Реформа ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 9
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Вложенные файлы: 1 файл

реформа жкх.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда  и повышение уровня жилищно-коммунального  обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными  из которых являются наличие развитого  рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма  инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая  стабильность. Как уже отмечалось выше, эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, но если же вообще не принимать мер  по ее преобразованию, то ситуация может  серьезно ухудшиться и миллионы людей  останутся без тепла, электричества, воды, газа и даже без крыши над  головой.

В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов  и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.

В настоящее время имеются  два альтернативных подхода к  реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части  финансирования жилищной сферы для  освобождения средств, которые могут  быть направлены на социальные нужды  и на другие жизненно важные потребности  населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно  высоких издержек городского хозяйства  на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.

При втором подходе приоритет  отдается структурной перестройке  хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование  тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной  частью реформ, но повышение тарифов  должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных  и институциональных мер, не затрагивающих  непосредственно интересов населения  и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности  функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально  осуществимым.

Важнейшей стратегической целью  развития жилищной сферы является повышение  качества жизни путем улучшения  жилищных условий, повышения сохранности  жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального  обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются  целевые ориентиры:

-    снижение производственных издержек;

-    снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;

-    смягчение для населения негативных последствий реформы;

-    повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

-    повышение качества жилья;

-    повышение уровня технического содержания жилищного фонда;

-    повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

-    обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;

-    повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Как следует из этого перечня  целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет  перейти на принципиально иной уровень  управления данной системой, но это  связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для  ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения  качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными  значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей  измеряется в относительных величинах  или в баллах в соответствии с  действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

5 баллов – полное соответствие  стандартам качества (отличное качество  работ или услуг);

4 балла – соответствие  стандартам качества по основным  параметрам (хорошее качество);

3 балла – выполнение  стандартов лишь по важнейшим  параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла – невыполнение  ряда важнейших параметров (не  вполне удовлетворительное);

1 балл – полное несоответствие  стандарту (неудовлетворительное  качество).

Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере  должна проводиться с установленной  периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно  сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается  уровень достижения целей и эффективность  реализации проводимых мероприятий.

Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее  время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий  реформы с указанием последовательности их осуществления.

Таблица 1

Стратегические цели и  целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно)

 

Цель

Целевой показатель

Значение целевого показателя

Примечание

2000 г.

2003 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

1. Повышение уровня жилищной  обеспеченности населения

Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя

17,8

19,5

22

Норма составляет 22-24 кв.м.(в  европ.городах 40-60 кв.м.)

2. Повышение качества  жилья

Качество жилья, баллы

2,0

2,5

3,5

Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам

3. Повышение качества  работ и услуг в ЖКХ

Качество работ и услуг, баллы

2,0

3,0

4,0

В соответствии со стандартами

4. Снижение производственных  издержек

Степень снижения издержек, %

-

20-30

40-60

По отношению к базовому периоду

5. Снижение рас-ходов бюджета  на содержание ЖКХ

Степень снижения бюджетных  затрат, %

-

30-40

60-80

По отношению к базовому периоду

6. Смягчение для населения  нега-тивных послед- ствий реформи-  рования

Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к  доходу семей

16

20

25

В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ

7. Повышение уровня техниче-ского  и санитар-ного содержания жилищного  фонда города

Уровень техниче-ского и  санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы

3,0

3,5

4,0

Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе

8. Повышение качества  коммунальных услуг

Качество услуг для  населения:

- воды;

- газа;

- электричества;

- тепла

3

4

3

3

3,5

4,5

3,5

3,5

4,0

4,5

4,0

4,0

Определяется экс-пертами  в соот-ветствии с дейст-вующими  норма-ми и стандартами

9. Обеспечение потребностей  населения в воде

Уровень обеспечен-ности  населения во-дой, л/чел. в сутки

300

220

180

Фактическое потребле-ние  воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки

10. Обеспечение потребностей  населения в электроэнергии

Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес

60

80

100

обеспеченность населе-ния  электроприборам определяет рост объе-мов  электроэнергии


Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы  и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый  комплекс обеспечивающих мер. К их числу  относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без  их глубокой проработки эффективность  реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых  обеспечивающих мероприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой  системы планово-программных и  проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость  разработки комплексной Программы  реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему  взаимосвязанных программ, схем и  проектов. К их числу можно отнести  программу реформирования жилищно-коммунального  хозяйства города, программу реконструкции  центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья  и коммунальных услуг и др.

Правовое обеспечение  предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной  инициативой на более высокий  уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению  необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.

Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи  с этим необходимо разработать программу  перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить  источники ресурсообеспечения и  возможности их привлечения.

Необходимым условием организации  эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная  информация о состоянии жилищного  фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального  обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его  звеньях, с позиции комплексной  оценки результатов развития ЖКХ.

Содержание программы  реформирования и развития жилищного  хозяйства города. Программа имеет  следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование  ситуаций и оценка последствий принимаемых  решений, принятие конкретных мер и  разработка механизма их реализации.

Основными этапами разработки программы являются следующие.

-    Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.

-    Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.

-    Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.

-    Разработка механизма реализации намеченных целей.

На первом этапе целесообразно  обратить внимание на содержание и  важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного  раздела программы целесообразно  начать с характеристики состава, структуры  и уровня благоустройства жилищного  фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его  распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.

Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления  и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального  обслуживания населения городов  и муниципальных образований  как важнейшего аспекта повышения  качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений  и местного самоуправления.

Прогнозирование развития жилищного  комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи  с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать  в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных  средств и централизованного  финансирования.

На следующем этапе  разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.

Далее рассматриваются вопросы  разработки обеспечивающих подсистем  программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального  комплекса города.

Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в  городах страны. Во многих городах  сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и  ремонта жилищного фонда. Часть  жилищно-эксплуатационных организаций  получила статус подрядных государственных  или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились  также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.

В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций  и повышение уровня жилищно-коммунального  обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в  разработке и проведении реформы.

Следует отметить недостаточную  комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено  реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо  проработаны вопросы регулирования  капитального ремонта жилищного  фонда. Не определены организационно-экономические  основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного  фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов  конкурентная среда в сфере ЖКХ  фактически не создана.

Отметим также неготовность экономико-управленческих служб государственных  жилищных организаций к работе в  новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической  политики, формированию современной  системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых  источников доходов.

Значительная часть населения  города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости  повышения ответственности за пользование  и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение

Более 80% семей России, проживающих  в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями  жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население  лишено элементарных «рыночных прав» - не может контролировать объем  и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за  сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто  же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого  заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым  продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура  влажность в помещении, работа водоразборных  приборов, освещенность и чистота  улиц и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает  решение о покупке.

Информация о работе Реформа ЖКХ