Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:02, реферат
Современная научно-техническая революция существенно изменила материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным следствием научно-технического прогресса стало коренное изменение структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков, опыта рабочей силы. В условиях усложнения производства расширения потока научно-технической информации, которая должна осваиваться в процессах массового производства продукции произошел перелом в значении образования для развития производства.
Введение……………………………………………………………………..……………. 3
1. Взаимосвязь стоимости жизни, цены рабочей силы и доходов
населения с воспроизводством рабочей силы ………………………………………… 6
2. Сравнительный анализ уровня и динамики доходов, заработной
платы и прожиточного минимуму (ПМ) и оценка масштабов лиц, проживающих
за чертой ПМ………………………………………………………………….……… 23
3. Некоторые аспекты по повышению роли доходов в воспроизводстве
рабочей силы ……………………………………………….…………………………… 30
Заключение……………………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы………………………………………………… 38
Так, например, с одной стороны, в настоящее время наблюдается рост заработной платы. С другой стороны, снижен размер единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, что уменьшает другую составляющую полных затрат на рабочую силу – страховые выплаты. С третьей стороны, часть государственных социальных льгот, т.е. бесплатного потребления, переведена в денежные выплаты, которые не всегда эквивалентно его заменили. При этом государственные семейные пособия установлены на крайне низком уровне, а факторы воспроизводства семьи не учитываются работодателями в заработной плате и выплатах социального характера. Таким образом, различные элементы доходов, составляющие полные затраты на рабочую силу, одновременно изменяются в противоположных направлениях [2].
Расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, в том числе выплачиваемые работникам в виде стипендий или сохранения среднего заработка, — это тоже форма затрат на рабочую силу на конкретном этапе ее воспроизводства. Формами затрат на рабочую силу можно считать и некоторые пособия (в частности, по безработице).
Таким образом, на практике для характеристики затрат на рабочую силу необходимо оперировать всеми их составляющими: заработной платой, пенсией, пособиями, стипендиями и т.д., отражающими различные этапы ее функционирования. Механизм формирования затрат на рабочую силу в целом, порядок ее определения и регулирования включает порядок и способы регулирования заработной платы, обязательного социального страхования, пенсионного обеспечения, системы подготовки и переподготовки кадров и т.д.
Важно подчеркнуть, что затраты на рабочую силу на каждом этапе ее жизнедеятельности должны быть выше стоимости жизненных средств, необходимых для простого воспроизводства человека и его семьи. Общественному прогрессу соответствует расширенное воспроизводство рабочей силы. Именно на эти цели направлены восстановительные общественные издержки на рабочую силу. Их величина определяется стоимостью физических, культурных и социально необходимых жизненных средств, обеспечивающих нижнюю границу развивающего (расширенного) потребления работника.
В настоящее время происходит
постепенное, но пока еще,
В большинстве же из них наблюдается колоссальный разрыв между возможностями регулирования общественных затрат на рабочую силу, с одной стороны, а, с другой, практическим устранением от этого государства и работников и неограниченной свободой решения этих вопросов работодателями. Отсутствие действенных рычагов государственного регулирования, низкая эффективность системы социального партнерства и несовершенство правовой базы обусловили современную тенденцию экономии на рабочей силе. Заработная плата утратила свою воспроизводственную функцию, а единый социальный налог подменил систему социального страхования.
Источником данных о составе затрат организаций на рабочую силу является выборочное обследование, которое регулярно проводит Росстат с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность. Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации с 1995 г., а с 1996 г. – с периодичностью один раз в два года. Значительное место в структуре затрат предприятий на рабочую силу принадлежит заработной плате, ее доля в настоящее время составляет примерно 72%. Необходимо отметить ее рост на протяжении всего периода (за исключением 1996 г.), охваченного обследованиями Росстата [2].
