Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.
Сдерживающим фактором развития отечественного автомобилестроения (особенно на совместных предприятиях) является отсутствие линий по производству качественных комплектующих. За последние 6-8 лет в российском производстве комплектующих принципиальных сдвигов не произошло, т.к. у большинства производителей нет стимула к соблюдению мировых стандартов качества ввиду отсутствия на рынке нормальной конкурентной среды.
В России работает всего несколько иностранных предприятий по производству автокомпонентов. Наиболее известные из них: Борский стекольный завод (соучредитель «Glaverbel»); завод светотехники «Аутомотив Лайтинг» («Automotive Lighting»); производитель электроники «Бош-Саратов» («Robert Bosch»); завод выхлопных систем «Теннеко Аутомотив Волга» («Tenneco Automotive»); «Паккард Электрик Системз - Самарская кабельная компания» («Delphy»).
Поощрение развития
автосборочных производств
В настоящее время на экспорт отправляется порядка 12% выпускаемых в России легковых автомобилей, около 25% грузовиков и около 15% автобусов. По сравнению с серединой 90-х годов экспортная квота по легковым автомобилям снизилась более чем в 2 раза, в то время как по грузовым автомобилям она возросла в 1,5 раза.
Основой конкурентоспособности отечественных легковых автомобилей является низкая цена. Возможности удержания производителями цен на автомобили на невысоком уровне имеют свои границы.
С учетом реального
течения процессов
Среди грузовых автомобилей наибольшей популярностью пользуются сегодня автомобили особо малого класса «Газель» и «Соболь» Горьковского автозавода, а также грузовики различного назначения, выпускаемые КамАЗом, восстанавливающем свою экспортную программу. Интерес к машинам КамАЗ в странах третьего мира резко возрос после неоднократных побед в престижном автомарафоне Париж-Дакар.
В поставках автобусов
на экспорт преобладают
Важнейшими рынками
сбыта российских автомобилей выступают
страны СНГ, восточноевропейские
Довольно важная статья российского экспорта машиностроительной продукции - экспорт автомобильных комплектующих. Так, в 2004 г. было экспортировано частей более чем на 400 млн. долл., что составило 32% от стоимостного объема экспорта автомобилей. В географической структуре поставок доминируют Украина (куда в больших объемах поставляются части для промышленной сборки), Белоруссия и Казахстан.
В страны с развитой автомобильной промышленностью возможен экспорт заготовок (литья, поковок, штамповок и отдельных компонентов), при условии обеспечении их высокого качества. Некоторые предприятия так и поступают, например, «КамАЗ». На данном направлении расширения экспортных поставок продукции автомобильной промышленности наибольшие перспективы имеет создание совместных предприятий отечественных и зарубежных производителей по производству современных комплектующих изделий. [3]
В ближайшие 8 лет объем продаж на авторынке РФ вырастет до 2,3 млн. автомобилей в год. Такая цифра будет соответствовать ежегодному росту на 6%.
Одновременно импорт иномарок в Россию увеличится с нынешних 300.000 до 700.000 автомобилей в год, а число выпускаемых в России иностранных моделей вырастет с нынешних 100.000 в год до 800.000 в год.
К 2014 году доминирующими на российском рынке станут иностранные модели, на которые будет приходиться 70% продаж. В настоящее время лидерство пока за местными заводами (60% продаж).
По мере развития
рынка и роста доли иномарок будет
усиливаться присутствие
Развитие российского
авторынка в перспективе
2.3 Железнодорожное машиностроение
Экономический кризис 90-х годов привел к резкому сокращению объемов перевозок и практически полной остановке закупок нового тягового подвижного состава со стороны МПС РФ, многократному уменьшению закупок вагонов и прекращению инвестиций в разработку и внедрение новых технологий локомотиво- и вагоностроения.
Из-за отсутствия заказов
на новый подвижной состав объем
производства грузовых вагонов резко
снизился. Тем не менее, избыток сохранялся
до 1999 г. В 2000 г. в связи с ростом
объемов перевозок начал
Слому отрицательной динамики производства в железнодорожном машиностроении способствовал значительный рост промышленного производства и экспортного грузопотока, приведший к увеличению спроса со стороны предприятий и независимых железнодорожных операторов.
Принятие МПС
РФ (преобразованном впоследствии в
ОАО «РЖД»), рассчитанной до 2010 года
масштабной программы модернизации
и обновления подвижного состава
придало росту выпуска
Основной производитель электровозов в России - Новочеркасский электровозостроительный завод (Ростовская область). Тепловозы выпускают Брянский машиностроительный завод, Коломенский тепловозостроительный завод (Московская область) и «Людиновотепловоз» (Калужская область).
Отечественные производители
грузового подвижного состава способны
в большинстве случаев
Выпуск грузовых вагонов в 2004 году на 5% превысил максимальные показатели, зафиксированные в первой половине 1970-х годов. При продолжающемся росте внутреннего спроса на вагоны становятся затруднительными их поставки на внешние рынки, где они также пользуются спросом.
Уже сейчас на экспорт поставляется около 20% выпускаемой железнодорожной техники. По соотношению цена/качество российская продукция может успешно конкурировать с товарами ведущих зарубежных фирм. Выпускаемый отечественными производителями подвижной состав, иногда уступая зарубежному в отдельных качественных характеристиках, обладает в несколько раз меньшей стоимостью.
Подавляющая часть
экспортных поставок приходится на страны
СНГ, а также нетребовательные рынки
отдельных стран. Для закрепления
на мировом рынке российские компании
должны повысить качество продукции
и предоставить должный уровень
торгового сервиса и
Российское железнодорожное машиностроение обладает большим экспортным потенциалом, но нуждается в инвестициях и государственной поддержке. Предприятиям необходимо расширение производственных мощностей и обновление оборудования. [3]
Список литературы
1. Борковский А.Н. Прогноз внешней торговли РФ на период до 2025 года//Внешнеэкономический бюллетень-2003-№12;
2. Кучина Е. Проблемы
обеспечения
3. Сергеев В.
Экспортные возможности
4. Смирнов Е.
Внешнеэкономический потенциал
российского
Информация о работе Роль машиностроения в развитии экономики России