Роль государства в стимулировании экспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является определение теоретических и методических основ роли государства в стимулировании экспорта, выявление направлений совершенствования механизма обеспечения экспорта в России, разработка методических и практических рекомендаций для повышения внешнеторговой деятельности РФ и пути совершенствования экономического развития России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность России;
2. изучить внешнюю политику России на современном этапе;

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России.......................................5
1.1. Торговый оборот...............................................................................................5
1.2. Сальдо платежного баланса: тенденции и основные выводы......................8
Глава 2. Внешняя политика России на современном этапе.............................11
2.1. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации..............................................................................................................11
2.2. Таможенное регулирование экспорта..........................................................15
Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016гг......................................................................................................................18
3.1. Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики.................................................................................................................18
3.2. Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации.........................................................................................20
Заключение...........................................................................................................26
Список использованной литературы..............................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 149.48 Кб (Скачать файл)

Большинство  экспертов  ставят  под  сомнение  целесообразность  прямого использования военной силы в качестве инструмента внешней политики. С их точки зрения, наиболее рациональным является не столько прямое обращение к силе, сколько запугивание с целью заставить противника поддаться давлению.

Другой  формой  реализации  военной  силы  является  ее  демонстрация. Главная цель демонстрации силы состоит в том, чтобы показать потенциальному противнику способность в случае необходимости атаковать его в том или ином критически важном регионе.

Оказание военно-технической помощи зарубежным государствам представляет собой особый инструмент укрепления военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира. Военно-техническая помощь определяется как предоставление иностранным государствам продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе. Получателями военно-технической помощи России являются преимущественно государства – члены ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан). Так, с 2006 по 2008г. Минобороны России оказало на безвозмездной основе военно-техническую помощь Киргизии на сумму 27,3 млн.долл.5

Среди инструментов внешней политики России особое место занимает военное присутствие. Одним из его видов является постоянное присутствие, которое включает создание военных баз за пределами страны на чужой территории. Другим видом военного присутствия является оперативное реагирование на изменение обстановки в том или ином регионе мира с помощью вооруженных сил.

Набор экономических мер, к которым прибегают государства для защиты собственных интересов, достаточно широк. Применение таких санкций призвано оказать давление на государство для обеспечения внешнеполитических приоритетов без применения военной силы. К специальным экономическим мерам можно отнести запрет на въезд в страну представителей органов власти того или иного государства и должностных лиц. Отдельно хочется выделить такой инструмент воздействия на политику других государств, как эмбарго. Самым радикальным средством использования экономической силы является блокада.

Прямые зарубежные инвестиции служат мощным инструментом влияния на экономику и политику зарубежных стран. Их основной формой сегодня являются частные инвестиции, которые контролируются политиками страны-инвестора и играют свою роль в проведении внешнеполитического курса в отношении той или иной страны. Так, объем инвестиций России в экономку стран СНГ в 2007 г. составил более 2,6 млрд.долл.6

Хорошо  известно, что международная репутация любого  государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств и по праву рассматривается неотъемлемой и полноценной частью стратегии действий на международной арене.7

В реализации внешнеполитической стратегии России особая роль принадлежит внешней культурной политике. Под ней понимается система мер, предпринимаемых Правительством РФ для распространения и популяризации национальной культуры за рубежом. Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления внешняя культурная политика способна внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Вещание русскоязычных СМИ за рубежом представляет собой  инструмент влияния на общественное мнение и политику зарубежных стран. Российские телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только поставщиками достоверных новостей из России, но и постоянным каналом связи с исторической родиной. Во многом благодаря русскоязычным СМИ соотечественники, живущие за пределами страны, не чувствуют себя оторванными от нее.

Особое значение для реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России. Значительную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе права на получения образования на русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах СНГ и странах Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений и постоянно создаются новые. На основании российских лицензий действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими высшими учебными заведениями (15 государственных и 14 негосударственных вузов), такими как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и др. В этих филиалах обучаются 25 тыс. человек.8

Среди  форм  реализации  внешней  культурной  политики  экспорт  образования в зарубежные страны занимает одно из центральных мест. Россия занимает восьмое место по численности обучающихся иностранных граждан после США (586 тыс. человек), Великобритании (233), Германии (200), Франции (160), Австралии (157), Испании (124) и Канады (100). В настоящее время в вузах Российской Федерации обучается около100 тыс. иностранных граждан, в том числе около70 тыс. на контрактной основе и свыше 30 тыс. за счет федерального  бюджета.9

Формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику относится к сфере публичной дипломатии. Целью публичной дипломатии является обеспечение поддержки конкретных акций данного государства в международном масштабе.

Выбор средств внешней политики зависит от материальных и политических возможностей государства, которыми располагает правительство данного государства, от готовности военно-политического руководства воспользоваться имеющимися в его распоряжении средствами, от ситуации, в которой должны использоваться избираемые инструменты.

