Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в современной экономической системе и выявление особенностей его формирования и использования в условиях российской экономики.
Предметом исследования является информационный ресурс, процесс его формирования, развития и использования в экономике.
Объектом исследования является информационный ресурс в отрасли экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

mikro kursov.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов.

Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". С этим нельзя не согласиться, ведь информация в той или иной мере всегда использовалась людьми в хозяйственной деятельности, в частности, в виде сведений о предметах труда и средствах труда, способах их взаимодействия, она являлась важной составной частью рабочей силы в виде навыков, умений, знаний и т.д. К началу двадцатого века развитие отраслей промышленности, производящих средства переработки, хранения и передачи информации значительно расширило масштабы и повысило эффективность использования различных видов информации как ресурса в производственном процессе. Однако до последнего времени оценить значение и определить степень участия информационного ресурса в этом процессе было весьма сложно. Только в условиях современного этапа развития НТП, когда информационный ресурс стал занимать исключительное место в организации и функционировании национальных хозяйств, становится очевидной необходимость и возможность всестороннего научного исследования его экономической роли.

Наличие ряда специфических черт информационного ресурса обусловливает его особую роль в числе традиционных экономических факторов - труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Будучи самостоятельным ресурсом, информационный ресурс одновременно является интегративным фактором хозяйствования, элементы которого содержатся в каждом из факторов производства, служат критерием их зрелости, условием эффективного функционирования и взаимодействия.

Понятие «информационный ресурс» стало использоваться наукой в первой половине XX века. К числу первых его исследователей относятся ученые Н. Винер, А. Н. Колмогоров, К. Шеннон, У. Эшби, которые сосредоточили свой анализ на количественном аспекте понятия на базе математической теории информации.

Впервые информация как экономическая категория была применена   А. Хартом при определении причин успеха деятельности фирм в сфере финансов. В дальнейшем к информационному обеспечению деловых кругов общества обращался Ф. Найт, определив информацию как величину, обратно пропорциональную неопределенности.

Эта область исследования роли информации в экономике подразумевает и микроэкономический аспект коммерческого применения информации. Современная зарубежная экономическая мысль, представленная К. Эрроу, Г. Саймоном, У. Баумолем, Дж. Стиглером. Они определяли информацию как экономическую категорию.

Среди отечественных экономистов, исследовавших роль информации в экономике в рамках микроподхода, следует отметить Д. Плахотную, А. Московского, А. Аузана,  Р. Малахинову и др., которые наиболее полно раскрыли природу информационных ресурсов и информационного продукта. Особое место занимают работы С. Малахова, исследующего понятие трансакционных издержек, с точки зрения классический экономической школы; Р. Капелюшникова, развивающего институциональный подход О. Уильямсона и теорию трансакционных издержек Р. Коуза, применительно к экономике России.

Исследование локальных проблем, непосредственно касающихся рынка информации его функционирования и регулирования отражены в публикациях Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров.

Другое направление исследования роли информации заключалось в попытке социологов и футурологов создать концепцию информационного общества. При этом информация использовалась в качестве экономической основы существования данного общества. К числу авторов концепции информационного общества относятся Дж. Белл, П. Айрис, У. Дайвард, О. Тоффлер. В работах зарубежных и отечественных экономистов исследуется роль информации в экономической системе, методы использования информации отдельными предпринимателями, предприятиями и правительством. Информация как результат труда и, следовательно, объект купли-продажи, проблемы организации и развития рынка информации разработаны пока не достаточно глубоко, что и явилось аргументом при определении цели и задач исследования.

Целью исследования является определение роли информационного ресурса в современной экономической системе и выявление особенностей его формирования и использования в условиях российской экономики.

Предметом исследования является информационный ресурс, процесс его формирования, развития и использования в экономике.

Объектом исследования является информационный ресурс в отрасли экономики.

Задачами исследования  являются изучение понятия информации и рынка информационных услуг, роли рынка информационных продуктов и ресурсов, правового регулирования рынка информационных услуг, формирования и перспектив развития этого рынка в России.

 

  1. Сущность и роль информации в экономике

Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Экономическая сущность информации неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и получателей информации.

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».

Роль потребителей информации с экономической точки зрения очерчивается в следующем определении: “информация - новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные, представляющие экономическую ценность”.

В информационных экономических отношениях по своей природе информация является коллективным продуктом. Она обостряется противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания.

 

    1. Понятие информации в экономике, а также ее характеристики, свойства и виды

В настоящее время во всём мире информация рассматривается в качестве одного из важнейших и стратегических ресурсов развития общества. Информационные ресурсы стоят в одном ряду с материальными, энергетическими и человеческими.

С помощью информации потребитель-пользователь получает возможности удовлетворять потребности в новых сведениях и знаниях, которые могут являться основой, в том числе и для извлечения прибыли.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других, поэтому термин “информация” имеет различные определения.

Во-первых, в документах ЮНЕСКО (подразделение Организации Объединённых Наций, осуществляющее проекты в сфере образования и науки) информация определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества.

Во-вторых, толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. даёт следующую характеристику термину информация. Это “сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством“.

В-третьих, философский подход к определению информации определяет нам её как специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.

В-четвёртых, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-99) определяет информацию как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.

В-пятых, с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Характеристики экономической информации:

  • объем информации
  • целостность информации
  • цикличность
  • удельный вес значений.

Свойства экономической информации: 

  • ценность и полезность экономической информации характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;
  • полнота экономической информации может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;
  • независимость содержания от форм предоставления.

Классификация экономической информации:

1. По значению  в процессе управления:

  •  управляющая (состоит из доводимой до сведения исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов);
  • осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта).

2. По содержанию:

  • по фазам и процессам производства: информация о рынке, информация о производстве;
  • по отображенным структурным единицам: по отраслям, по экономическим районам, по отдельным предприятиям.

3. По возможности  использования ценности информация  для принятия решения:

  •  полезная;
  • ложная;
  • избыточная.

4. По степени  обработки и месту в информационном  процессе:

  • первичная;
  • производная.

5. По постоянности: 

  • постоянная;
  • условно-постоянная;
  • переменная.

Недостатки экономической информации:

  • не все сведения несут информационную нагрузку;
  • многократное дублирование данных;
  • аналогичные данные не сопоставимы;
  • терминология экономической информации не унифицирована.

Выделяют следующие категории информации как экономических объектов:

  • Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
  • Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
  • Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.

Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.

 

    1. Информация как экономический ресурс и товар

Применение информации в качестве экономического ресурса может заключаться в продаже/покупке/обмене. Этот ресурс может быть представлен в ограниченном количестве. При этом на информацию может предъявляться платежеспособный спрос.

Классический подход к определению ценности (полезности) информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.

Информация о работе Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг