Роль ГАТТ / ВТО в регулировании мировой торговли. Основные элементы, принципы, правила и нормы ГАТТ/ ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве, и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….….3
1 РОЛЬ ГАТТ / ВТО В РЕГУЛИРОВАНИИ МИРОВОЙ
ТОРГОВЛИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ,
ПРАВИЛА И НОРМЫ ГАТТ / ВТО.……………………..…4-13
2 ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ, КАК БАЗОВЫЙ
ПРИНЦИП ГАТТ / ВТО. ПРИНЦИП СВОБОДЫ
ТРАНЗИТА.………………………………………..……..…14- 15
3 ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ (ГЛАСНОСТИ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ, ПРИНЦИП ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОГО
РЕЖИМА………………………………………...……...…...16-18
4 РОССИЯ И ВТО…………………………………………..…19-20
5 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА..doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В 1999 г. случаи применения протекционистских мер участились. Было начато 330 антидемпинговых расследований, что значительно превышает аналогичный показатель в предыдущие 4 года (в 1995 – 156, 1996 – 221, 1997 – 242, 1998 – 232). Эти расследования были начаты 22 государствами.

В последние годы произошли существенные изменения в составе стран, использующих эту протекционистскую меру. США, Австралия и Канада – примерно 47% случаев антидемпинговых расследований  в 1999 г.

 

В 90-е годы активизировалась антидемпинговая  деятельность стран, либерализовавших свой импортный режим, т. к. для них антидемпинговые процедуры являются важным средством поддержки национальной промышленности, страдающей от дешевого импорта.

В 1999 г. антидемпинговые  расследования были открыты против 50 стран. Наибольшее количество таких процедур (39) начато против Китая. Против России – 14.

Что касается распределения  по отраслям, то более половины антидемпинговых  расследований в 1999 г. пришлось на химическую промышленность и черную металлургию.

Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 года. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.). ВТО функционирует также, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

 Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

 Страны–члены ВТО  принимают на себя обязательство  выполнять 18 соглашений и юридических  инструментов, объединенных термином  «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

 Упомянутый пакет  соглашений включает:

 – соглашение об  учреждении ВТО;

 – многосторонние  соглашения по торговле товарами;

 – генеральное  соглашение по торговле услугами (ГАТС);

 – соглашение о  торговых аспектах прав на  интеллектуальную собственность  (ТРИП);

 – соглашение по  торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ);

 – договоренность  о правилах и процедурах, регулирующих  разрешение споров;

 – механизм обзора торговой политики;

 – многосторонние соглашения с ограниченным участием, то есть обязательные только для присоединившихся членов ВТО по торговле гражданской авиатехникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.

 В основу правопорядка  в мировой торговой системе  положен принцип предоставления  режима наибольшего благоприятствования.  Основная сфера применения этого принципа – таможенные тарифы. Другие специальные принципы международного права: принцип либерализации торговли; принцип защиты национального рынка; принцип свободы транзита; принцип предоставления национального режима; принцип взаимной выгоды; принцип недискриминации; принцип преференций (освобождения, льгот) для развивающихся стран.

Сегодня ВТО – это  своеобразное министерство торговли, управляющее мировой торговой системой. В августе 2001 года полноправным участником ВТО являлась 141 страна, 5 из которых – республики бывшего СССР (Грузия, Латвия, Киргизия и др.). В сентябре 2003 года в ВТО приняты Непал и Камбоджа. Сейчас в ВТО – 148 государств. В настоящее время около 30 государств (включая Россию, Украину, Беларусь, Казахстан, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии) имеют статус наблюдателя и находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. При этом одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ,  КАК БАЗОВЫЙ

ПРИНЦИП  ГАТТ / ВТО. ПРИНЦИП  СВОБОДЫ

ТРАНЗИТА

Два фундаментальных  принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации  реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для  всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального  режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Принцип недискриминации  в торговле:

 Данный принцип  имеет характер общеобязательной  обычно-правовой нормы и подтвержден в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Он означает:

- право государства не подвергаться дискриминации, пользоваться общим для всех режимом в отношении доступа товаров на иностранный рынок, в отношении условий деятельности физических/юридических лиц на иностранном рынке;

