Роль малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.
На самом деле вести бизнес в России не так легко, как многим может казаться.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес в РФ…………………………………………………………...6
1.1. Состав и структура малого бизнеса в России……………………………..6
1.2. Преимущества малого бизнеса…………………………………………......8
1.3. Недостатки малого бизнеса………………………………………………..13
2. Законодательные основы ведения малого бизнеса в РФ…………………...20
3. Проблемы малых предприятий в сфере туризма и гостеприимства………25
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 210.49 Кб (Скачать файл)

В целом, подводя итоги проведенному анализу,  можно сказать, что последствия кризиса в сфере туризма успешно преодолеваются и устраняются многими странами, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития и укрепления въездного и выездного туризма в России.

Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия).

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие информационной инфраструктуры.

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты6.

Рассмотрим теперь индустрию гостиничного дела и питания.

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.

Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34%7 .

Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики8.

Вторая составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских центрах9.

В индустрии транспорта тоже существуют некоторые проблемы. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.

Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами10.

Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма11.

Положение с кадрами во всех сегментах туристической отрасли тяжелое. И это с учетом того, что количество вузов, имеющих право готовить специалистов в этой области, более чем достаточно: 250 вузов и 36 средних специальных заведений.

Нужно сказать, что больше половины выпускников столичных отраслевых учебных заведений претендует на позицию менеджеров высшего звена, имея неверное представление о работе. Общая проблема всех заведений - слабая языковая подготовка и незнание современных условий гостиничного бизнеса. Поэтому зачастую турфирмы, гостиницы отказываются от молодых специалистов с профильными дипломами, предпочитая брать выпускников с хорошим языковым или техническим образованием и учить их с нуля. Что касается поваров, официантов, здесь очевиден острейший "кадровый голод". Самым эффективным учебным заведением по подготовке линейного персонала, официантов, метрдотелей признан колледж гостиничного хозяйства "Царицыно" в Москве и Петровский колледж в Санкт-Петербурге, опыт которых перенимают все остальные.

Дефицит линейного персонала и несоответствующий уровень его подготовки вызывает опасение у экспертов в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи в 2014г. Гостиниц должно быть построено примерно на 40 тыс. номеров, чтобы принять Олимпиаду. Норматив такой – примерно один сотрудник на один гостиничный номер. Это говорит о том, что нужно подготовить 40 тыс. квалифицированного гостиничного персонала, не говоря о смежных отраслях, как транспорт, общепит, экскурсионный персонал. Такой расчет представила заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия. По мнению эксперта, акцент надо сделать на повышение квалификации сотрудников, краткосрочном обучении линейного персонала. Такая подготовка должна осуществляться в тренинговых гостиницах, как на Западе, в которых одновременно работают и проходят обучение12.

Но таких гостиниц у нас пока нет. Инвесторы не решаются вкладываться в строительство гостиниц с названием "тренинговая". К слову, в России инвесторы предпочитают вкладываться в строительство четырех-пяти звездочных гостиниц хотя бы потому, что расходы на строительство трехзвездочных гостиниц такие же, а рентабельность гораздо ниже.

 

Заключение.

 

Трудности малого бизнеса в России по своей сущности характерны для любой страны и ее регионов. Основные отличия – в уровнях развития малого бизнеса, масштабности проблем и степени участия в их решении властных структур на всех уровнях управления. Это обстоятельство расширяет для всех возможности использования проверенных форм и методов поддержки малого бизнеса. Особенно это актуально для России, где наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии регионов, неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого бизнеса.

В России на федеральном уровне необходима программа государственной поддержки малого предпринимательства минимум до 2020 года, что даст возможность не только определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и осуществить поэтапный контроль над реализацией намеченных мероприятий. О целесообразности такой программы свидетельствует необоснованная практика принятия в последние годы федеральных программ по развитию малого предпринимательства на короткий срок, что позволяло последовательно переносить намеченное на более поздние сроки.

На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. 
Список литературы.

 

1. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, - №8-9, - 2008 г.

2. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная  газета. № 1-2. - февраль 2007.

3. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика  малого бизнеса. Практическое пособие, М.: ИНФРА. - 2006.

4. Лузин А.E. Конкурентные преимущества  малого бизнеса // Малый бизнес. - № 14 (162). - март 2008.

5. Райан Д.Д., Хидьюк Г.П. Малый  бизнес. Нева.: Олма-пресс. – 2005.

6. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление  индустрией туризма России в  современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.

7. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации».

8. Отчет Всемирного Совета по  туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние  туризма на рынок труда и  экономику в Российской Федерации», 2006г.

9. Гуляев В.Г. Туризм: экономика  и социальное развитие. - М.: Финансы  и статистика, 2003.

10.  top.rbc.ru, статья «Российской  туристической отрасли не хватает  специалистов», 31.03.2008.

11. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005.

12. Львов Ю.А. Основы экономики  и организации бизнеса - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г.

13. Рагимов С.Н. Налогообложение  малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2001.

 

Приложения.

Приложение 1.

 
Приложение 2.

1 Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, - №8-9, - 2008 г. С.8.

2 Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. № 1-2. - февраль 2007. С.3-4.

3 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. Практическое пособие, М.: ИНФРА. - 2006. – 424 с.

4 Лузин А.E. Конкурентные преимущества малого бизнеса // Малый бизнес. - № 14 (162). - март 2008. С. 14-19.

5 Райан Д.Д., Хидьюк Г.П. Малый бизнес. Нева: Олма-пресс. – 2005. - 608 с.

6 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-405

7 Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», стр. 49

Информация о работе Роль малого бизнеса в РФ