Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:20, курсовая работа
Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 9
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Важнейшими результатами
реформы должны стать существенное
улучшение жилищных условий населения,
обеспечение нормативных
В настоящее время руководством
страны и администрацией ряда городов
и регионов приняты важные документы,
определившие содержание реформы ЖКХ.
В ряде регионов и городов страны
разработаны программы
В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.
При втором подходе приоритет
отдается структурной перестройке
хозяйственных отношений в
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:
- снижение производственных издержек;
- снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;
- смягчение для населения негативных последствий реформы;
- повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
- повышение качества жилья;
- повышение уровня технического содержания жилищного фонда;
- повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
- обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;
- повышение качества содержания придомовых территорий и др.
Как следует из этого перечня
целевых установок, особое внимание
здесь уделяется качественным подходам.
Включение качественных целей позволяет
перейти на принципиально иной уровень
управления данной системой, но это
связано с трудностями
Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов – полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла – соответствие
стандартам качества по
3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла – невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл – полное несоответствие
стандарту (
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом реформирования
жилищной системы в настоящее
время является обоснование приоритетных
направлений и первоочередных мероприятий
реформы с указанием
Таблица 1
Стратегические цели и целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно)
Цель |
Целевой показатель |
Значение целевого показателя |
Примечание | ||
2000 г. |
2003 г. |
2008 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения |
Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя |
17,8 |
19,5 |
22 |
Норма составляет 22-24 кв.м.(в европ.городах 40-60 кв.м.) |
2. Повышение качества жилья |
Качество жилья, баллы |
2,0 |
2,5 |
3,5 |
Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам |
3. Повышение качества работ и услуг в ЖКХ |
Качество работ и услуг, баллы |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
В соответствии со стандартами |
4. Снижение производственных издержек |
Степень снижения издержек, % |
- |
20-30 |
40-60 |
По отношению к базовому периоду |
5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ |
Степень снижения бюджетных затрат, % |
- |
30-40 |
60-80 |
По отношению к базовому периоду |
6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования |
Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей |
16 |
20 |
25 |
В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ |
7. Повышение уровня техниче- |
Уровень техниче-ского и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе |
8. Повышение качества коммунальных услуг |
Качество услуг для населения: - воды; - газа; - электричества; - тепла |
3 4 3 3 |
3,5 4,5 3,5 3,5 |
4,0 4,5 4,0 4,0 |
Определяется экс-пертами в соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами |
9. Обеспечение потребностей населения в воде |
Уровень обеспечен-ности населения во-дой, л/чел. в сутки |
300 |
220 |
180 |
Фактическое потребле-ние воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки |
10. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии |
Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес |
60 |
80 |
100 |
обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии |
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическое
обеспечение предусматривает
Правовое обеспечение
предусматривает разработку и принятие
на уровне города и выход с законодательной
инициативой на более высокий
уровень управления пакета нормативно-правовых
документов и положений по обеспечению
необходимых условий для
Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие.
- Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.
- Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
- Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
- Разработка механизма реализации намеченных целей.
На первом этапе целесообразно
обратить внимание на содержание и
важнейшие аспекты жилищной проблемы
на данной территории. Формирование данного
раздела программы
Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение
указанных мероприятий и
Следует отметить недостаточную
комплексность проведения реформы.
Основное внимание в ней уделено
реформированию жилищного хозяйства,
но крайне недостаточны меры по реформированию
коммунального сектора города. Слабо
проработаны вопросы
Отметим также неготовность
экономико-управленческих служб государственных
жилищных организаций к работе в
новых условиях хозяйствования, проведению
самостоятельной экономической
политики, формированию современной
системы менеджмента и
Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.
Более 80% семей России, проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных «рыночных прав» - не может контролировать объем и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура влажность в помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение о покупке.