Роль малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.
На самом деле вести бизнес в России не так легко, как многим может казаться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес в РФ…………………………………………………………...6
1.1. Состав и структура малого бизнеса в России……………………………..6
1.2. Преимущества малого бизнеса…………………………………………......8
1.3. Недостатки малого бизнеса………………………………………………..13
2. Законодательные основы ведения малого бизнеса в РФ…………………...20
3. Проблемы малых предприятий в сфере туризма и гостеприимства………25
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 210.49 Кб (Скачать файл)

Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего, ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из-за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию – явление не чисто Российское. Оно имеет место и в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей деятельности.

Ограниченная и малоубедительная информация не дают полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установлении между ними эффективных связей.

Затруднён доступ предпринимателей к информации из-за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено несколькими уровнями:

• Общегосударственный, где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.

• Ведомственный, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства.

• Местный, где действуют информационные службы областных местных администраций.

• Коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств, предпринимательских услуг, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.

Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую деятельность, связан с тем, что пока не выработаны морально этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и при обмене информации приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимо иметь в виду, что уже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой «экономического шпионажа», которая на Западе давно стала острой. В ряде стран принимаются жёсткие государственные меры с целью обеспечения достоверной информации и сохранения её.

Наряду свыше названными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать ещё один - это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской практике чрезвычайно важным.

 

2. Законодательные  основы ведения малого бизнеса  в РФ.

 

Согласно статье 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия:

- доля  участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций  в уставном капитале организации  составляет не более 25%,

- доля  в уставном капитале, принадлежащая  юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%,

- средняя  численность работников за отчетный  период не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве, на  транспорте; 60 человек - в сельском  хозяйстве и научно-технической  сфере; 30 человек - в розничной торговле  и бытовом обслуживании; 50 человек - в оптовой торговле и при  осуществлении иных видов деятельности. При этом средняя численность  определяется с учетом всех  работников организации (включая  работающих по договорам гражданско-правового  характера, по совместительству, а  также работников представительств  и филиалов).

Первым шагом в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации".

Для регистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). В соответствии с Законом от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ размер государственной пошлины составляет 2000 рублей. Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).

Согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

Субъекты малого предпринимательства в большинстве случаев могут применять специальный порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает уплату единого налога вместо уплаты налога на прибыль (для предприятий), налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), налога с продаж, единого социального налога (ЕСН) и налога на имущество, а также отмену уплаты НДС.

Субъектами малого бизнеса также может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Виды деятельности, подлежащие налогообложению ЕНВД, определяются субъектами РФ в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Для плательщиков ЕНВД отменяется уплата НДС, налога с продаж, налога на имущество, ЕСН, налога на прибыль (для предприятий) и налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Не смотря на то, что объектом налогообложения является вмененный доход (т.е. не реальный доход, а фиксированная сумма, рассчитанная по установленной формуле), налогоплательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. В частности, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг (за исключением входящих в Перечень, утвержденный Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745) должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Как было отмечено на интернет-конференции Ирины Хакамада, проведенной 20 марта 2003 года компанией "Гарант", сейчас и в Государственной Думе, и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации активно обсуждается вопрос отмены ККМ при переходе на ЕНВД.

Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные - непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов.

 

3. Проблемы  малых предприятий в сфере  туризма и гостеприимства.

 

На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.

В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд.  долл. При этом совершено было 567 млн. международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн. человек.

Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.

Однако рассмотрим статистику въездного и выездного туризма в России за первое полугодие 2008 г.,2009 г. и 2010 г.

Красным цветом отмечены снижение показателей в процентном выражении, а синим - их увеличение.

Для более полного представления влияния кризиса на туризм в нашей стране рассматривается динамика турпоездок за последние 3 года.

Очевидно, что после спада туристической активности в 2009 году, в 1 полугодии 2010 года произошло резкое увеличение числа турпоездок практически по всем популярным у россиян направлениям, что привело не только к возврату значений рассматриваемых показателей к уровню докризисного 2008 года, но  иногда и значительному их превышению над анализируемыми значениями.

Тройка наиболее любимых россиянами стран для туризма продолжает оставаться неизменной на протяжении последних нескольких лет - это Египет, Турция и Китай.

Очевидно, что в 2010 году практически все страны прилагают значительные усилия по преодолению кризиса в сфере туризма и всячески улучшают условия для въезда туристов на свои территории.

К сожалению, по въездному туризму показатели не столь оптимистичны, как по выездному.

Для дальнейшего развития въездного туризма и увеличения турпотока в Россию необходимо укреплять международные связи и создавать более привлекательные условия для путешествий иностранных туристов.

Информация о работе Роль малого бизнеса в РФ