется в том, что управление делами и имуществом должника переходит к третьим лицам (реабилитационному или конкурсному управляющим), в ограничении распоряжения имуществом должником и иными указанными в законе лицами, и в особом порядке совершения сделок с имуществом.   

Процедура банкротства  не изменяет обладателя прав на недвижимое имущество до его отчуждения в  установленном порядке. Однако они  должны быть объектом регистрации в  правовом кадастре в тех случаях, когда в результате применения таких  процедур происходит изменение правового  режима недвижимого имущества. Анализ законодательства Республики Казахстан  о банкротстве показывает, что  все процедуры банкротства относятся  к обременениям прав должника на принадлежащее  ему имущество, поскольку они  ограничивают его права в пользу кредиторов и предусматривает меры по переходу прав правообладателя по распоряжению имуществом третьим лицам (реабилитационному или конкурсному  управляющим).             Исходя из этого, в правовом кадастре должны быть зарегистрированы следующие судебные процедуры банкротства:        а) возбуждение производства по делу о банкротстве;

б) введение реабилитационной процедуры и назначение реабилитационного управляющего;

в) введение конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего.

Из внесудебных  процедур банкротства в правовом кадастре подлежат регистрации следующие  процедуры:

а) решение  комитета кредиторов о проведении внесудебной  процедуры ликвидации несостоятельного должника;

б) назначение комитетом кредиторов конкурсного  управляющего.

Если  решение о проведении внесудебной  процедуры ликвидации и назначение конкурсного управляющего происходит одновременно, производится одна регистрация.

Определение правовой природы процедуры банкротства  как объектов регистрации в правовом кадастре необходимо для придания определенности, возникающим отношениям. Обременения  прав на недвижимость дифференцируются по своей правовой природе. В частности, к ним относится залог, рента, доверительное управление, право  пользования и др.

Внесудебная процедура ликвидации является способом, позволяющим  несостоятельному должнику и кредиторам путем переговоров  договариваться либо о продолжении  деятельности предприятия-должника, либо о продолжении о его добровольной ликвидации. Соответственно, результатами внесудебной процедур могут быть:       а) соглашение между кредиторами и должником об отсрочке и (или) рассрочке платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;           б) добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности.  Данная процедура ликвидации несостоятельного должника может быть инициирована должником или кредитором должника путем подачи заявления о применении в отношении должника внесудебной ликвидации в уполномоченный орган. Решение о проведении внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника принимаются уполномоченным органом по согласованию с комитетом кредиторов и должником. В случае принятия решения о проведении внесудебной процедуры ликвидации должника уполномоченный орган назначает конкурсного управляющего. Расходы, связанные с проведением внесудебной процедуры ликвидации, относятся к административным расходам конкурсного производства.   

Информация о работе Реорганизация и прекращение деятельности предприятия