- обязанность предоставлять иностранным товарам, иностранным физическим/юридическим лицам одного государства режим не менее благоприятный, чем товарам и лицам любого третьего государства; не допускать различий между ними в ущерб отдельному государству/государствам; не выдвигать дополнительных условий;

- право предоставлять иностранным товарам, иностранным физическим/юридическим лицам какого-либо государства-партнера более благоприятные условия по сравнению с общим недискриминационным режимом;

- право на защиту национального рынка от иностранного импорта, наносящего ущерб экономике, путем принятия законных ограничительных мер при одинаковых обстоятельствах к товарам, физическим/юридическим лицам любого государства без каких-либо различий;

- обязанность PC не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики.

 Вместе с тем,  следует иметь в виду, что современный экономический правопорядок, в основе которого находится система ВТО, рассчитан на взаимодействие государств с рыночной экономикой. В этом смысле он сориентирован на дискриминационный режим в отношении государств с планово-централизованной, государственно-монополистической экономикой, хотя в рамках конвергенции и интеграции национальных экономик таких государств становится все меньше и меньше.

Принцип свободы  транзита:

 Данный принцип  вытекает из положений текста  ГАТТ, «Принципов» ЮНКТАД 1964 года, Конвенции 1965 года о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, и означает:

- право на свободу транзита через территорию государства-участника международной торговой системы и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин и транзитных сборов;

- право государства, не имеющего выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли;

-  обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам, а также доступ к морским портам судам государства, не имеющего выхода к морю.

 

3 ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ (ГЛАСНОСТИ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ, ПРИНЦИП ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОГО

   РЕЖИМА

Принцип транспарентности или принцип гласности внешнеторгового законодательства регламентирован и разработан в рамках ГАТТ (ст. V). Выполнение этой нормы позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут возникнуть в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства.

Принцип транспарентности - обеспечение прозрачности системы регулирования внешней торговли. В широком смысле это означает доступность информации о мерах по регулированию, их ясность и однозначность и касается как самих мероприятий, так и правил их применения.

Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера в отношении квалификации или оценки товаров для таможенных целей или ставок налогов, пошлин или других сборов или требований, ограничений или запретов импорта или экспорта, перевода платежей за них, или распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, обзор, выставление на обозрение, обработку, смешивания или другое использование, которые влияют на их продажу; межгосударственные и межправительственные соглашения.

Основные элементы транспарентности:

- доступность информации  о мерах государственного регулирования;

- применение мер регулирования  лишь после публикации;

- единообразное применение  мер регулирования;

- возможность обжалования  действий властей.

Принцип транспарентности традиционно имеет в виду предостережение  о неразглашение конфиденциальных сведений, которое бы затруднило применения акта внешнеторгового законодательства, противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным деловым интересам отдельных предприятий.

Принцип преференциального  режима:

 Данный принцип  провозглашен в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года, закреплен в тексте ГАТТ, последующих решениях, соглашениях  системы ВТО, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Белградском Договоре о глобальной системе торговых преференций 1988 года (вступил в силу 19.4.89 г.) и др.

 Секретариат ЮНКТАД, таким образом, мотивировал необходимость  в данном принципе (док. ООН  TD/B/C.2/A.C.1/7): «Традиционный принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но в действительности равносильно неравенству режима. Отсюда необходимость предоставления преференций в пользу развивающихся стран». Данный принцип означает:

- право PC на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;

- право PC не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими PC;

- право PC на применение субсидий, в т.ч. экспортных, в целях социально-экономического развития;

- обязанность PC не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;

- обязанность развитых государств снижать или отменять пошлины на товары PC без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;

- обязанность PC по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в МТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 РОССИЯ И ВТО

Переговоры о присоединении  России к Всемирной торговой организации  велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Присоединение РФ к ВТО  вызывает противоположные точки  зрения.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 158 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие.

- Получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;

Информация о работе Роль ГАТТ / ВТО в регулировании мировой торговли. Основные элементы, принципы, правила и нормы ГАТТ/ ВТО