Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа
Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Введение…………………………………………………………………2
1. Рыночная система и основные проблемы развития…………………………………………………………………..3
2. Понятие рыночной системы и особенности функционирования………………………………………………………5
3. Развитие рыночной системы в Российской Федерации…….………14
4. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации………………………………………………………………...18
5. Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования……………………………………...………………..22
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………36
Большие перспективы
для активизации деловых связей с государствами
Азиатско-Тихоокеанского региона, в том
числе с такими странами, как Япония,
США, Австралия, Новая Зеландия, Китай
и другие, имеет Дальневосточный экономический
район. Он обладает благоприятными условиями
для формирования на своей территории
совместных предприятий различного типа
и свободных экономических зон. Наиболее
крупные из них — СЭЗ "Находка" и
"Сахалин". СЭЗ
"Находка", первая в России, была образована
в октябре 1990 года /3/. Целями создания СЭЗ,
согласно указанным документам, являются
развитие торгово- экономического и научно-технического
сотрудничества с зарубежными странами,
обеспечение благоприятных условий для
привлечения иностранного капитала, технологии
и управленческого опыта, а также потенциала
предприятий к решению задач социально-экономического
развития Дальнего Востока, комплексное
освоение его природных ресурсов, увеличение
экспортных возможностей региона и страны
в целом, развитие производства высококачественной
импортозамещающей продукции трансконтинентального
транзита, отработка новых форм хозяйствования
в условиях перехода к рыночной экономике.
Отметим главные отличительные особенности этой зоны:
- выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть
(конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
- отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем
Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми
"гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.)
Потенциал СЭЗ
"Находка" характеризуют следующие
данные. Ежегодно в незамерзающие
порты - нефтеналивной, рыбный, торговый
и Восточный - приходят до 1000 судов,
общий грузооборот составляет 25 млн. т. Порт Восточный
занимает второе место в АТР (после Гонконга).
Здесь действуют угольные причалы на 8
млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн.
т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч
контейнеров. После реконструкции порт
будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать
более 40 млн. т грузов в год. На очереди
сооружение мощного угольного терминала,
комплекса по переработке 4 млн. т импортного
зерна. Получен кредит "Дойче Банка"
в размере 100 млн. долл. На возведение причала
для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам,
поток грузов через порт в ближайшие пять
лет возрастет на 8 млн. т., а ежегодный
доход составит 5 млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано
несколько сот предприятий с иностранными
инвестициями
более половины всех образованных на Дальнем
Востоке. По данным, кредитная масса инвестиционных
средств превысила 200 млн. долл. В рамках
проекта создания российско-корейского
индустриального парка площадью
300 га планируется дополнительно привлечь
700 млн. долл., российско- американского
парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл.
Безработица в зоне "Находка" составляет
0,19% от уровня безработицы в крае.
Однако, несмотря
на имеющийся потенциал, есть и ряд
существенных помех дальнейшему
развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы
законодательной базы, дефицит нормативных
актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток средств
на обустройство инфраструктуры и т.п.)
уже говорилось. В частности, в результате
отмены "задним числом" таможенных
льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30%
инвесторов. Есть и специфические проблемы,
в том числе: высокие транспортные тарифы,
"отрезающие" Приморье от Центра
страны, необходимость больших (порядка
1 млрд. долл.) капиталовложений в реконструкцию
железной дороги от Находки до Хабаровска,
связывающей воедино всю транспортную
"цепочку".
Свободной экономической
зоной "Сахалин" является территория
в административных границах Сахалинской
области вместе с включенными в нее районами
континентального шельфа. В рамках СЭЗ
предполагается создание субзоны, или
мини-зоны, "Курилы", которая включает
территорию в административных границах
Северо-Курильского, Южно-Курильского
и
Курильского районов.
В настоящее
время в рамках СЭЗ "Сахалин"
созданы 23 совместных предприятия. В
пределах зоны действуют льготный налоговый
таможенный режим, упрощенный порядок
осуществления экспортно-
Хозяйственная деятельность, связанная
с использованием месторождений топливно-энергетических
и минерально-сырьевых ресурсов на территории
зоны, осуществляется на основе лицензий.
Местные органы власти Сахалинской области
в соответствии с действующим законодательством
разрешают предприятиям с иностранными
инвестициями долгосрочную (на срок до
50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий
и других природных объектов, а также зданий
и сооружений.
Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве. В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. В 1993—1995 гг. здесь предусматривается целевое федеральное финансирование строительства и реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.
Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон — в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.
Зона свободного
предпринимательства "Санкт-Петербург"
формируется в целях
10% создано совместно с фирмами стран Балтийского
региона. Трудности формирования свободной
экономической зоны связаны с объективными
и субъективными факторами. Так, нельзя
не учитывать, что примерно 80% промышленности
города относится к военно-промышленному
комплексу и ее включение в международное
разделение труда затруднено. Кроме того,
мировая практика вообще не имеет аналогов
создания зон в столь крупном регионе.
Для Санкт-Петербургской зоны эффективным
является организация субзон, или мини-
зон, различной специализации, из которых
в итоге может сформироваться крупная
комплексная зона. Перспективно создание
в Санкт-Петербурге таких известных в
мире типов зон, как научные парки, технополисы
на основе значительного накопленного
научного потенциала, а также экспортно-
производственных зон, которые могут образовываться
на базе предприятий, перепрофилирующихся
в процессе конверсии, туристско-рекреационных
зон в живописных окрестностях города.
Возможна организация крупнейшего банковского
центра.
Свободная экономическая зона "Выборг" формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке: Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии — Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге — 126 км, а по автомобильной — 156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.
Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.
В Центральном
экономическом районе наиболее эффективной
формой территориальной научно-
Зеленоград" с целью создания благоприятных
условий для социально- экономического
развития города, расширения и диверсификации
производства наукоемкой и высокотехнологичной
продукции, в том числе производимой на
основе конверсии с привлечением иностранного
капитала, а также увеличения экспортного
потенциала предприятий г. Зеленограда
и России в целом.
Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ являются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. В целях формирования СЭЗ создан Административный комитет, а для сосредоточения необходимых финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры — некоммерческий фонд развития.
Свободная экономическая
зона создавалась в пределах всей
Калининградской области с прилегающими
к ней районами континентального шельфа,
за исключением территории объектов,
имеющих оборонное и стратегическое значение
для России.
Отметим главные
отличительные черты
- выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
- уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
- изолированность
области от остальной
- использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий принятия нового закона, проведенный в, показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других "старых" СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально-
Таким образом,
две "старейшие" и, судя по всему,
наиболее активно действующие СЭЗ
России имеют много сходного как
в преимуществах (в основном, обусловленных
их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках.
К общим для всех российских СЭЗ проблемам
здесь добавляются высокие транспортные
издержки, связанные: для Находки - со значительной
удаленностью от центральной
России, для Калиниграда - с "оторванностью"
региона от остальной российской территории.
Вновь следует
подчеркнуть, что без комплексного
подхода к решению указанных
проблем будущее рассмотренных
регионов как настоящих СЭЗ
Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике