Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды открытой экономики.
Глава 2. Анализ открытой экономики на современном этапе.
Глава 3. Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Открытая экономика РБ.rtf

— 687.29 Кб (Скачать файл)

Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий.

В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента. Этот же тезис к Беларуси применим. Однако ставка процента в малой открытой экономике не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента - реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках. Этого в нашей стране явно нет.

Все движение потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая открытая экономика не в состоянии. Это так же относится и к Беларуси.

Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.

Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в неучитываемых формах.

Характеризуя экономику Беларуси с вышеуказанных позиций и принимая во внимание низкий уровень ее международной конкурентоспособности (присущий закрытым системам), эту экономику можно назвать протекционистской. Будучи таковой, она слабо адаптируется к изменениям или возмущениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы, исходящие от мирового рынка. Потакая интересам производителя, она несет убытки потребителям. По мере роста протекционизма убытки последних начинают превышать прибыли первых и наступает перепроизводство у фирм, предельные издержки которых превосходят мировые цены.

Ситуация в Беларуси это подтверждает, поскольку складские запасы продукции уже достигли объемов массового производства.

Основные компоненты стратегии ЕБРР для Беларуси:

1. Финансирование предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в стране (без государственных гарантий)

2. Создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.

3. Прямое финансирование отдельных местных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом, в том числе по линии механизма прямого финансирования.

Работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к требованиям данной организации.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.

На политическом уровне, ЕС неоднократно пытался оказать содействие преодолению политического кризиса в Беларуси. В 1997 году именно ЕС инициировал создание так называемой европейской тройки по Беларуси (Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы), а также выступил в качестве модератора и в значительной степени организатора внутриполитического диалога в Беларуси. Такая инициатива первоначально воспринималась белорусскими властями вполне нейтрально, однако в сентябре 1997г. министр иностранных дел Беларуси И. Антонович направил довольно жесткое письмо в адрес ЕС по вопросу дальнейшего внутриполитического диалога, которое привело к еще большему охлаждению отношений и свертыванию программ TEMPUS И TACIS в Беларуси, начиная с 1998г. Таким образом, Беларусь является единственной восточноевропейской страной, не имеющей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Бесспорно, что это не только замораживает политические отношения, но и носит  существенный ущерб торговой политике страны в Европе и ее экономическому развитию в целом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Электронный экономический словарь:  abc.informbureau.com
  2. Центр креативных технологий:  www.inventech.ru
  3. Официальный сайт Министерства финансовых дел:  www.mfa.gov.by
  4. Банк законов РБ: www.bankzakonov.com
  5. Официальный сайт ОО «Минского Столичного Союза Предпринимателей и Работодателей»: allminsk.biz
  6. Îôèöèàëüíûé ñàéò Âñåìèðíîé òîðãîâîé îðãàíèçàöèè: www.nicwto.by
  7. www.belarus.by
  8. Ìýíêüþ, Í.Ã. Ìàêðîýêîíîìèêà: ïåð. ñ àíãë./ Í.Ã.Ìýíêüþ.-Ì.: ÌÃÓ, 1994.-763ñ.
  9. Ìèõàéëîâà-Ñòàíþòà, È. Îòêðûòà ëè ýêîíîìèêà Áåëàðóñè?//Áåë. áàíê. Áþë.-2003.-¹14(14 àïð.).-Ñ.45-49.
  10. Äàéíåêî, À.Å. Îòêðûòîñòü ýêîíîìèêè êàê ôàêòîð ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè// Áåë. ýêîíîìèêà: àíàëèç, ïðîãíîç, ðåãóëèðîâàíèå.-2003.-¹5.-Ñ.2-8.
  11. Àëåêñàíäðîâè÷, ß.Ì. Ìåòîäîëîãè÷åñêèå ïîäõîäû ê îïðåäåëåíèþ óðîâíÿ êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè ïðîäóêöèè/ ß.Ì. Àëåêñàíäðîâè÷//Ýêîíîìè÷åñêèé áþëëåòåíü ÍÈÝÈ Ì-âà ýêîíîìèêè Ðåñï. Áåëàðóñü.-2006.-¹7.-Ñ.86-98.
  12. Äàâûäåíêî, Å. Ìåæäóíàðîäíûé îïûò òàðèôíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ âíóòðåííåãî ðûíêà ñòðàí ñ ìàëîé îòêðûòîé ýêîíîìèêîé äëÿ Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü/Å. Äàâûäåíêî//Æóðíàë ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà è ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé.-2007.-¹3.-Ñ.75-81.
  13. Óëàõîâè÷, Â. Îòíîøåíèÿ ìåæäó Ðåñïóáëèêîé Áåëàðóñü è Åâðîïåéñêèì Ñîþçîì: ñîñòîÿíèå è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ/Â. Óëàõîâè÷//Ýêîíîìè÷åñêèé âåñòíèê.-2001.-¹2.-Ñ.336-347.
  14. Îñí. ñîö.-ýê. ïîêàç. ÐÁ çà 2007: ñòàò. áþëëåòåíü/Ìèíèñòåðñòâî ñòàòèñòèêè è àíàëèçà ÐÁ.-Ìí: Ìèíèñòåðñòâî ñòàò. è àíàëèçà, 2007.-191.
  15. Ïåòðîâñêàÿ, Ë., Øèïóê, Ï. Ìîäåëè îòêðûòîé ýêîíîìèêè/Ë. Ïåòðîâñêàÿ, Ï. Øèïóê//Áåëîðóññêèé æóðíàë ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà è ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé.-1998.-¹4.
  16. Îñíîâíûå ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ÐÁ çà 2007: ñòàòèñòè÷åñêèé áþëëåòåíü/Ìèíèñòåðñòâî ñòàòèñòèêè è àíàëèçà ÐÁ. - Ìí: Ìèíèñòåðñòâî ñòàòèñòèêè è àíàëèçà, 2007. - 191ñ.
  17. Âíåøíÿÿ òîðãîâëÿ ÐÁ: ñòàòèñòè÷åñêèé ñáîðíèê/Ìèíèñòåðñòâî ñòàòèñòèêè è àíàëèçà ÐÁ. - Ìí: Ìèíèñòåðñòâî ñòàòèñòèêè è àíàëèçà, 2008. - 373ñ.

