Роль транспорта в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется особой значимостью на современном этапе исторического развития государственной политики в сфере совершенствования транспортной системы. Состояние дел в данной сфере в немалой степени обуславливает успешность современной экономики. Лишь единое, соответствующее современным требованиям транспортное пространство может гарантировать необходимый уровень мобильности всех категорий населения и транспортной доступности регионов. Поэтому, в конечном счете, оно является одним из ключевых условий, гармоничного развития единого национального экономического пространства, а также его интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение3
Глава 1. Роль транспорта в экономике страны4
§1.1. Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему4
§1.2. Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны7

§1.3. Состояние транспортной системы России9
Глава 2. Железнодорожный транспорт в экономике России16
§2.1. Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта16
§2.2. Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта17
§2.3. Программа реформ на железнодорожном транспорте20
§2.4. Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта21
Заключение25
Список литературы26

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика (кр).docx

— 396.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждениевысшего  профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

Дисциплина «Макроэкономика»

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Роль транспорта в экономике  страны»

 

 

 

 

Выполнила студентка 

факультета ЭСУ    ___________________ /Чернышова Е.С./

Группы ЭБТ-203    дата  подпись

07-203-29

 

Проверил     ___________________ /Селезнева М.Л./

доцент кафедры    дата  подпись

«Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 

Оглавление

Введение3

Глава 1. Роль транспорта в экономике страны4

§1.1. Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему4

§1.2. Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны7

 

§1.3. Состояние транспортной системы России9

Глава 2. Железнодорожный  транспорт в экономике России16

§2.1. Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта16

§2.2. Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта17

§2.3. Программа реформ на железнодорожном транспорте20

§2.4. Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта21

Заключение25

Список литературы26

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт является важной составляющей хозяйственного комплекса России. Его доля в общем, числе занятых в экономике страны равна 6,1%, в производственных фондах – 18,4%.1

Транспорт способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей.В России, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Цель данной курсовой работы – определить роль транспортной системы России в развитии экономики страны, дать оценку текущему состоянию транспортной системы. Задачи для достижения настоящей цели включают в себя рассмотрение основных экономических показателей транспорта, анализ взаимодействяе и взаимовлияния транспорта и экономического роста. Отдельное внимание уделено железнодорожному транспорту, основным проблемам и перспективам развития этой отрасли.

Актуальность  темы определяется особой значимостью  на современном этапе исторического  развития государственной политики в сфере совершенствования транспортной системы. Состояние дел в данной сфере в немалой степени обуславливает успешность современной экономики. Лишь единое, соответствующее современным требованиям транспортное пространство может гарантировать необходимый уровень мобильности всех категорий населения и транспортной доступности регионов. Поэтому, в конечном счете, оно является одним из ключевых условий, гармоничного развития единого национального экономического пространства, а также его интеграции в мировое хозяйство.

 

Глава 1. Роль транспорта в экономике  страны

§1.1. Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей, то есть транспорт— это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

Взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой изучаются достаточно активно. Эффект инвестирования в транспортную инфраструктуру с последующим экономическим ростом, взаимодействие между различными видами транспорта и применение современных логистических технологий исследовались во многих научных работах.

Хорошо развитая экономика требует соответствующей транспортной системы. Автомобильные и железные дороги и сети представляют собой важную основу для концентрации и специализации производства. Улучшение транспортной инфраструктуры способствует расширению торговли и увеличению конкурентоспособности стран и экономических регионов. Такое развитие обычно происходит параллельно с ростом экономики, а рост транспортного сектора генерирует рост доли занятых, и их доходов. Однако возможны и отрицательные последствия – рост выбросов вредных веществ в атмосферу, увеличение числа заторов на подходах к основным сетям и так далее.

Инвестиции в  транспортную инфраструктуру выступают в качестве стимула спроса для осуществления экономического роста и формируют свой вклад в части экономического развития регионов, городских и сельских населенных пунктов. Они приводят к снижению транспортной составляющей в конечной цене товара, перемещаемого между периферией и центром, играют важную роль в снижении уровня экономических диспропорций между регионами, увеличивают конкурентоспособность в части доступа кновым рынкам, миграции рабочей силы, специализации и кооперации, снижения стоимости прохождения грузов в рамках внешних и внутренних логистических систем. Все это приводит к росту производительности труда, созданию новых конкурентных преимуществ.

Как правило, результат  инвестирования может выражаться:

 а) в улучшении  качественных характеристик в  связи с вложением средств  в строительство высокоскоростных  автомобильных дорог, аэропортов, современных железных дорог для  скоростных поездов, в ремонт  и поддержание на высоком уровне  инфраструктуры;

б) в продвижении  эффективного использования существующих мощностей;

в) в оптимизации  транспортного процесса с использованием интеллектуальных систем и так далее.

Подобные изменения  серьезно влияют а общий уровень  предоставляемых транспортных услуг, что, в конечном итоге, положительно сказывается на экономическом росте  в стране.2

Французский экономист-транспортник Берешман отмечает, что экономика городов и населенных пунктов, в которых сосредоточены промышленные предприятия и население, развивается в том числе благодаря расширению возможностей, достигаемых путем развития транспортных сетей. Он отмечает парадоксальную деталь: улучшающаяся доступность к транспортным сетям сама по себе не является достаточным условием для генерирования роста. Да, снижается продолжительность поездок, но для выхода на более высокие объемы пассажирских и грузовых перевозок необходимы и другие условия. Расширение транспортных сетей за счет инвестиций в транспортную инфраструктуру должно сопровождаться такими переменными величинами, как повышение производительности труда, рост инвестиций в заводы и фабрики, технологические инновации в различные сферы деятельности, которые создаваемые сети обрамляют.3

Другой исследователь  влияния инвестиций в транспортную инфраструктуру Лакшманан (Lakshmanan, Andersen) из Бостонского университета (США), отмечает, что улучшение транспортной инфраструктуры и всего того, что способствует формированию и развитию рынка транспортных услуг, приводит к снижению стоимости перевозки грузов и росту возможностей к доступу на различные товарные рынки и снижению себестоимости продукции.4

Важно отметить, что спрос на грузоперевозки возникает  и поддерживается грузосоздающими  секторами экономики. В условиях роста экономики, увеличения выпуска  промышленной продукции, роста продаж, доходов растет и спрос на перевозку  грузов. К другим факторам, повышающим спрос на транспорт, можно отнести  глобализацию, интеграцию международных  рынков, либерализацию грузового  автомобильного транспорта, новые логистические  концепции.

С другой стороны, плата за пользование автодорожной инфраструктурой, которая зависит  от протяженности конкретного маршрута и требований по охране окружающей среды, и система других сборов могут  способствовать развитию грузоперевозок другими видами транспорта, что приводит к существенным подвижкам в самой  экономике. Например, рост тарифов российских железных дорог способствовал появлению  острой конкуренции за перевозку  грузов со стороны автомобильного транспорта на расстояния до 1000 км. Сразу возник повышенный спрос на тягачи и автопоезда повышенной грузоподъемности.

Также выявлена зависимость между ВВП и объемами пассажирских и грузовых перевозок. Разумеется, существуют факторы влияния, различные для пассажирского  и грузового транспорта. Речь идет о доходах домохозяйств, ценах на автомобиль, топливо, возможности совмещать использование собственных автомашин и общественного транспорта, расположении важных социальных объектов. Отмечено, что развитие грузоперевозок происходит быстрее роста ВВП.5

 

§1.2. Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны

Оценка работы транспортной отрасли с проецированием ее влияния на экономический рост происходит, прежде всего, исходя из того, что эффективность инвестиционного проекта основывается на экономическом эффекте, который ожидается после его завершения. А именно:

• сократятся транспортные издержки в конечной цене товара, если в результате строительства новых  дорог произойдет вполне видимое  и ощутимое сокращение расстояния перевозок; следует ожидать роста экономии средств предприятий на оплату ГСМ и фонда заработной платы. Например, за счет оптимизации режима работы водителей (100 км по бездорожью – одно время в пути, 100 км по автодороге высокого класса – другое время);

• улучшение  качества автодорог, создание комфортных дорожных сетей приведет к перераспределению перевозок между видами транспорта, появлению новых маршрутов;

• развитие транспортной инфраструктуры ведет к оптимальному размещению производительных сил, производственных мощностей, к эффективному использованию залежей природных ископаемых, расширению рынков сбыта товаров и предоставления услуг.

На оценку работы транспорта влияют многие показатели. Например, пропускная способность, провозная способность, состав и грузоподъемность

флота. Безусловно, важно владеть информацией о доступности транспортных артерий, сложностях передвижения, «узких горлышках» и других проблемах, которые влияют на работу транспорта. Конечно, существует определенная подгруппа экономических показателей, подразумевающих некие физические факторы, но они скорее относятся к индексам мобильности.

Целесообразно оценивать влияние транспорта на экономический рост по следующим показателям.

1. Стоимость перевозки пассажиров и грузов. Это, говоря бытовым языком, цены, по которым транспортная отрасль оказывает услуги потребителю. Стоимость транспортировки пассажиров и грузов является общим показателем, который, кстати, демонстрирует конкурентоспособность транспорта той или иной страны на международных рынках транспортных услуг. На основании того, сколько необходимо платить за перевозку пассажиров и грузов, можно выяснить, например, как международные перевозки пассажиров и грузов будут влиять на доходную часть бюджета.

2. Производительность  труда на транспорте. Речь идет о производительности труда как по видам транспорта, так и по транспортной отрасли в целом. Эти оценки позволяют оценивать эффективность работы транспорта в контексте всей национальной экономики, выявлять потери и доходы.

3. Вклад транспортной  отрасли в ВВП. В данном контексте  следует оценивать величину добавленной  стоимости, которую «наработал» транспорт в определенной стране.

4. Логистические  издержки и их оценка с позиции  доли в ВВП. В данном контексте  целесообразно оценивать роль  и место транспорта и складского  хранения грузов на терминалах. Необходимо также отслеживать все логистические издержки на пути груза от отправителя до конечного получателя. С пассажирскими перевозками оценки ставятся несколько иначе из-за существования прямых и косвенных программ поддержки населения.

5. Сопоставление  и оценка влияния развития  транспортной инфраструктуры на  экономический рост в целом.  В настоящее время методологии  таких оценок не отточены. Например, во многих странах не оценивается влияние качества автомобильных дорог на стоимость продукции.

6. Уровень использования  транспортных мощностей. 

Транспорт занимает весьма важную роль в экономике и порождает многочисленные связи внутри системы, генерирует новые процессы. Исследователи предпринимали и предпринимают шаги по созданию моделей, корректно воспроизводящих связи с целью более точного выявления воздействия транспорта на экономику и экономической системы на транспорт.

Значительная  часть исследований была сосредоточена  на оценках таких макроэкономических эффектов, как безработица, производство промышленной продукции, расходы/доходы бюджета и их влияние на развитие транспортной системы и транспортной инфраструктуры. Не остались в стороне и проблемы микроэкономики: экономия времени работника в контексте улучшения работы транспорта, снижение транспортных тарифов для компаний и их влияние на снижение цены выпускаемой этими фирмами продукции. 6

 

§1.3. Состояние транспортной системы России

За последние 20–25 лет число населенных пунктов  в России сократилось с 200 до 148 тыс. Одна из главных причин – отсутствие постоянных транспортных связей. Около 50 тыс. сельских населенных пунктов  не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием. Это обуславливает значительные затраты на перевозки по грунтовым  дорогам, которые почти в два  раза выше, чем по дорогам с твердым  покрытием.

Помимо снижения конкурентоспособности российской экономики, будет сохраняться высокий  уровень ее энергоемкости из-за значительного  удельного расхода топлива, а  также низкого внутрирегионального  уровня мобильности рабочей силы и ограничения на развитие производственных связей предприятий.7

В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный  транспорт.

В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля приходится на уголь, минерально-строительные материалы, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и  черные металлы, минеральные удобрения.

Информация о работе Роль транспорта в экономике страны