Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:58, доклад

Краткое описание

Главным звеном банковской системы любого государства, и Россия здесь не исключение, является центральный банк страны. Поэтому принципы его организации и деятельности не могут не отражаться на финансовой политике страны в целом.
Центральный банк, в отличие от прочих банковских учреждений, не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком, а последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Центрального банка.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Однако не исключаются  возможность размещения ресурсов среди  одного или нескольких заемщиков, а  также случаи неплатежей одним или  несколькими заемщиками. Избежать этого  позволяют устанавливаемые Центробанком РФ ограничения по выдаче кредитов одному заемщику.

Указанные инструменты Центробанка  РФ в той же сфере регулирования  ресурсов коммерческих банков могут  быть эффективными только в условиях осуществлять мероприятия, которые  стимулировали бы привлечение вкладов  и обеспечивали бы их сохранность.

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через  банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и  кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном  порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую  классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет  права пролонгировать кредиты, также  не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью  и приобретать доли или акции  кредитных или иных организаций.

Поэтому Центробанк РФ тщательно  соблюдает основные критерии надзора:

1) достаточность капитала, то есть отношение собственных  средств к суммарным обязательствам;

2) оценка качества активов  (с точки зрения риска и ликвидности);

3) качество менеджмента  (квалификация работников и руководящего  состава);

Российский Центробанк, как  и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объема и структуры  денежной массы в обращении. Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных  операций коммерческих банков, которые  в отличие от Центробанка есть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами  производства и обращения.

Оказывая влияние на эти  учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего  ссудные, операции, Центробанк оказывается  в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Напомним, что согласно ст.75 Конституции РФ основная функция  ЦБ РФ – эмиссия и поддержание  устойчивости рубля. Гражданам России, пережившим крах денежной системы 1991 -1992 года и дефолт 1998 года известно, насколько  это важная функция.

Поэтому общество с пониманием относится к предоставлению Центробанку  РФ огромных полномочий и особого  статуса. Главное в этом – предусмотренная  Конституцией независимость этого  банка от других органов власти. Это полностью соответствует  мировой практике – правительства  всех стран, исходя из сиюминутных интересов, готовы тратить любые средства. И  лишь сильный, независимый Центробанк способен противостоять такому напору исходя из долгосрочных интересов экономики.

Однако на Западе, откуда и позаимствован сам принцип "независимости  ЦБ", независимость понимается исключительно  как независимость от органов  исполнительной власти. Однако общество в лице законодательной власти (конгресса  США или парламента в других странах) имеет право осуществлять полный и ничем не ограниченный контроль за деятельностью Центробанка (в случае США – за деятельностью ФРС). Контроль может осуществляться как постфактум (назначением парламентского расследования или независимого прокурора), так и в текущем режиме (местными аналогами Счетной Палаты, типа GAO).

В российской ситуации можно  говорить лишь об относительной независимости  ЦБ от исполнительной власти. Хотя формально  Госдума утверждает и Председателя ЦБ и членов Совета директоров, но представляет их Президент (причем, как показывает практика, даже неутверждение нисколько не мешает работе в статусе "исполняющего обязанности"). Очевидно, что по каналам спецслужб Президент имеет и необходимую независимую информацию о деятельности ЦБ и эффективные инструменты воздействия (иммунитета от уголовного расследования у сотрудников ЦБ нет).

Центробанк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он является органом государственного управления, с другой, выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.

В рамках своей компетенции  ЦБР издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти и субъектов Российской Федерации, а также для органов местного самоуправления, всех юридических и  физических лиц.

Прибыль ЦБР после направления  ее на увеличение ресурсов банка перечисляется  в доход федерального бюджета. ЦБР  и его учреждения освобождаются  от уплаты налогов, сборов, пошлин и  других аналогичных платежей.

ЦБР, владеющий такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, пользуясь  указанными в данной работе инструментами, выполняет следующие функции

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

– является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в  тех случаях, когда исчерпали  свои ресурсы или не имеют возможности  пополнить их из других источников;

– от имени правительства  управляет государственным долгом, то есть размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;

– наряду с коммерческими  банками осуществляет кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству  и местным властям;

– является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового  рынка, но не вмешиваясь в их оперативную деятельность, ЦБР выполняет свои многообразные функции. Важнейшими из них, как отмечалось выше, являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Эта проблема решается различными методами с использованием экономических рычагов и в конечном итоге сводится к регулированию денежной массы в обращении и направлению ее по соответствующим секторам экономики.

 


Информация о работе Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги