Роль значений эластичности спроса в исследовании рыночных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы:
― раскрыть экономическое содержание спроса,
― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,
― разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Актуальность данной темы заключается в том, что анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсоая работа.docx

— 58.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ЭЛАСТИЧНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА.

 

1. Эластичность спроса

       Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной, эластичность предложения как правило, положительной величиной.

        Показатели эластичности спроса широко используются зарубежными предприятиями при установлении цен на товары.

        Прежде всего, зная эластичность спроса на выпускаемый на рынок товар, предприниматель заранее имеет возможность определить реакцию покупателей на изменение цены.

        Кроме того, показатель эластичности служит мерилом при оценке тенденций изменения общих расходов предприятия в зависимости от характера спроса на товар.

     Зная коэффициент эластичности спроса по цене, можно достаточно просто рассчитать ряд показателей, необходимых для предпринимательской деятельности, в частности, возможное изменение цены.

      Совершенно очевидно, что при увеличении объема реализации товара (допустим, предприниматель расширил долю рынка или предполагает ее расширить), используя коэффициент эластичности для продаваемого товара, можно рассчитать возможное изменение цены.

      Достаточно широко показатель эластичности используется для прогнозирования цен. При этом следует отметить, что спрос на отдельные группы товаров неодинаково (с различной эластичностью) реагирует на изменение цены. Для многих товаров спрос на них обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. На отдельные товары спрос может быть более эластичен для кратковременного периода.

Проведенные в США исследования спроса на бензин и автомобили показали, что для этих двух факторов коэффициенты эластичности в зависимости от продолжительности  периода изменения цен и доходов  противоположны: для бензина в  долгосрочном периоде коэффициент  эластичности спроса по абсолютной величине больше, чем в краткосрочном периоде, а для автомобилей - наоборот.

     Таким образом, изучение спроса - очень важная и необходимая часть методики ценообразования. На зарубежных предприятиях этому вопросу придают исключительное значение, поскольку спрос и предложение - два основных рычага рыночной экономики.

 

 

2. Ценовая эластичность

      Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

 

     Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

    1) Эластичный спрос.

Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

    2) Неэластичный спрос.

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный.

    3) Единичная эластичность.

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

     4) Совершенно неэластичный спрос.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос  является совершенно неэластичным.

    5) Совершенно эластичный спрос.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать  покупки от нуля до предела своих  возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

 

3. Формула ценовой эластичности

    Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed).

Ed= ?Q /?Р, где

?Q – процентное изменение  кол-ва спрашиваемой продукции,

?Р – процентное изменение  цены.

Процентные изменения  вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции  на то количество продукции, на которое  спрос предъявлялся первоначально.

Ed=?Q/Q*?P/P

     Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный  знак 
(т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

 

    4. Оценка эластичности по показателю общей выручки

      1) Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

       Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

     2) Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение

цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,  если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

     3) Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены

оставит общую выручку  неизменной.

    

5. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

 

     Эластичность  определяется на заданном интервале.  Определение ее на  некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

     Линейная кривая  спроса. Эластичность интервалов  цен и количества

спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

     Кривая спроса  постоянной эластичности. Кривая  спроса может быть

представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

    

 

 

6. Факторы ценовой эластичности спроса

 

     1) Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта

предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

     2) Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар

в бюджете потребителя, при  прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

     3) Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы

необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши  обычно эластичен.

     4) Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее

время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя , долговечности

продукта.

          

7. Перекрестная эластичность

 

     Концепция  перекрестной эластичности позволяет  измерять, насколько

чувствителен потребительский  спрос на один продукт (товар Х) к  изменению цены какого-то другого продукта (товар Y).

         Exy=

     Эта концепция  позволяет понять явления взаимозаменяемости  и Взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной

эластичности имеет отрицательное  значение, то товары Х и Y являются

взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.

 

     8. Эластичность спроса по доходу

 

     Эластичность  спроса по доходу позволяет  измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя.

          Ei=

     Для большинства  товаров этот коэффициент будет  иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в  экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент

указывает на перспективу  сокращения производства в отрасли.

  

9. Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности.

 

     При анализе  спроса и предложения важно  выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

     Для многих  товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а  не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

         Пример: Резкое повышение цен  на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.

     Для других  товаров спрос более эластичен  для краткосрочного, а не

долгосрочного периода. Это  товары длительного пользования, поэтому  суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

     Эластичность  спроса от дохода также различна  для долгосрочного и

краткосрочного периодов. Для большинства товаров и  услуг  эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Анализ эластичности спроса

спрос рынок предложение  эластичность

Рыночный процесс состоит  из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и  покупатель, представляемый спросом  на товары. Спрос и предложение  являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и  служат связующим механизмом между  производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые  и неценовые факторы, которые  должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает  рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует  состояние рынка, при котором  величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения  спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что  спрос выступает одним из самых  важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей  товаров целесообразно и выгодно  с экономической точки зрения.

Информация о работе Роль значений эластичности спроса в исследовании рыночных процессов