Российский малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение российского малого бизнеса, его эволюции, особенностей, проблем, причин торможения в развитии и государственной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса 5
1.2. Эволюция развития малого бизнеса 8
1.3. Особенности малого бизнеса 10
1.4. Плюсы и минусы малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 26
2.1. Современное состояние малого бизнеса 26
2.2. Проблемы и причины торможения в развитии малого бизнеса 30
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………
2.4. Перспективы малого бизнеса……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА  4

1.1. Понятие и сущность  малого бизнеса  5

1.2. Эволюция развития малого бизнеса 8

1.3. Особенности малого бизнеса 10

1.4. Плюсы и минусы малого бизнеса 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 26

2.1. Современное состояние малого бизнеса 26

2.2. Проблемы и причины торможения в развитии малого бизнеса  30

2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………

2.4. Перспективы малого бизнеса……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  35

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что  даже  в  странах  с развитой   рыночной   экономикой   малое   предпринимательство    оказывает существенное влияние  на развитие экономики,  решение  социальных проблем,  увеличение  численности  занятых  работников.   По   численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Для экономики в целом, деятельность малых компаний  оказывается  важным фактором  повышения  ее  гибкости.  По  уровню  развития   малого   бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к  меняющейся экономической  обстановке.  Несмотря  на  трудности  и  неудачи,  малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Как  правило,  развитие  малого   предпринимательства  является условием решения следующих проблем: формирование   конкурентных,   цивилизованных   рыночных    отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; а также расширение ассортимента и повышение качества  товаров,  работ и  услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый  бизнес  способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует     структурной      перестройке      экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства.

Целью данной работы является изучение российского малого бизнеса, его эволюции, особенностей, проблем, причин торможения в развитии и государственной поддержки. В соответствии с данной целью, были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие  и сущность малого бизнеса.

2.Рассмотреть эволюцию  развития малого бизнеса.

3.Раскрыть особенности  малого бизнеса.

4. Рассказать о его  плюсах и минусах.

5.Проанализировать его  современное состояние малого  бизнеса.

6.Раскрыть проблемы  и причины торможения в развитии.

7.Рассказать о мерах  государственной поддержки малого бизнеса в РФ.

8. Рассмотреть перспективы  малого бизнеса.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

    1. Понятие и сущность малого бизнеса

Понятие малого бизнеса  неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых  предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ      № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[1], под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек;

в оптовой торговле  – 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;

в других отраслях и при  осуществлении других видов деятельности – 50 человек.[5, с. 74]

Малый бизнес – это  базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. [3]

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным законодательством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.[10]

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение в рыночной экономике. Роль малого бизнеса  в экономике страны определяется следующими факторами:

  • численностью малых предприятий в общем количестве субъектов рыночной экономики;
  • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции;
  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;
  • ростом численности занятого трудоспособного населения  на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;
  • насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребности населения;
  • навыками создания собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

Развитие малого бизнеса способствует решения следующих задач:

    1. Формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах;
    2. Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг;
    3. Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    4. Содействие структурной перестройке экономики;
    5. Привлечение личных средств граждан для развития производства;
    6. Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения;
    7. Более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    8. Формирование социального слоя собственников ;
    9. Освоение и использование местных источников сырья.[5, с. 75]

Сфера деятельности малого бизнеса весьма обширна. Основными  сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

 

1.2. Эволюция развития малого бизнеса

Становление и развитие малого бизнеса в России происходило  по следующим этапам.

I этап (1987-1994 гг.) – период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства  формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффектной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды.

II этап (1995 г. – август 1998г.) – период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малое предпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных законов,  предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.).

III этап (август 1998г. – 2000г.) – период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой финансово-экономической зависимости страны от ситуации на мировых сырьевых рынках на нефть, газ, золото, цветные металлы, т.е. в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности, принимаются, безусловно, прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», « О лизинге».

Анализ современного состояния экономики однозначно указывает на следующее: несмотря не то, что Россия по-прежнему находится  в фазе экономического роста действия положительных действий  финансового  кризиса 1998 г. Практически закончилось  к середине 2000г., когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию ценовой политики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек как в производственных, так и в непроизводственных отраслях и как следствие – структуры распределения прибыли между отраслями экономики. Следствием этого явилось снижение темпов экономического роста, они стали более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций.

IV этап – период развития в настоящее время и на перспективу.

Преимущества развития бизнеса для российских предпринимателей в настоящее время и на перспективу  в России:

  • Создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со сторонами – членами ВТО, включаю транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • Обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устранение дискриминации;
  • Обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов при выработке новых правил международной торговли.

Итак, данные изменения обусловливают новый вызов, требующих перехода к партнерским взаимоотношениям между государством и предпринимательством, т.е. к новому этапу этих взаимоотношений. [5, с. 77-79]

 

1.3. Особенности развития малого  бизнеса

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. К особенностям развития малого бизнеса в России можно отнести:

  1. Процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без государственного вмешательства и регулирования;
  2. Криминализация малого бизнеса;
  3. Малый бизнес затронул только некоторые сферы деятельности, где были созданы условия для получения большей прибыли (торговля, общественное питание, туризм и пр.);
  4. Малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тесных технологических и прочих хозяйственных связей;
  5. Российский малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую экономику.[5, с. 77]

Отметим также ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкий процент венчурной специализации.

2. Низкая легитимность малого бизнеса.

3. Постоянная нехватка финансирования

4. Неустойчивость малого бизнеса

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

  1. Гибкость малого бизнеса
  2. Экономичность малого бизнеса.
  3. Узкая специализация малого бизнеса.
  4. Развитие регионального рынка.

 

Информация о работе Российский малый бизнес