Роль малого бизнеса в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 15:36, реферат

Краткое описание

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [5, c. 27].

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение малого бизнеса в экономике Российской Федерации………4
2 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………….6
3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации……………....................10
4 Государственная поддержка малого бизнеса…………………………………14
Заключение ……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Роль малого бизнеса в экономике страны.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема – кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме [12, c. 115].

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 8 миллионов человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.

В последние годы уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого предпринимательства. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обходятся предпринимателям дороже, чем плата, установленная законом, а 77% всех лицензий и решений, находящихся у руководителя фирм, выданы на срок, меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в Законе о лицензировании.

Таким образом, несмотря на достаточно большое количество проблем и препятствий, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития.

 

4 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Федеральным законодательством предусмотрены разнообразные формы поддержки малого предпринимательства [6, c. 78]:

-формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

предпринимательства;

-создание льготных условий использования субъектами малого

предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов

малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

-поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

-организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:

-оптимизация нормативно-правовых основ государственного

регулирования малого предпринимательства;

-совершенствование системы налогообложения малого

предпринимательства;

-развитие системы финансово-кредитной поддержки малого

предпринимательства;

-совершенствование информационной поддержки;

-укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого

предпринимательства;

-активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной

конкуренции по отношению к малым предприятиям;

-совершенствование деятельности органов государственной поддержки

малого предпринимательства.

В Концепции указывается, что центр тяжести государственной поддержки малого предпринимательства следует перенести на региональный уровень, используя опыт государственной поддержки малого предпринимательства в отдельных субъектах РФ [8, c. 256].

Важное значение в системе государственной поддержки субъектов малого предпринимательства имеет их имущественная поддержка. В связи с этим в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства намечено расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельность субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер: организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества; создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях; установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг; разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства; рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране на федеральном и региональном уровнях активно разрабатываются программы, призванные укрепить положение малого бизнеса в экономике страны, стимулирующие развитие малого предпринимательства в различных отраслях деятельности. Вместе с тем все еще остается достаточно много нерешенных вопросов, которые тормозят развитие данного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

Малые фирмы играют весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

На сегодняшний день в наиболее развитых странах, малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Например, в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик страны. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.

Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики. И объясняется это, прежде всего той ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет:

-Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;

-Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;

-В-третьих, создавать атмосферу конкуренции;

-В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых, является достаточно проблематичным, тем более что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Украине»: федер. закон: принят 19 октября 2000г.// N2063-III.

  1. Абрютина М. С. Экономика предприятия. – М.: Дело и сервис, 2009. –
  2. Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом. – М:

Финансы и статистика, 2012. – 160 с.

  1. Белов А. М. Экономика организации (предприятия). – М.: ИНФРА-М,

2009. – 272 с.

  1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и

практика. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 356 с.

  1. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
  2. Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2009. - № 1. – С. 72 – 89.
  3. Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. – Новосибирск: НГАСУ, 2009. – 108 с.
  4. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 542 с.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 560 с.
  6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Внлби, Проспект, 2009. – 424 с.
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, ИМА–Кросс. Плюс, 2010. – 700 с.
  8. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
  9. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 2008. – С. 35.
  10. Маркетинг. Учебник / Под ред. Ващекина Н.П. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. – 312 с.

 

 

 


Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике страны