Роль олигополии в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение и др.; имеют именно такую структуру.

Содержание

Введение ……………………………3
Глава 1. Сущность олигополистического рынка…………...………………..3
1.1. Понятие олигополии……………………...….……………………………3
1.2. История развития олигополии………………….…………………...………4
1.3. Особенности олигополистического рынка…..……………………. ……….8
Глава 2. Модели олигополии…….…............................................................9
Картель и его типы……………………………………………………………9
Модель ломаной кривой спроса ………………………………………..….10
2.3. Ценовое лидерство.. ……………………………13
2.4. Модель Курно………………………………………………………………...15
Глава 3. Роль олигополии в современной рыночной экономике………………17
3.1. Эффективность олигополии……………………………………………..…17
3.2. Последствия олигополии…………………………………………………...18
Заключение …….………………….…..21
Список использованной литературы …….……………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Практические  наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных  олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

  • Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:
    • товар устарел, и возникли проблемы с его сбытом;
    • фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.
  • С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике.
  • Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.

 

Модель  ценового лидерства.

 

 

Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.

Одной из форм сознательного  параллелизма является ценовое лидерство, которое в отличие от картеля: не противоречит антимонопольному законодательству, позволяет сохранять полную независимость и свободу функционирующих фирм.

В условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного окружения.

 

Ценовой лидер

Конкурентное  окружение

Регулирует цену продукции, первым повышая или понижая  ее

Следуют за решениями  лидера


 

Ценовой лидер  принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.

Различают две  основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

лидерство доминирующей по цене фирмы;

лидерство барометрической  фирмы.

Лидерство фирмы  по цене. Если фирма контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений. Если ее издержки производства является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.). Если ее продукция выгодно отличается в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.), то у такой фирмы есть все шансы стать ценовым лидером рынка.

 

Что же необходимо, для сохранения фирмой ее лидирующего  положения?

Фирма, стремящаяся  сохранить свой статус ценового лидера, должна избегать краткосрочной максимизации прибыли. А делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов). Активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.); ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное производство, чтобы помешать другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией.

 

 

Модель  Курно.

Впервые попытку  создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801 - 1877) еще в 1838 г. Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незаметной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу «Принципы теории богатства», где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств.  Лишь в 70-е годы XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно  исходит из того, что на рынке  действуют только две фирмы, и  каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменяется, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Модель Курно  можно проиллюстрировать рис. 1.3

 

Рис.1.3

Предположим, что  первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом. Его выпуск составляет q1? То при цене P позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR=MC=0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка эластичного спроса равна единице, а общая выручка достигает максимума.

Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину 0q1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки, MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т.е. сегмент q1D, а величина его выпуска равна q1q2, что даст возможность получить максимум прибыли.

Модель Курно  многие экономисты   считали наивной  по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т.е. число фирм ограниченно и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предложение о нулевых операционных издержках.

 

 РОЛЬ ОЛИГОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Эффективность олигополии

В современной  экономике выявились  различные точки зрения на экономические последствия олигополии и ее эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Предполагается, что олигополия с характерными для нее барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие  издержки на единицу продукции и соответствующая  рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому  олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия в различных странах  подвергается более жесткому государственному  регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью.

Традиционная точка  зрения оспаривается концепцией Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Полагается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

Точка  зрения  Шумпетера – Гэлбрейта предполагает еще, что с течение времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен и, может быть, большему объему производства и занятости в той же самой отрасли, чем, если бы она была организована на конкурентных началах.

Следует подчеркнуть, что  обе точки зрения правомерны, имеют место в реальной экономике, поскольку сложные экономические процессы, в том числе ускоряющие научно-технический прогресс, многогранны.

 

Последствия олигополии

Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы же последствия олигополии для хозяйственного развития? Рассмотрим конкретный пример - раздел и контроль нефтяного рынка странами ОПЕК. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью.

В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран - экспортеров нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемах производства нефти, то есть фактически - соглашения о создании картеля. Однако вплоть до 1973 года ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку на нефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути создания эффективного картеля: с 1969 по 1973 гг. концессии на добычу нефти в арабских странах стали постепенно отменяться.

В 1973 году в связи  с арабо-израильской войной члены  ОПЕК на несколько

месяцев ввели  эмбарго (запрет) на экспорт ближневосточной нефти в США и

другие симпатизировавшие  Израилю страны, что привело к  росту нефтяных цен.

После окончания  срока эмбарго члены ОПЕК ограничили общий объем

производства  нефти, введя квоты на выпуск нефти  для каждого участника. В

результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.

Вместе с тем оно вызвало к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать.

Одновременно  с ростом предложения произошло  снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии

энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии  стало весьма

ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее  энергоемкое

оборудование, а  вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды

энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.

Снижение спроса и увеличение предложения нефти  не позволяло ОПЕК и далее взвинчивать цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

Дальнейшее падение  спроса и рост предложения нефти  другими странами

заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего

существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985

года страны ОПЕК оказались не в состоянии  достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно

принимать решения  об объемах производства. Это привело  к дальнейшему

падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за

баррель. Ее относительная  цена (по отношению к среднему индексу  цен всех

других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.

Рассмотрение  конкретного примера ОПЕК позволяет  сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.

Первый вывод.

Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

Это означает, что  у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

Второй вывод.

Информация о работе Роль олигополии в современной рыночной экономике