Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодежи и анализ ситуации молодежного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Введение……………………………………………………………………...............3
1. Молодежь на рынке труда………………………………………………………...5
1.1 Особенности положения молодежи на российском рынке труда…………….5
1.2 Безработица как социально-экономическое явление, ее сущность..................7
2. Решение проблемы занятости молодежи............................................................10
2.1 Социальная поддержка безработной молодежи...............................................10
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости...............................17
Заключение.................................................................................................................19
Список литературы..................................
К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.
На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.
Проблемы выпускников на рынке труда.
1. Отсутствие опыта и стажа работы
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
2. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда
Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
3. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии
Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учёт на бирже труда.
4. Инфантилизм молодёжи в поиске работы
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду, необходимость формирования у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
5.
Проблема неосведомленности
В
настоящее время население
Широкое
информирование граждан о существующих
возможностях и правах в поиске работы
позволить частично снять каждую из названных
проблем.
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1
Социальная поддержка безработной молодежи
Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:
1.Путем
изменения потребности самого
производства в рабочей силе,
что и достигается вводом
2.Путем изменения (уменьшения) потребности в рабочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников).
Важное значение в разработке и осуществлении планов по регулированию занятости имеет уяснение закономерностей её динамики.
Для
создания эффективных условий
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодёжные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве.
Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.
Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодёжи на рынке труда, адаптации её к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряжённости в молодёжной среде.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ.
Эффективным средством социальной защиты молодёжи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодёжи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодёжью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.
Содействие занятости и трудоустройству молодёжи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодёжи — проблема комплексная, её решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодёжи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем.
Реализация различных программ профориентации и содействия трудоустройству даёт молодёжи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2.
Содействие профессиональной
Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе – именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.
Стремясь всемерно
-
стадия оптации (12-17 лет) - подготовка
к сознательному выбору
-
стадия профессиональной
-
стадия развития профессионала
(от 23 лет) - вхождение в систему
межличностных отношений и
Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.
Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.