Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободно заниматься предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого бизнеса, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Малый бизнес: сущность и критерии………………………………………………………5

1.1. Понятие малого бизнеса и предпринимательских отношений………………………… 5

1.2. Критерии малого бизнеса………………………………………………………………… 9

2. Значение малого бизнеса для экономики и общества…………………………………… 13

2.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности …………….13

2.1 Роль малого бизнеса в экономике страны ……………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………………………. 20

Список литературы…………………………………………………………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования)

По дисциплине: «Экономика»

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. УП-12

Банзюк Анастасия Николаевна

                      

Преподаватель

 Иванова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2014

 

 

 

Оглавление

 

 

Оглавление…………………………………………………………………………………….. 2

 

Введение………………………………………………………………………………………...3

 

1. Малый  бизнес: сущность и критерии………………………………………………………5

 

1.1. Понятие  малого бизнеса и предпринимательских  отношений………………………… 5

 

1.2. Критерии  малого бизнеса………………………………………………………………… 9

 

2. Значение  малого бизнеса для экономики  и общества…………………………………… 13

 

2.1 Организационно-правовые  формы предпринимательской деятельности  …………….13

 

2.1 Роль  малого бизнеса в экономике  страны ……………………………………………….17

 

Заключение……………………………………………………………………………………. 20

 

Список литературы…………………………………………………………………………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малый бизнес, как малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободно заниматься предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого бизнеса, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого бизнеса: формируется законодательная база, приняты программы развития малого бизнеса на федеральном , региональном и муниципальном уровнях при содействии государства, создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросам развития малого бизнеса уделяют региональные и муниципальные органы власти.

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес: сущность и критерии.

1.1. Понятие предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений

 

С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера малого бизнеса. Основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ являются предприниматели. Получило развитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформирования России юридическое понимание малого бизнеса претерпело существенные изменения.

Действующее законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке .

Предпринимательские отношения – общественные отношения в сфере малого бизнеса, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские  отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель – предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть  отношения предприниматель –  орган управления).

Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органов управления.

 

В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования.

 

Особенностью малого бизнеса по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

 

Заниматься малым бизнесом могут граждане без образования юридического лица, а также юридические лица. В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект».

 

Хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация (например, учебное заведение), не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

 

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющей, что малый бизнес разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

 

Малый бизнес отличается рядом признаков, что позволяет говорить о малом бизнесе как о более узком понятии, чем хозяйственная деятельность.

 

Основными и обязательными признаками малого бизнеса являются:

 

1) самостоятельная деятельность;

 

2) цель деятельности  – получение прибыли;

 

3) систематический характер  получения прибыли;

 

4) хозяйственный риск;

 

5) факт государственной  регистрации участников.

 

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

 

Первый признак означает, что предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов ведения собственником имущества.

 

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

 

Важным условием коммерческой свободы является свобода ценообразования. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей что-либо делать. Но он не свободен от рынка и его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

 

Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Прибыль представляет собой результат реализации предпринимательских способностей. Предпринимательская способность соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Это позволяет говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

 

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность за результат своей деятельности в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия.

 

Имущественная ответственность предпринимателя – это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями; размер ее зависит от организационной формы предприятия.

 

Ещё одним признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Предприниматель рискует не только своим имуществом, но и статусом на рынке труда и капитала, конкурентоспособностью, профессиональной репутацией, психологической оценкой и т.д.

 

Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности – юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ от государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

 

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

1.2. Критерии малого предпринимательства

 

Критериями отнесения предприятий к малым, выступают средняя численность персонала, объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

 

В Европейском Союзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн. евро, сумму баланса менее 2 млн. евро. Комиссией Европейского союза (КЕС) предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек, размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек.

 

В Японии в таких отраслях как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, кредит, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих малом предприятии не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле численность персонала должна быть менее 100 человек, в розничной – до 50 человек, в производстве – 20 или менее занятых, в сфере услуг - 5 и менее занятых.

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования)