Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа
Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Введение…………………………………………………………………2
1. Рыночная система и основные проблемы развития…………………………………………………………………..3
2. Понятие рыночной системы и особенности функционирования………………………………………………………5
3. Развитие рыночной системы в Российской Федерации…….………14
4. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации………………………………………………………………...18
5. Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования……………………………………...………………..22
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………36
Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
Это происходило
потому, что регулирующая роль цен
не работала, а другого эффективного
механизма регулирования и
Неэффективность в использовании ресурсов,
огромные государственные затраты на оборону,
дотирование неприбыльных предприятий
перенапрягали всю экономику. Понятно,
что это проявлялось и в социальной жизни.
Реальный уровень затрат был ниже, чем
в странах Запада и некоторых страна Востока.
Его увеличение могло привести лишь к
росту денежной массы, т.к. импорт строго
регулировался, а купить что-нибудь в магазинах
было трудно из-за нехватки самой продукции.
И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости
реформирования экономики путем внедрения
рыночной экономики - с помощью хозрасчета,
самоокупаемости на предприятиях и т.д.
Для этого были проведены определенные
политические изменения, но они не были
эффективны - из-за огромной оппозиции
со стороны консерваторов. Вследствие
этого новый тип социализма с рыночным
лицом провалился. Последовавший затем
развал социалистического лагеря и самого
СССР добавил проблем экономике России.
Дело
в том, что экономика России и республик
бывшего СССР, а также стран социалистического
лагеря были интегрированы в одну огромную
систему.
Поэтому ее развал увеличил во много раз
количество экономических проблем.
После провала "социализма с человеческим
лицом" единственным выбором стала
"смешанная экономика. Но при переходе
к решению широкого комплекса общих проблем
применительно к той или иной стране требуется
тщательный учет самых разнообразных
специфических условий их национальных
хозяйств. К наиболее важным специфическим
чертам России можно отнести следующие.
Во-первых, специфические
стороны менталитете
- исторически
сложившаяся иерархичность
- особо укоренившаяся не рыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;
- глубокий след в мышлении
и хозяйственной практике
(насильственным лишением его реальной
собственности), в значительной степени
квазиинформативности информационных
систем (особенно в случаях, когда речь
идет о состоянии хозяйства), отсутствии
заинтересованности существенной части
населения в получении правдивой информации,
в неспособности или нежелании критического
анализа и практического использования
информации.
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно- географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.
Эти три главные
черты дополняются другими, по сути,
вытекающими из них производными
- особенностями условий
Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
- ускоренность плановых
структур и глубокая
- низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);
- доведенное до крайней
степени нищеты состояние
- политическая нестабильность,
особенно характерная для
Учитывая все
эти психологические, социальные и
экономические особенности
Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики. Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился.
Одним из направлений реформирования
экономики России может стать
внедрение в практику теории «полюсов
роста», которая уже апробирована в
Индии и принесла ощутимые результаты.
Своеобразными полюсами роста в России
могут стать свободные экономические
зоны.
Роль и место свободных
экономических зон в экономике
Российской
Федерации
Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
В соответствие
с документами международной
конвенции по упрощению и гармонизации
таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год)
под свободной зоной (или «зоной
– франко») понимается часть территории
страны, на которой товары рассматриваются
как объекты, находящиеся за пределами
национальной таможенной территории (принцип
«таможенной экстерриториальности») и
поэтому не подвергаются обычному таможенному
контролю и налогообложению. Иными словами,
свободная экономическая зона (СЭЗ) –
это часть территории страны с особым
действующим режимом. Выражающее этот
режим специальное законодательство,
которое регулирует деятельность хозяйствующих
субъектов в
СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов:
таможенное регулирование; налогообложение;
лицензирование; визовое оформление; банковскую
деятельность; имущественные и залоговые
отношения (в том числе – касающееся прав
собственности на землю); предоставление
концессий; управление свободной зоной.
Определенную специфику в СЭЗ могут иметь
также акты трудового и социального законодательства.
В современном
мире понятие СЭЗ отражает различные
формы либерализации экономики,
приоритетные направления которой
исторически изменялись. Когда основы
международных экономических
С середины XX века в международных экономических отношениях на первое место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ, осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно- промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно- промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю, дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений, тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.
В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных экономически отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая, финансовая, управленческая, страховая деятельность.
В эпоху научно-технического
прогресса появилось следующее поколение
СЭЗ, соединивших науку и производство
высоких технологий – научно- технические
зоны или технополисы (технопарки, технологические
деревни, инновационные центры). Первый
технополис был создан вблизи Сан-Франциско
в кремниевой долине (Силикон-Велли). В
Японии реализуется проект технополиса
третьего тысячелетия, где предпринята
попытка соединить стратегию интеллектуализации
хозяйства с национальными культурно-историческими
традициями. Усиливается роль культурно-исторических
традиций в общественном развитии и экономическом
росте, что проявляется в тенденциях создания
новых центров технологического развития,
таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу,
Стамбул.
Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную модель.
Либерализация международных экономических отношений сопровождается усилением процесса регионализации, когда наряду с относительно ограниченными по размерам СЭЗ формируются новые экономические пространства: территориально (например, Европейское сообщество) и «земноводные» включающие моря и приморские государства (Балтия, Черноморский район экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество), что способствует не только решению мирохозяйственных, но и экологических проблем.
Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной интеграции. Понятие СЭЗ трансформировалось в соответствие с изменением приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих полисов к средневековым вольным торговым городам и порто – франко, к зонам совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковской и высоких технологий – технополисам, в название которых отражена историческая преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все эти формы либерализации экономики.
В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки выработалась стратегия создания свободных зон:
Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике