Роль значений эластичности спроса в исследовании рыночных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы:
― раскрыть экономическое содержание спроса,
― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,
― разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Актуальность данной темы заключается в том, что анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсоая работа.docx

— 58.27 Кб (Скачать файл)

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.

При установлении цены на свой товар, а также при определении  ценовых надбавок или скидок, производитель  должен улавливать те изменения, которые  происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в  ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание  ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных  решений.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

― наличие товаров-заменителей

― фактор времени.

― значимость того или иного товара для потребителя.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения  степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие  товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

      IV. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ 

             

     Концепция  эластичности спроса имеет огромное  практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью:

        

     1. Переговоры  об уровне заработной платы. 

     Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

 

     2. Небывалый  урожай.

     Исследования  показывают, что спрос на большую  часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для

политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства (см. гл. 35).

 

     3. Автоматизация. 

     Характер воздействия  автоматизации, то есть быстрого  технологического

прогресса, на уровень занятости  частично зависит от эластичности спроса на

производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое

трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической  безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты

на работу, так как прирост  объема продаж и производства фирмы  будет невелик.

     4. Дерегулирование воздушного транспорта.

     Первым следствием  дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с  эластичным спросом на воздушные путешествия  привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были

троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела  к резкому

сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

     5. Акцизный  налог. 

     Выбирая, какие  из товаров и услуг обложить  акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой-то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет  до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты,

спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и  сигареты.

 

        6. Героин и уличная преступность.

     Тот факт, что  спрос наркоманов на героин  крайне неэластичен, создает

своеобразные проблемы для  борьбы за соблюдением законности. Обычный метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении его поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты. Однако что произойдет, если такая политика окажется успешной? При крайне неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда, как количество покупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из преступной деятельности

- магазинных краж, ограблений, проституции, карточной игры, количество  такого рода преступлений увеличится по мере роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых наркоманами.

 

       7. Минимум заработной платы.

     Федеральный  закон о минимуме заработной  платы не позволяет нанимателям пленить занятым у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час. Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы, превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди рабочих моложе 20 лет. С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона. Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю. Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.

     Эти примеры  можно было бы продолжить, но  основная идея уже ясна.

     Эластичность  спроса жизненно важна для  бизнесменов, фермеров, наемных рабочих, а также дня разработчиков государственной экономической политики.

    

 

 

                                Заключение

                          

     Рыночный процесс  состоит из множества актов  обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

     Результатом  взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Надо также  отметить, что спрос выступает  одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство "нужных", пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

     Понятие эластичности  спроса имеет прямое отношение  к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .

     На основе  выше сказанного можно сделать  следующие выводы. При эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка, об этом упоминалось выше, увеличивается (уменьшается). То есть мы пришли к выводу, что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный, между ними возникает прямая зависимость. Единичная эластичность не меняет величину дохода. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы

манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам.

    

    

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  использованной литературы 

              

1) Дж. Ф. Стенлейк, «Экономикс для начинающих».- Москва, изд.

"Республика", 1994 г.

2) Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс: принципы,

проблемы, политика».- Москва, изд. "Республика", 1993 г.

3) «Основы рыночной экономики.  Терминологический словарь».-

Москва, изд. МАИ, 1992г.

4) Р. Нуриев, Н. Розанова. «Поведение потребителя в рыночной

экономике».- Вопросы экономики  № 1, 1994 г.

5)  "Макроэкономика" под редакцией Е.Б.Яковлевой.

6) Эдвин Дж. Долан. «Микроэкономика».- Издательство АО

"Санкт-Петербург оркестр", 1994 г. 

7) АО “Литера плюс”, Микро - и макроэкономика, практикум. “Санкт-Петербург оркестр”, 2006 .

8)   Борисов Е. Ф. «Экономическая теория» Учебник М. 2006.

9) Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. М.: ЗАО «Эксперт», 2000.

10) Камаев В. Д. «Экономическая теория» 5-е издание М. 2007.

11) Николаева И. П. «Экономическая теория» ― Учебник, М., 2007.

12) «Экономическая теория в вопросах и ответах» ― Учебное пособие, М., 2007.

13) Носова С. С. «Экономическая теория» Учебник, Москва 2007.

14)Океанова З. К. «Экономическая теория» Учебник, Москва 2009.

15)Яковлева Е. Б. «Микроэкономика» М. 2006.

16) Курс экономической теории/ под ред. Чепурина М.Н. Киров, 2008. 344с.

17)Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Юристъ, 2008. 432 с.

18) Микульский К.В. Формирование новой модели занятости// Экономист. 2008. № 3.

 19) <http://www.yuga.ru/news/179602/>


Информация о работе Роль значений эластичности спроса в исследовании рыночных процессов