 

2.2. Таможенное регулирование экспорта

Экспорт России в январе-марте 2014 года составил 122,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-мартом 2013 года снизился на 3,0%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-марте 2014 года приходилось 86,5%, на долю стран СНГ – 13,4%.

Основу российского экспорта в январе-марте 2014 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,2% (в январе-марте 2013 года – 75,8%).

В январе-марте 2014 года по сравнению с январем-мартом 2013 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на – 3,7%, а физический возрос - на 1,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса увеличились объемы экспорта угля каменного – на 14,7%, бензина автомобильного – на 11,4%, газа природного – на 8,4%, дизельного топлива – на 6,7%. При этом снизились физические объемы экспорта электроэнергии – на 37,2%, кокса – на 16,7%, нефти сырой – на 7,0%, топлив жидких – на 1,8%.10

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-марте 2014 года составила 7,3% (в январе-марте 2013 года – 7,2%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем-мартом 2013 года на 1,0%, а физический возрос – на 4,0%. Возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали - на 15,7%, ферросплавов – на 15,4%, меди и медных сплавов – на 14,9%. Физические объемы экспорта алюминия сократились – на 15,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 6,6%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-марте 2014 года составила 5,0% (в январе-марте 2013 года – 5,1%). По сравнению с январем-мартом прошлого года стоимостной объем экспорта этой продукции снизился – на 4,8%. При этом возросли физические объемы экспорта органических химических соединений - на 12,5%, метанола – на 40,9%, пластмассы и изделий из них – на 53,9%, фото и кинотоваров – на 21,0%, калийных удобрений – на 47,9%.  Физический  объем  экспорта  каучука сократился  – на  11,3%,  аммиака – на 27,4%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-марте 2014 года составила 2,7% (в январе-марте 2013 года – 3,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы снизился на 27,9%. Возросли физические объемы поставок  оборудования электрического – на 33,8%, моторных транспортных средств – в  5,5 раза.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-марте 2014 года составила 2,8% (в январе-марте 2013 года – 1,9%). По сравнению с январем-мартом 2013 года стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на  42,8%, за счет увеличения физического объема поставок в 2,3 раза.11

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-марте 2014 года составила 2,1% (в январе-марте 2013 года – 1,7%). Стоимостной и физический объемы экспорта данной товарной группы возросли по сравнению с январем-мартом 2013 года на 21,5% и 18,1% соответственно. Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов возросли на 23,3%, фанеры – на 22,0%, пиломатериалов на – 19,1%, бумаги газетной   – в  1,8 раза. Объем экспорта целлюлозы снизился – на 6,5%.12

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-марте 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года по основным укрупненным  товарным позициям снижение стоимостных объемов поставок сопровождалось ростом их физического объема: топливно-энергетические товары, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности.

Одновременно с этим в экспорте продовольственных товаров и сырья для их производства, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий отмечалось увеличение как стоимостных, так и физических объемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016 гг.

3.1. Общие  факторы формирования таможенно-тарифной политики

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана  с  решением  приоритетных  задач  в  сфере  модернизации  и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности  отечественных  производств, что необходимо  для  успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование  будет  осуществляться  под  влиянием совокупности факторов институционального характера,  обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:13

–  повышение прозрачности и предсказуемости таможенно-тарифной политики  при  общей  тенденции  к  снижению  уровня  тарифной  защиты  в процессе выполнения обязательств по ВТО;

– следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями  на  площадке  ВТО,  а  также  других  международных экономических организаций;

– разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного  производства,  которые  в перспективе могли  бы  сформировать  экспортный  потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение  и  микро -  и оптоэлектроника,  биотехнологии,  медицинская  техника  и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной  безопасности  страны.

Определенные  подходы  к  реализации  политики  будут  обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря  на  имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое  экономическое развитие в среднесрочной  перспективе  оценивается как  умеренно  благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое  улучшение  экономической  динамики  в  США  и странах  – членах  ЕС.  Главными  локомотивами  мировой  экономики  останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия – 6,7%.

По сравнению с 2013 годом,  начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного  фонда  (МВФ),  в  физическом  выражении  ее  увеличение  составит 5,5%  в  2014  году,  при  этом  быстрее  всего  будут  расти  импорт  и  экспорт развивающихся  стран:  почти  на  8%  и  7%  соответственно  в  2014  году.

Ожидается  также  рост  на  4,5%  экспорта  развитых  государств.  Это  будет означать  увеличение  конкурентного  давления  на  российских  производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня  запасов  в  среднесрочной  перспективе  существенного  роста  мировых цен  на  крупнейшие  позиции  российского  экспорта  и  импорта  не  ожидается.

Маловероятно  и  сильное  падение  цен,  поскольку  прогнозируется  высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под  влиянием  военно-политических,  финансовых  (для  биржевых  товаров)  и климатических факторов.

В  структуре  экспорта  в  рассматриваемый  период  увеличатся  доли продовольствия, машин и  оборудования,  химической  продукции,  металлов  и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится.

Информация о работе Роль государства в стимулировании экспорта