Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:23, доклад
Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма.
Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн. человек, а оборот туриндустрии – 2,1 млрд. долларов, то в 1987 г. согласно данным Всемирной организации туризма эти показатели составили соответственно 363 млн. и 150 млрд. долларов. По данным на 2002 г. число туристов в мире 702 млн. человек с оборотом около 474 млрд. долларов.
Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма.
Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн. человек, а оборот туриндустрии – 2,1 млрд. долларов, то в 1987 г. согласно данным Всемирной организации туризма эти показатели составили соответственно 363 млн. и 150 млрд. долларов. По данным на 2002 г. число туристов в мире 702 млн. человек с оборотом около 474 млрд. долларов.
Рисунок -1. Поступления от международного туризма
В 2012г. общемировой показатель поступлений от международного туризма составил 1,3 триллиона долл. США. Аналогично этому приросту поступлений возросло и число международных туристских прибытий, достигших в 2012 году 1.035 млрд.
Рисунок -2. Международные туристические прибытия
ЮНВТО прогнозирует, что число международных туристских прибытий в 2013 году возрастет на 3% - 4% в 2013 г., что в значительной мере совпадает с ее долгосрочным прогнозом на 2030 г.: в среднем +3.8% в год в период 2010 - 2020 гг. Этот прогноз подтверждается Индексом уверенности ЮНВТО. Это Индекс, составляемый на основе опроса более 300 экспертов во всем мире, показывает, что перспективы на 2013 г. аналогичны оценке прошлого года.1
Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. На долю рекреационного туризма приходится более 70% всех туристских поездок. На научный туризм – не более 15%, и, соответственно, на деловой туризм приходится столько же.
Основу туриндустрии образуют фирмы по организации туристских поездок. Но на туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности. Это предприятия культуры, торговли и другие. Считается, что помимо затрат туриста на проезд в страну и из страны на питание приходится 40% его расходов, 8% – на проезд внутри страны, 30% – на проживание, а остальное – на прочие расходы.
Основная масса туристских
поездок в мире осуществляется между
про-мышленно развитыми странами с
рыночной экономикой. В первую очередь
это относится к
Вопросами туризма занимается в той или иной мере около 70 международных организаций. Создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области экономики и туризма. Например, в Швейцарии (г. Санкт-Галлен) вопросами индустрии туризма занимается институт экономики туризма и транспорта при Высшей школе по экономике, праву и социальным наукам. При Бернском университете создан исследовательский институт по проблемам свободного времени и туризма. В Германии этими проблема занимается Европейский институт туризма, созданный при университете г. Трира. Институт по проблемам туризма находится также в г. Штарнберге. В России на государственном уровне проблема туризма занимается Госкомитет по физкультуре и туризму.
Концепция долгосрочного социально-
Ряд специалистов определяют туристскую индустрию как значимый фактор развития всего человечества в целом и мировой экономики в частности. О ее многозначительной роли можно судить по материалам, представленным в таблице 1.
Таблица 1- Расчет социально-экономических показателей деятельности туристической отрасли в различных странах мира.
Наименование показателя |
Австрия |
Испания |
Франция |
Великобритания |
Италия |
Россия |
Доля туризма в ВВП страны, %* |
4,4 |
5,9 |
3,8 |
3,6 |
4,0 |
2,5 |
Доля дохода от туризма в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта, % |
8,5 |
13,7 |
10,9 |
9,0 |
6,3 |
6,2 |
Доля занятых в сфера туризма, %** |
5,4 |
13,5 |
7,8 |
6,2 |
9,8 |
0,8 |
Доля занятых в сфере туризма с учетом мультипликативного эффекта, 5 |
- |
- |
- |
- |
- |
9,4 |
Международные туристические прибытия, млн. чел.*** |
21,3 |
52,2 |
76,8 |
28,2 |
43,2 |
19,4 |
Денежные поступления от туризма, млрд. дол.*** |
19,4 |
53,2 |
49,4 |
30,1 |
40,2 |
9,3 |
Согласно статистическим
данным ведущих туристических
Интеграционные процессы,
предусматривающие консолидацию отдельных
структурных элементов и
Как показано на рис. 1, основу данной структуры составляют предприятия, организующие поездки и продажу туров, предоставляющие комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию путешественников, а также осуществляющие организацию дополнительных сопутствующих услуг (например, досуговой и экскурсионной деятельности), включающие также предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса и многое другое.
Предприятия, оказывающие туристические услуги, можно условно подразделить на две категории: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники. Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, санатории, пансионаты, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия). Основными посредниками являются турагенства, операторы туров, регулярные и чартерные авиалинии.
Получение денежных доходов от туризма прямо сопряжено с рядом расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь, это использование предметов и товаров, привычных для иностранного туриста, но не производимых или не потребляемых в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов средств размещения, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели и заканчивая пищевыми продуктами, напитками, сувенирами и бытовыми принадлежностями. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, дороги, транспорт, связь, канализацию, уборку мусора и службу безопасности. Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д. оборудованных современными средствами защиты и безопасности, для чего необходимо инвестировать огромные денежные средства. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания.
Совершение путешествия
сопряжено с рядом расходов для
туристов. Данные денежные средства, в
первую очередь, идут на предприятия, непосредственно
их обслуживающие. В последующем
они расходуются предприятиями
для обеспечения своих
Именно таким образом
осуществляя денежные расходы в
стране временного пребывания туристы
проникают в экономику данной
страны. Данное проникновение возможно
исследовать с помощью оценки
прямого и косвенного проникающего
воздействия. Прямое воздействие можно
определить как объем расходов туристов
уменьшенный на объем импорта, необходимого
для полного обеспечения
В силу вышеизложенного туризм можно определить как многопродуктовую индустрию, непосредственно связанную с большим числом секторов и отраслей экономики, в том числе, непосредственно, и с интеллектуальным потенциалом экономических субъектов различных уровней экономики. Единой функциональной задачей этих отраслей является деятельность, направленная на качественное удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство.
Анализируя все вышеизложенные факты, можно заключить, что эффект от развития туризма – многоуровневый, выражающийся в форме:
Следует отметить, что туристский
и интеллектуальный потенциалы характеризуются
отношениями взаимовлияния. Так, интеллектуальный
потенциал производителей туристских
продуктов определяет качество поступающих
на рынок услуг, что в дальнейшем
расширяет уровень
По законам причинности
факторы, обуславливающие необходимость
воспроизводства