Роль олигополии в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение и др.; имеют именно такую структуру.

Содержание

Введение ……………………………3
Глава 1. Сущность олигополистического рынка…………...………………..3
1.1. Понятие олигополии……………………...….……………………………3
1.2. История развития олигополии………………….…………………...………4
1.3. Особенности олигополистического рынка…..……………………. ……….8
Глава 2. Модели олигополии…….…............................................................9
Картель и его типы……………………………………………………………9
Модель ломаной кривой спроса ………………………………………..….10
2.3. Ценовое лидерство.. ……………………………13
2.4. Модель Курно………………………………………………………………...15
Глава 3. Роль олигополии в современной рыночной экономике………………17
3.1. Эффективность олигополии……………………………………………..…17
3.2. Последствия олигополии…………………………………………………...18
Заключение …….………………….…..21
Список использованной литературы …….……………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Сговор и ограничение  предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

Третий вывод.

Контролировать  рынок со временем становится все  труднее и труднее.

Это связано  с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные

высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения  в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

Четвертый вывод.

Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с  проблемой

выбора между  увеличением прибыли в течение  короткого и длительного

периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

Пятый вывод.

Искусственное ограничение объема производства с  помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода. Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-

первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью  доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные

предприятия, как  правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она

эффективна, так  как вносит важный вклад в экономический  рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а

также внедряя эти изобретения в производство. Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

К тому же участники  олигополии обладают значительным объемом  прибыли,

которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 


 

 

 




Информация о работе Роль олигополии в современной рыночной экономике