Рост доли заработной платы в общей сумме издержек на рабочую силу свидетельствует о повышении роли заработной платы в формировании доходов работников и мотивации труда. При низкой заработной плате меры по ее ускоренному повышению оправданны и необходимы. Однако, в настоящее время это происходит на фоне не только низкого уровня, но и снижения абсолютных показателей других затрат предприятий и организаций на социальные цели: на обеспечение работников жильем – с 4,6%, на культурно-бытовое обслуживание с 3,3%, на социальную защиту с 30,2% в 1995 г. до, соответственно, 0,5; 1,0; 24,0% в настоящее время. Затраты на профессиональное обучение работников сохранялись на уровне 0,3% средних затрат предприятий на рабочую силу, это свидетельствует о том, что на предприятиях фактически игнорируется необходимость поддержания и развития уровня квалификации работников, их непрерывного профессионального развития [2].
Все выше изложенное, подтверждает правомерность ранее сделанного вывода о необходимости комплексного анализа факторов воспроизводства рабочей силы. Приведенные данные о росте в структуре затрат организаций на рабочую силу доли заработной платы, на фоне снижения удельного веса ряда других расходов по ее воспроизводству, подтверждают это.
Основной статьей затрат организаций на рабочую силу, как уже отмечалось, является заработная плата – она формирует более 2/3 общей их суммы. На практике мы наблюдаем следующую тенденцию – доля начисленного фонда заработной платы в ВВП России снизилась с 43 процентов в 1990 г. до 24 процентов в 2004 г. Для сравнения скажем, что этот показатель в США уже в течение нескольких десятилетий составляет около 48% [2].
Проводимая в России политика сдерживания доходов и, прежде всего, заработной платы, основывалась на весьма упрощенных представлениях о ней как факторе, способствующем росту инфляции. За период с 1991 по 2004 год эта политика привела к росту потребительских цен в 32,5 тысячи раз. Расчеты показывают, что в целом за этот отрезок времени абсолютный инфляционный прирост номинального объема российского ВВП лишь на 20% был обусловлен инфляционным приростом номинального фонда заработной платы и на 80% иными, прежде всего ценовыми, факторами [17].
В настоящее время можно по пальцам пересчитать те отрасли, в которых высокая цена рабочей силы позволяет обеспечивать в их семьях развивающее среднедушевое потребление, обеспеченное ежемесячными доходами на уровне бюджета высокого достатка (БВД), то есть более 30 тысяч рублей в месяц в средних российских ценах 2004 года. Отношение среднемесячной заработной платы (СЗП), лежащей в основе цены рабочей силы, и бюджета высокого достатка (БВД) работника составляло в 2000 году 0,28, а в 2004 году примерно 0,4 (см. График 1) [2] .
Это свидетельствует об огромном отставании
общего уровня заработной платы от этого
социального норматива, характеризующего
более или менее достойную жизнь, т.е. уровень
доходов достаточный для расширенного
воспроизводства рабочей силы. Без
кардинального роста заработной платы
неравенство по денежным доходам будет
усиливаться, относительная бедность
расти, а неразвитый и деформированный
внутренний рынок тормозить экономический
рост.
Источник: Аналитические данные ВЦУЖ
Совершенно очевидно, что сегодня необходимы комплексная государственная политика регулирования затрат на рабочую силу на основе восстановительных и развивающих потребительских бюджетов и, в этом контексте, регулирование заработной платы, а также доли фонда заработной платы в чистом доходе предприятий и организаций.
Эта доля должна устанавливаться при достижении фондом заработной платы размера, обеспечивающего в совокупности с другими затратами на рабочую силу, не менее, чем восстановительное потребление работников и в дальнейшем сохраняться при росте чистого дохода предприятия.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим затраты работодателей на рабочую силу (примем условное обозначение ЗРС – затраты на рабочую силу).
При анализе ЗРС в международной практике часто используется деление этих затрат на так называемые прямые затраты, к которым относятся расходы на заработную плату и различные социальные выплаты и социальные услуги, предоставляемые персоналу за счет организации, и косвенные, к которым относятся отчисления в страховые социальные фонды и налоги, связанные с использованием рабочей силы. Соотношение прямых и косвенных затрат организаций на рабочую силу очень важная характеристика.
