Роль информации и информационных технологий в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– изучить сущность информации и ИТ;
– рассмотреть виды информационных технологий;
– определить современное состояние и перспективы развития информационных технологий в экономике;
– выявить проблемы развития информационных технологий и перспективы развития ИТ;
– сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

1 Тема курсовой работы: Роль информация и информационных технологий в современной экономике
2 План курсовой работы
Введение с.3
Глава 1 Сущность информации и информационных технологий
1.1 Информация как экономический ресурс с. 5
1.2 Понятие информационных технологий в экономике с. 7
1.3 Значение информации и информационных технологий в экономике с. 9
Глава 2 Современные информационные технологии: особенности и
направления развития.
2.1 Классификация информационных технологий (ИТ) в экономике с.13
2.2 Реализация ИТ в экономике с.15
2.3 Направления и тенденции развития ИТ в мире с.18
Глава 3 Особенности развития информационных технологий в экономике России
3.1 Развитие отрасли ИТ в России с.21
3.2 Информационные технологии в сфере государственных услуг с.24
3.3 Проблемы развития информационных технологий и пути их решения с.26
3.4 Направления развития международного сотрудничества в сфере информационных технологий с.29
Заключение с.31
Список литературы с.33
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Роль информации и информационных технологий в современной экономике.docx

— 482.00 Кб (Скачать файл)

Для Российской Федерации опережающее  развитие отрасли ИТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики  и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления.

К благоприятным факторам развития российского рынка ИТ относятся  продолжающийся экономический рост и высокий базовый уровень  образования населения. Экономический  подъем, рост управленческой культуры и появление у компаний свободных  инвестиционных ресурсов приводит к  увеличению доли корпоративных расходов на реализацию масштабных проектов внедрения  ИТ в общей структуре затрат. Высокий  уровень образования значительной части населения является важным ресурсом обеспечения потребностей отрасли в квалифицированных  специалистах и пользователях в  сфере ИТ.16

Этими факторами и обусловлен стремительный  рост внутреннего спроса на ИТ в  России. Темпы роста в российской отрасли информационных технологий с 2000 года ежегодно превышают темпы  роста экономики страны в среднем  в 4 раза. В 2006 году объем отрасли  вырос на 20 процентов по отношению  к 2005 году и превысил 1 трлн. 160 млрд. рублей. В рейтинге развития информационных технологий в 2010-2011 годах Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия занимает 77-е место из 138 стран. Возглавляют рейтинг Швеция и Сингапур, 3-е место занимает Финляндия, 4-е - у Швейцарии и 5-е - у США.

Согласно данным исследования, в  2010 году IT-отрасль возобновила рост, но еще не достигла докризисного уровня. По оценкам экспертов "РИА-Аналитика", после падения в 2009 году на 12-14%, рост отечественного IT-рынка в 2010 году составил 13-15% - до уровня 570-580 миллиардов рублей. Прогноз темпов роста IT-рынка в 2011 году – 15-20%.  Посткризисное оживление российской экономики в первую очередь отразилось на ведущих компаниях, которые смогли увеличить свою долю рынка за счет налаженного доступа к государственным и окологосударственным проектам (Приложение 5). К 2010 году реализация государственной политики в области ИКТ позволила обеспечить повышение плотности телефонной сети в полтора раза, увеличить обеспеченность населения компьютерами с 10 до 43 на 100 человек, долю пользователей сети Интернет  - с 15 до 45 процентов, долю отрасли ИТ в структуре ВВП  - с 5 до 10 процентов. Это также позволило добиться роста доли ИТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов.

Однако, несмотря на впечатляющие темпы  роста, абсолютные объемы рынка ИТ в  России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента объема всего  ВВП России. Для сравнения, в США  объем рынка ИТ превышает 500 млрд. долларов и составляет более 5 процентов  от ВВП. При этом в общей структуре  российского рынка импортное  аппаратно-технологическое обеспечение  составляет львиную долю, в то время  как рынок услуг ИТ составляет лишь 30 процентов, а рынок программных  продуктов – 14 процентов от общего объема.

На экспорт в настоящее время  приходится всего 14 процентов объема российского рынка ИТ. Для сравнения, в других странах, имеющих динамично  развивающиеся отрасли ИТ, доля экспорта преобладает в общей структуре  и составляет, например, 70 процентов  в Израиле и 80 процентов в Индии.

Значительный рост экономики России в последние годы, либерализация  условий экономической деятельности предприятий ведут к активной интеграции российской экономики в  мировую, участию в глобализации экономических процессов, а главное  – участию в новой экономике  глобального информационного общества. Информационные технологии и связь  становится теми элементами, которые  не только объединяют огромную территорию России, но и объединяют людей. Неразрывность  государственного информационного  пространства, доступ максимального числа граждан к информации, информационному обмену  - это залог не только экономического и социального развития, но и государственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности. 17

Активным потребителем продукции  и услуг в сфере ИТ в Российской Федерации является государство. Как  и в развитых странах, доля спроса со стороны государства в течение  последних 5 лет на российском рынке  ИТ достигала 30 процентов, что стало  существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупных компаний, находящихся  под контролем государства (ОАО "Газпром", РАО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Активным источником спроса на рынке ИТ являются также  предприятия финансовой и нефтегазовой отрасли, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают  по объемам расходов на ИТ.18

Российский рынок ИТ ждет изменение  структуры и рост объема Российский рынок ИТ кардинально отличается от соответствующих рынков развитых стран по структуре и объему (Приложение 6).

