Роль России на мировых рынках услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 08:46, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Содержание

Часть I. Роль России на мировых рынках услуг.
Введение
Россия на мировом рынке услуг
1.1 Россия на мировом рынке образовательных услуг
1.2Транспортные услуги РФ на мировом рынке
Заключение
Список использованной литературы
Часть II.
1. Задание «ВЕРНО/НЕВЕРНО»
2. ТЕСТ
3. Работа со статистическими данными

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 78.45 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Часть I. Роль России на мировых рынках услуг. 

Введение

Россия на мировом рынке услуг

1.1 Россия на мировом  рынке образовательных услуг

1.2Транспортные услуги РФ на мировом рынке

Заключение

Список использованной литературы

 

Часть II.

 

  1. Задание «ВЕРНО/НЕВЕРНО»
  2. ТЕСТ
  3. Работа со статистическими данными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Роль России на мировых рынках услуг. 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран.

20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП, а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.

Перед Россией на сегодняшний день стоит задача расширения присутствия на мировых рынках услуг путем усиления позиций отечественных экспортеров традиционных услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов. Поэтому теоретическое, методологическое и практическое осмысление опыта развития мирового рынка услуг, выработка предложений по диверсификации российского экспорта услуг с учетом тенденций развития мирового рынка и предстоящего присоединения России к ВТО имеет важное значение для экономического развития страны.

Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает, сегодня такую актуальность.

 

 

1.1РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг, как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной базы. Было принято значительное число законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).

Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.

Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

транспорт и связь

торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки

информационно-вычислительное обслуживание

сфера операций с недвижимостью

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование, культура и искусство

наука и научное обслуживание

кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение

аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.

     Объем всего экспорта услуг из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг близки с показателями российского импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья.

Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2009 году без учета торговли России с Белоруссией имела следующую структуру:

В товарной структуре экспорта России в 2009 году удельный вес топливно-энергетических товаров составил 66,7%, стоимостной объем экспорта этой группы по сравнению с 2008 годом снизился на 38,2%.

Россия в мировой торговле услугами занимает приблизительно 25-е место по экспорту и 20-е по импорту.

 

Россия на мировом рынке образовательных услуг

 

Система профессионального образования - это производство. Его продукт - специалисты интеллектуального труда. Характер спроса на эту "продукцию" составляет важный показатель эффективности образовательного процесса. Очевиден тот факт, что наиболее высоким критерием качества подготовки специалистов в тех или иных вузах является спрос на специальности со стороны граждан экономически высокоразвитых стран. Этот критерий применим и для оценки качества системы российского высшего профессионального образования.

В настоящее время Россия занимает 9 место на мировом рынке экспорта образовательных услуг, тогда как СССР после США был вторым экспортером образовательных услуг. Сейчас признанными лидерами этого рынка являются: США (20%), Великобритания (15%), Германия (9%), Франция (8%), доля России составляет около 2% и, не смотря на увеличение общего количества иностранных студентов, доля России постепенно падает.

 

 

В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет всего 1,4% (таблица 1).

Таблица 1. Численность студентов в государственных и муниципальных вузах, принятых на общих основаниях

 

Принятых студентов, тыс. чел.

Динамика, %

Общая численность, тыс. чел.

2005

1372,5

-0,8

5985,3

2006

1376,7

+0,3

6133,1

2007

1384,0

+0,5

6208,4

2008

1362,7

-1,5

6214,8

2009

1329,6

-2,5

6135,6


 

 

Источник: Росстат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия на мировом рынке транспортных  услуг

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20%.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта. Для укрепления позиций России на мировом рынке необходимы создание современной транспортной инфраструктуры и коренная организационная перестройка всей транспортной системы нашей страны.

Все более важным направлением в повышении конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации, прежде всего ее международного сектора, в условиях происходящей интеграции нашей страны в мировое хозяйство становится развитие ее «нематериальной инфраструктуры». Под этим определением мы понимаем сочетание благоприятного национального предпринимательского климата и эффективной нормативно-правовой базы, отвечающих международным требованиям и административно-техническим нормам. Регулирование международных транспортных услуг в России должно соответствовать принципам Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), всей сложившейся мировой системе регулирования, при этом административные методы должны постепенно уступать место экономическим механизмам. Среди актуальных задач - изучение зарубежного законодательства и его применения на практике. Для смягчения остроты нарастающей глобальной конкуренции необходимы также разработка и использование протекционистских инструментов в болевых точках российских транспортных услуг, что требует понимания логики и реалий государственного регулирования за рубежом.

Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Информация о работе Роль России на мировых рынках услуг