Однако надо иметь в виду, что деление затрат на прямые и косвенные достаточно условно, а их соотношение еще не отражает долю централизованного перераспределения в общей сумме ЗРС, поскольку часть средств, учитываемых в прямых затратах, на самом деле поступает также в централизованное перераспределение. Поэтому для более точного и содержательного анализа ЗРС представляется целесообразным выделять в их структуре группы средств, различающихся не только по конкретному назначению, но и по механизму возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы.
К первой группе можно отнести средства, направляемые организациями (работодателями) непосредственно на удовлетворение потребностей своих работников, а также на затраты, связанные с привлечением, подготовкой и обеспечением функционирования наемной рабочей силы. Иначе говоря, это та часть дохода работников и затрат работодателей на рабочую силу, которая создается и распределяется непосредственно в пределах конкретной организации и расходуется на воспроизводство рабочей силы ее работников. Можно назвать их чистыми прямыми ЗРС, к которым относятся:
чистая заработная плата (за вычетом ЕСН), которую работники получают в денежной (или натуральной) форме и используют по своему усмотрению в основном на текущие нужды воспроизводства собственной рабочей силы (включая и расходы на семью);
средства, направляемые на социальные выплаты, льготы и услуги, включаемые в доход работников (за вычетом возможных налогов);
средства, направляемые на социальные услуги, не включаемые в доход работников;
расходы на наем, подготовку персонала и другие затраты работодателей, связанные с привлечением и обеспечением функционирования рабочей силы и не включаемые в доход работников.
Основная часть чистых прямых затрат идет на формирование Фонда оплаты труда работников. Тем не менее необходимо учитывать, что как в отечественной, так и в международной практике существуют определенные группы затрат (конкретный их перечень еще нуждается в отработке и согласовании), которые, как правило, не включаются в доходы работников и, что немаловажно, не облагаются соответствующими налогами и отчислениями.
К второй группе можно отнести средства, которые, будучи частью дохода, созданного работниками, с одной стороны, и затрат работодателей на рабочую силу, с другой, не используются на цели воспроизводства рабочей силы непосредственно в данное время, а изымаются в виде налогов и обязательных отчислений и перераспределяются через бюджеты и государственные социальные фонды по централизованно устанавливаемым правилам. Эта централизованно перераспределяемая часть затрат (ЦП ЗРС), включает:
обязательные отчисления работодателей ЕСН;
обязательные отчисления работодателей в социальные фонды;
налог на доходы физических лиц, изымаемые из доходов работников (НДФЛ).
Не все средства, относимые к данной группе, фактически расходуются на цели, связанные с воспроизводством рабочей силы. Так, средства, изымаемые из заработной платы в виде НДФЛ, не имеют определенного целевого назначения, т.е. по своему фактическому использованию не являются затратами на рабочую силу.
Очевидно, что соотношение чистых прямых и централизованно перераспределяемых затрат - это самая общая характеристика ЗРС. Складывающиеся тенденции и особенности формирования уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу, роль, функции и реальные возможности основных субъектов экономических отношений в этом процессе требуют особого рассмотрения. В последние годы она практически выпала из поля зрения не только государства, но и экономической науки, которая просто не располагает ни достоверными и достаточно репрезентативными данными для анализа, ни заинтересованными заказчиками для подобных исследований [17].
В то же время как общая, так и более детальная аналитическая информация о том, под воздействием каких факторов складываются уровень и структура затрат на рабочую силу в организациях, регионах, секторах экономики, необходима и работодателям, чтобы более эффективно использовать средства, направляемые на содержание персонала, и профсоюзам, чтобы отстаивать интересы работников, и государству, чтобы, спустившись наконец с макроэкономических облаков, начать реально реформировать социальную сферу, которая будет обеспечивать расширенное воспроизводство рабочей силы.
2. Сравнительный
анализ уровня и динамики
Социальное государство
означает, что экономическое развитие
страны должно осуществляться в целях
обеспечения социального
Информация о работе Роль потребителя в воспроизводстве рабочей силы