Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка…………………4
1.1 Методы государственного регулирования ………………………………….6
1.2 Инструменты государственного регулирования ………………………...…7
1.3 Субъекты государственного регулирования………………………….…......8
1.4 Объекты государственного регулирования…………………………………9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка…………………………………………………………………………...…10
2.1Цены…………………………………………………………………………...10
2.2 Тарифы………………………………………………………………………..12
2.3 Льготы………………………………………………………………………...14
2.4 Субсидии……………………………………………………………...……...15
2.5 Компенсации………………………………………………………..………..19
Заключение………………………………………….……………………………19
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

правительства, тогда как  в рыночной экономике они образуют часть системы

саморегулирования. В ценовом  механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, и, с другой стороны, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовый механизм.

Функции цен.

 

Функции цен характеризуют  роль, которую цены играют в экономике. Первой функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен

уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественный определитель в акте купли-продажи. С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Наряду с учетом цена как измеритель может представлять один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых

используются показатели в денежном выражении. Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так в рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики. При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Недаром же советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по "своим" льготным ценам в специальных закрытых

"распределителях". Да  и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей – заниженные. Тем самым, правда, создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической и на социальной почве. Цена выполняет важную социальную функцию. Сценами и их изменениями связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и очень высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы: такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Отельные российские политические деятели играют на настроения масс, завоевывают дешевую популярность, раздавая легкие обещания стабилизировать или даже снижать цены, не говоря ни о способах, ни о последствиях таких деяний.

 

2.2. Тарифы

Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям,

учреждениям и населению.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли, территории, на отдельном предприятии. На основе тарифной системы оценивают размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении установленной нормы работ. Наиболее важное в тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка – шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению к предыдущему или к ставке первого разряда. Эти соотношения обозначаются как межразрядные, а между первым и последним разрядами – как диапазон тарифной сетки. Межразрядные отношения могут быть процентными и абсолютными, нарастающими и снижающимися. Их величина должна отражать оценку различий в квалификации по разрядам. Присвоение квалификационного разряда осуществляется с помощью характеристик того, работник должен знать и уметь, содержащихся по каждой профессии (должности) в тарифно-квалификационных справочниках, государством полностью регулируется только Единая тарифная сетка для отраслей бюджетной сферы, а также схемы оплаты государственных служащих.

Тарифный коэффициент – коэффициент, применяемый в системе потарифной оплаты труда для более точного определения квалификационных качеств работника и оценки его труда. Введенная в России в 1992 году Единая тарифная система (ЕТС) имела целью улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников непроизводственной сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения и др. ЕТС содержит 18 тарифных разрядов по оплате труда. Размер тарифной ставки первого разряда устанавливается решением правительства. Профессии работников тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий и рабочих, а ставки оплаты труда определяются на основе ЕТС с 1 по 18 разряды. Умножая тарифную ставку (оклад) 1-го разряда на соответствующий коэффициент – от 1,0 до 10,7, получают ставку оплаты остальных разрядов.

2.3 Льготы.

Льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.

Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или

организациям по решению  государственных органов.

Налоговые льготы – предоставляемая отдельным категориям

налогоплательщиков возможность  уплачивать налог в меньшем (по сравнению с другими налогоплательщиками) размере. Налоговые льготы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые льготы используются государством для:

-         стимулирования научно-технического  прогресса,

-         форсирования развития перспективных  отраслей производства,

-         облегчения предприятиям финансового  бремени, обусловленного

необходимостью соблюдения экологических требований,

-         для социальной поддержки малоимущих  слоев общества,

-         для проведения определенной  демографической политики.

В Налоговом кодексе РФ запрещено предоставление налоговых льгот индивидуального характера. При предоставлении налоговых льгот поощряется деловая и производственная деятельность. Налоговые льготы носят возмездный, срочный и заявительный характер.

Формы предоставления налоговых  льгот:

-         уменьшение налоговой базы или  суммы налога,

-         понижение налоговых ставок,

-         целевые налоговые льготы, включающие  налоговый кредит.

Одна из важных налоговых  льгот – необлагаемый минимум (наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от налога).

          Налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляющая собой отсрочку налогового платежа в связи с осуществлением предприятием (организацией) инвестиционного проекта или реализацией тех или иных требований со стороны государственной власти. Предоставляются в форме заключения кредитного соглашения с налоговой службой (инспекцией) или администрацией. В нем оговариваются размеры и сроки предоставления налогового кредита, условия его возврата, в том числе размеры процентной ставки по кредиту. В Российской федерации действует инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с действующим законодательством плательщики налога на прибыль могут заключить кредитное соглашение с налоговой инспекцией, на основании которого им предоставляется право вычитать из суммы налогового платежа некоторые инвестиционные расходы, исчисляемые в определенном размере от суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования (в том числе для НИОКР и защиты окружающей среды) со сроком службы более восьми лет (кроме зданий, сооружений и т.п.). Срок возврата кредита – 5 лет со времени его получения.

 

2.4. Субсидии.

Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем. Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.

Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для

национальной экономики  отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.

Различают прямое и косвенное  субсидирование.

Прямые государственные  субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие

научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики:

-         льготное налогообложение,

-         предоставление кредитов на льготных  условиях,

-         проведение политики ускоренной  амортизации,

-         предоставление государственных  гарантий на экспортные кредиты,

-         страхование депозитов и др.

Практикуется возврат  прямых налогов и пошлин. Широко используется субсидирование цен через систему компенсационных выплат производителями конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Используется субсидирование процентных ставок посредством возмещения разницы между установленной государством льготной ставкой  и рыночным процентом по кредитам кредитно-финансовым учреждениям либо непосредственным получателям кредита. Государственное субсидирование частным корпорациям предоставляется, как правило, на цели санирования. В отдельных странах (например, Великобритании) широко используется государственное субсидирование частным компаниям для финансирования капитальных вложений. Система субсидий является важной формой финансовых связей центра и местных органов власти. Субсидии местным органам – это финансовые ресурсы, переданные из центрального бюджета или вышестоящих звеньев бюджетной системы нижестоящим. В отдельных случаях практикуется субсидирование центра за счет местных бюджетов, но доля их невелика. Субсидии выдаются на финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их доходов, достигая от ¼  до  ½ финансовых ресурсов местных бюджетов. Субсидии местным органам власти подразделяются на субсидии общие и целевого назначения. Общие субсидии выделяются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным властям определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество ограничений и установок, по существу близки к дотациям. Целевые субсидии выделяются на финансирование капитальных вложений и на покрытие текущих расходов. Система субсидий является важным средством финансового контроля и давления на местные органы власти. Используя субсидии, центральное правительство определяет не только направление и характер расходования предоставленных средств, но и собственных ресурсов местных органов.Субсидии – важный инструмент государственной политики экономического регулирования и социального маневрирования.

Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка