Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:58, доклад
Главным звеном банковской системы любого государства, и Россия здесь не исключение, является центральный банк страны. Поэтому принципы его организации и деятельности не могут не отражаться на финансовой политике страны в целом.
Центральный банк, в отличие от прочих банковских учреждений, не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком, а последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
Однако не исключаются
возможность размещения ресурсов среди
одного или нескольких заемщиков, а
также случаи неплатежей одним или
несколькими заемщиками. Избежать этого
позволяют устанавливаемые
Указанные инструменты Центробанка РФ в той же сфере регулирования ресурсов коммерческих банков могут быть эффективными только в условиях осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение вкладов и обеспечивали бы их сохранность.
Центральный банк – прежде
всего посредник между
ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.
Поэтому Центробанк РФ тщательно соблюдает основные критерии надзора:
1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам;
2) оценка качества активов
(с точки зрения риска и
3) качество менеджмента
(квалификация работников и
Российский Центробанк, как
и Центробанк любой страны, решает
задачу контроля объема и структуры
денежной массы в обращении. Важно,
иметь в виду, что в рыночной
экономике эмиссия денег
Оказывая влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции, Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Напомним, что согласно ст.75 Конституции РФ основная функция ЦБ РФ – эмиссия и поддержание устойчивости рубля. Гражданам России, пережившим крах денежной системы 1991 -1992 года и дефолт 1998 года известно, насколько это важная функция.
Поэтому общество с пониманием относится к предоставлению Центробанку РФ огромных полномочий и особого статуса. Главное в этом – предусмотренная Конституцией независимость этого банка от других органов власти. Это полностью соответствует мировой практике – правительства всех стран, исходя из сиюминутных интересов, готовы тратить любые средства. И лишь сильный, независимый Центробанк способен противостоять такому напору исходя из долгосрочных интересов экономики.
Однако на Западе, откуда и позаимствован сам принцип "независимости ЦБ", независимость понимается исключительно как независимость от органов исполнительной власти. Однако общество в лице законодательной власти (конгресса США или парламента в других странах) имеет право осуществлять полный и ничем не ограниченный контроль за деятельностью Центробанка (в случае США – за деятельностью ФРС). Контроль может осуществляться как постфактум (назначением парламентского расследования или независимого прокурора), так и в текущем режиме (местными аналогами Счетной Палаты, типа GAO).
В российской ситуации можно говорить лишь об относительной независимости ЦБ от исполнительной власти. Хотя формально Госдума утверждает и Председателя ЦБ и членов Совета директоров, но представляет их Президент (причем, как показывает практика, даже неутверждение нисколько не мешает работе в статусе "исполняющего обязанности"). Очевидно, что по каналам спецслужб Президент имеет и необходимую независимую информацию о деятельности ЦБ и эффективные инструменты воздействия (иммунитета от уголовного расследования у сотрудников ЦБ нет).
Центробанк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он является органом государственного управления, с другой, выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.
В рамках своей компетенции
ЦБР издает нормативные акты, обязательные
для федеральных органов
Прибыль ЦБР после направления ее на увеличение ресурсов банка перечисляется в доход федерального бюджета. ЦБР и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей.
ЦБР, владеющий такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, пользуясь указанными в данной работе инструментами, выполняет следующие функции
– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
– является для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников;
– от имени правительства
управляет государственным
– наряду с коммерческими
банками осуществляет кассовое обслуживание
бюджета, ведет счета внебюджетных
фондов, обслуживает представительные
и исполнительные органы власти, выдает
краткосрочные ссуды
– является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.
Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, но не вмешиваясь в их оперативную деятельность, ЦБР выполняет свои многообразные функции. Важнейшими из них, как отмечалось выше, являются разработка и осуществление совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Эта проблема решается различными методами с использованием экономических рычагов и в конечном итоге сводится к регулированию денежной массы в обращении и направлению ее по соответствующим секторам экономики.
Информация о работе Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги