Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:07, реферат
Аннотация. Вопрос о положении США в современной мировой системе обретает все большую остроту. Нет сомнений, что пик влияния США на окружающий мир уже проходит, возникают новые конфигурации и подсистемы взаимоотношений. Но означает ли это, что образуется существенный вакуум или же снижение влияния США сопровождается усилением элементов их наследия в мировой политике и экономике? Ответить на этот вопрос, следуя формальным показателям, сложно, потому что США создали в качестве центрального элемента мировой политики группу развитых демократических стран, которые по-прежнему определяют вектор движения всего мира.
Несмотря на эти крупномасштабные усилия по либерализации торговли, в конце века в Конгрессе росла политическая оппозиция либерализации торговой сферы. Несмотря на то, что Конгресс ратифицировал НАФТА, это соглашение продолжало вызывать критику со стороны отдельных отраслей и политиков, которые считали его несправедливым.
Более того, Конгресс отказался предоставить президенту особые полномочия на ведение переговоров, которые считаются крайне необходимыми для достижения новых торговых соглашений. Переговоры по таким торговым соглашениям, как НАФТА велись в условиях соблюдения процедуры быстрого принятия решений, при которой Конгресс отказывался от части своих прав и полномочий, обещая проголосовать по вопросу о ратификации в течение строго определенного периода времени и принимая на себя обязательство воздерживаться от попыток внесения поправок в предлагаемый договор. В условиях отсутствия процедуры быстрого принятия решений в Соединенных Штатах должностные лица других стран, отвечающие за торговлю, неохотно шли на переговоры с США и не хотели подвергать себя риску вызвать нападки со стороны политической оппозиции своих стран. В отсутствие процедуры быстрого принятия решений стали не столь активными усилия американцев по продвижению вперед в деле заключения Соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками и расширения рамок НАФТА путем включения в него Чили. В результате, достижение дальнейшего прогресса в принятии других мер по либерализации торговли представлялось сомнительным.
Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало.
Банковская
структура состояла из
Американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.
В область деятельности банков попали не только традиционные, но и новые виды операций, которые раньше были прерогативой специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых операций обслуживают крупные коммерческие банки.
Главным направлением изменений
в структуре кредитно-
Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80 - 90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику. Теперь друг с другом конкурируют нью-йоркская (восточная) и калифорнийская (западная) укрупненные финансовые группы нового типа, делящие позиции внутри многих крупных корпораций разных отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей» появились магнаты другого типа: их собственность не привязана к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.
Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы США. К их числу относится и проблема эффективного поддержания оборота денежной наличности. Данные официальной американской статистики свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти в 2 раза: если в 1990 г. он составлял 246,8 млрд. долл., то в 1998 г. достиг величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства - не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте, сопровождался и ее относительным увеличением (примерно на 1,5% в период. 1990-1998 гг.), что напрямую связано с высоким уровнем развития американской экономики, повышением уровня жизни практически всех слоев общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время следует ожидать ежегодного увеличения объема наличности на 7% для территории США и 13% для внешних потребителей американской валюты.
В 90-е годы продолжало увеличиваться и значение чеков как платежных средств. Так, например, в 1996 г. на территории США было выписано примерно 65 млрд. чеков на общую сумму 75 трлн. долл. По оценкам американских экспертов, количество чеков ежегодно увеличивается на 3%8
Поэтому организационная
структура национальной системы
налично-денежного обращения
Ядром кредитной системы США
1)
из 12 федеральных резервных банков
2) из
большого количества банков-членов.
Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были:
а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков;
б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.
Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят:
1) из собственных капиталов,
созданных за счёт паевых
2) из банкнотной эмиссии;
3) из банковских депозитов,
представляющих собой резервы б
Организация ФРС способствовала экономии наличных денег
и в другом отношении — благодаря развитию
безналичных расчетов, которые стали в
широких размерах осуществляться через
федеральные резервные банки. Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резе
Вместе с тем создание ФРС усил
Операции Федеральной резервной системы
В августе 1935 г. был принят
закон, внесший некоторые
Был создан также особый Комитет по операциям на открытом
рынке, причём все федеральные резервные банки должны
следовать его указаниям при проведении
своих операций на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются
за счёт:
1) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов;
2) приёма депозитов,
главным образом от банков-
Незначительная часть
средств федеральных резервных
Со времени огосударствления золотых запасов, которое проходило в 1934 году, федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном Казначействе.
Главной активной операцией
федеральных резервных банков
Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства.
Но средства, вложенные ими в государственные
ценные бумаги, в конечном счете используются
в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в
значительной мере на оплату госзаказов
и покупку товаров. Кроме эмиссионных
(федеральных резервных) банков, банковская система США
1) коммерческие банки
2) инвестиционные банки
3) взаимно-сберегательные банки
4) банкирские дома.
Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.
США, с одним
из самых высокоэффективных
США - страна, которая, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя избранной, особой. Они полностью доминировали в мировой экономики на протяжении 25 лет после окончания второй мировой войны, которая имела опустошительный характер влияния на другие индустриальные страны. Тем временем Соединенные штаты, которые относительно мало пострадали во второй мировой войне, не имели необходимости соревноваться за мировые рынки – управляли большинством из них. Как следствие, у работников компаний страны возникло чувство самоудовлетворения. Главные мировые конкуренты США вынуждены были строить свои экономики практически с ничего, и требовалось определенное время на то, что бы они начали догонять США.
США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.
Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой. Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием второй мировой войны.
Утверждение, что "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку - о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.