  • Рынок ИТ в России в 2009 году (ситуация кардинально не изменилась в 2010 г. По оценкам Аналитического департамента Банка Москвы) составлял лишь 1.2 % от ВВП, что является крайне низким показателем по сравнению со странами Западной Европы (2.8 %) и по миру в целом (2.5 %).

  •  Структура рынка в России отличается высокой долей «компьютерного оборудования» (55 %). При этом в странах Западной Европы половину рынка составляют ИТ-услуги, а доля «железа» лишь немногим превышает 30 %.

  • Российский рынок ИТ является неконсолидированным. Доля лидера рынка – IBS Group – составляет 6-7 %. Вышеуказанная структура и объем российского рынка ИТ говорят о высоком потенциале роста данного сектора. Причем, опережающими темпами будут увеличиваться сегменты ИТ-услуг и разработки программного обеспечения..

Таким образом, отечественный рынок ИТ отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран. Такое положение вызвано общеэкономическими причинами: последствием спада производства в 1990-х годах, неготовностью многих предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низким уровнем материального благосостояния основной части населения. Вместе с тем, развитие отрасли ИТ в России сдерживается дополнительно целым рядом других барьеров. Прогноз развития российского ИТ-рынка 2010-2015 год представлен в Приложении 7.

 

    1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Необходимо отметить, что  в последние годы в России предпринимаются  меры по активизации использования  информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности  и качества государственных и  муниципальных услуг. Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет  гражданам и бизнесу доступ к  высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость  этих услуг.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям" признано необходимым обеспечить с 1 января 2008 года переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). Создание технических компонент ОГИЦ осуществляется Мининформсвязи России и Росинформтехнологии в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)".Основными целями создания ОГИЦ являются:

  • оптимизация взаимодействия органов государственной власти друг с другом, с населением и организациями на базе высокотехнологичных сервисов;
  • обеспечение регламентированного и свободного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими услугах;
  • обеспечение дистанционного оказания государственных услуг на базе сведений, содержащихся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления.

Функции уполномоченного  федерального органа исполнительной власти в области электронной цифровой подписи возложены на Федеральное  агентство по информационным технологиям. Вся информация о государственных  услугах на ОГИЦ разделена на три  категории пользователей: население, организации, органы государственной  власти.  
ОГИЦ для населения и организаций:

  • предоставляет возможность поиска именно тех государственных услуг, которые оказываются в интересах населения и организаций;
  • обеспечивает предоставление государственных услуг в электронном виде;
  • информирует о законодательной базе формирования государственных услуг, о новостях и анонсах в сфере информационных технологий и государственных услуг.

ОГИЦ обеспечивает сервис оплаты государственных  услуг с использованием системы  мобильных платежей. В настоящее  время ОГИЦ при дистанционном  предоставлении государственных услуг, дает возможность населению и  организациям заполнить формы необходимых  заявлений при обращении в  органы исполнительной власти для получения  государственных услуг (стадия подготовки реализации услуг), а также дает возможность  получить информацию о предоставлении определенных видов услуг.  
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за функционирование ОГИЦ: Минкомсвязь России, Росинформтехнологии, Минэкономразвития России.

Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг  в сфере информационных технологий, в том числе в части использования  информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.19

Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид становится одной из наиболее прибыльных тем на рынке технических инноваций. Проект госпрограммы "Информационное общество" уже одобрен правительственной комиссией по внедрению информационных технологий. Объем ее финансирования составит около 10 млрд руб. в год. Консолидированный бюджет всех ведомств на информатизацию будет составлять около 70 млрд руб. Помимо этого расходы на информатизацию в рамках ведомственных целевых программ ориентировочно составят 120 млрд руб. ежегодно, расходы бюджетов субъектов РФ - 50 млрд руб. в год, а расходы из внебюджетных источников - не менее 200 млрд руб. в год.

Основные задачи программы: развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия граждан и государства, перевод государственных и муниципальных  услуг в электронный вид, повышение  открытости деятельности органов гос. власти, создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, ЖКХ, образования и науки, культуры и спорта. Также программа должна решить задачи построения электронного правительства и повышения эффективности гос. управления, в том числе путем создания системы межведомственного электронного документооборота и межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в режиме реального времени.

Программа содержит ряд мер, направленных на развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, стимулирование отечественных разработок в этих сферах, подготовку кадров и  развитие технопарков, развитие телерадиовещания и цифрового контента.

По результатам реализации программы  доля населения, имеющего возможность  приема эфирных цифровых телеканалов, должна увеличиться с 30% в 2011 году до 99% в 2015-м. Доля семей, имеющих широкополосный доступ в Интернет - с 45% до 80% в 2020 г. Удельный вес сектора информационных технологий в ВВП России возрастет  с 4,5% в 2011-м до 7,1% в 2020 году, а экспорт  товаров, связанных с информационными  технологиями - с $3,7 млрд до $8,1 млрд. Но главная цель программы в том, чтобы к 2014 году граждане могли получать все федеральные гос. услуги в электронном виде.20

 

    1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ, можно условно разделить  на законодательные проблемы, общие  для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные  проблемы.

1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об  участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.

2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.

Информация о работе Роль информации и информационных технологий в современной экономике