18.Статистический ежегодник/Министерство статистики и анализа РБ. - Министерство статистики и анализа, 2007.  - 617с.

 

 

 

Приложение 1

Показатели внешней торговли Республики Беларусь

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

ВВП по валютному паритету, млрд. USD

12.7

11.9

14.5

17.7

23

29.6

37.2

44.4

Экспорт, млрд. USD

7.3

7.5

8.0

9.9

13.8

16.0

19.7

24.3

Импорт, млрд. USD

8.6

8.3

9.1

11.6

16.5

16.7

22.4

28.7

Экспорт, % к ВВП

58

60

55

56

60

54

53

54

Импорт, % к ВВП

68

67

63

65

71

57

60

64

Импорт к экс-порту, %

117.8

110.7

113.8

117.2

119.6

104.4

113.7

118.1

Внешнеторговый оборот, млрд. USD

15.9

15.8

17.1

21.5

30.3

32.7

42.1

53

Внешнеторговый оборот, % к ВВП

125.2

131

118

121.4

131.7

110.5

113.2

119.4

ВВП на душу населения, USD

1264

1200

1457

1788

2335

3020

3815

4571

Сальдо

-1,3

-0,8

-1,1

-1,6

-2,7

-0,7

-2,6

-4,4


Расчитано по: [16, 18]

Приложение 2

Объем финансирования проектов ЕБРР в 2004-2006гг.

Страна

2004

2005

2006

Беларусь

23,6

32,1

23,7

Грузия

77,5

87,2

102,4

Казахстан

249,5

279,6

242,1

Литва

52,4

24

20,5

Молдова

11,8

20,7

13,7

Польша

292,9

339,6

232,2

Россия

1238,5

1089,1

1900

Украина

267,4

528,8

711,8


Источник: Годовой отчет ЕБРР 2005-2007

 

Приложение 3

Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

6,9

9,2

5,7

6,7

8,2

6,3

5,5

4,5

5,2

5,3

5,7


Источник: [9, с. 47]

 

Приложение 4

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики

(в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей)

 

1995

20001)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Инвестиции в основной капитал-всего

1484,9

77,6

81,2

233,4

393,6

396,4

420,8

517,8

Промышленность:

839,1

57,4

51,5

103,6

110,8

181,9

269,4

183,2

Электроэнергетика

-

-

0,9

-

-

9,6

24,0

-

Топливная промышленность

0,1

-

1,4

10,9

46,2

6,2

18,9

9,6

Химическая и нефтехимическая промышленность

135,1

0,7

1,9

1,5

18,9

44,4

73,3

7,9

Машиностроение и металлообработка

192,6

35,0

18,9

47,9

16,0

48,1

42,1

3,2

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность

212,7

0,9

3,1

3,8

8,3

29,7

17,5

15,7

Промышленность строительных материалов

12,3

-

-

-

1,9

0,5

0,1

-

Легкая промышленность

189,1

2,8

1,5

3,3

4,1

2,2

2,5

0,7

Пищевая промышленность

38,2

2,2

12,7

3,7

10,6

13,1

52,9

24,5

Сельское хозяйство

0,4

-

0,03

-

1,0

9,7

1,6

1,2

Лесное хозяйство

0,3

1,1

1,5

3,6

-

-

0,1

0,2

Транспорт

109,7

2,9

3,7

7,5

11,1

23,8

15,7

15,5

Связь

97,7

1,7

-

20,4

191,9

97,8

28,2

216,8

 

1995

20001)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Строительство

23,8

0,3

1,8

2,1

7,0

7,4

1,8

15,3

Торговля и общественное питание

37,0

5,2

3,4

26,8

16,3

18,6

20,1

41,1

Жилищное строительство

61,6

0,3

1,1

2,7

1,7

4,2

1,1

2,8

Коммунальное хозяйство

0,6

0,3

2,1

40,1

10,2

6,0

12,0

2,3

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

265,4

4,6

0,8

4,3

5,9

4,7

3,2

2,3

Образование

37,5

0,4

0,8

1,5

6,4

11,0

6,2

4,1

Культура и искусство

0,1

-

-

0,1

-

0,2

0,02

0,2

Наука и научное обслуживание

1,1

2,7

-

0,04

-

0,1

0,05

0,5


1)С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)

Источник: [18]

 

 

Приложение 5

Состояние расчетов Республики Беларусь с организациями других стран на 1 января 2007 года

(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

 

Задолженность организаций Республики Беларусь

Задолженность организациям Республики Беларусь

Превышение задолженности организаций Республики Беларусь над задолженностью организациям Республики Беларусь

всего

В том числе просроченная

всего

В том числе просроченная

всего

В том числе просроченная

всего

4732447

568080

2751948

263397

1980499

304683

Страны СНГ

1941332

207894

1432889

186673

508443

21221

Страны вне СНГ

2791115

360186

1319059

76724

1472056

283462


Источник:[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)