Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение российского малого бизнеса, его эволюции, особенностей, проблем, причин торможения в развитии и государственной поддержки.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса 5
1.2. Эволюция развития малого бизнеса 8
1.3. Особенности малого бизнеса 10
1.4. Плюсы и минусы малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 26
2.1. Современное состояние малого бизнеса 26
2.2. Проблемы и причины торможения в развитии малого бизнеса 30
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………
2.4. Перспективы малого бизнеса……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
1.4. Плюсы и минусы малого бизнеса
Как показывает мировая практика, малое предпринимательстве играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых так как ему свойственны определенные преимущества.
Анализируя отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Малые предприятия способствуют
занятости большего количества работников
по сравнению с крупными предприятиями,
тем самым содействуют
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. [12]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1.Современное состояние малого бизнеса
Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики (см. Табл.2.1.1.).
Таблица 2.1.1.
Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009 г., без микропредприятий
Субьекты Российской Федерации |
Число предприятий, тыс. единиц |
Численность работников (без совместителей), тыс. человек | ||
1 января 2009 |
1 апреля 2009 |
1 января 2009 |
1 апреля 2009 | |
Российская Федерация |
282,7 |
227,6 |
6217,1 |
5741,7 |
Центральный ФО |
82,1 |
73,1 |
1678,4 |
1674,5 |
Северо-Западный ФО |
31,4 |
31,1 |
812,7 |
668,8 |
Южный ФО |
39,9 |
27,4 |
872,5 |
707,7 |
Приволжский ФО |
58,8 |
47,1 |
1406,5 |
1295,3 |
Уральский ФО |
11,2 |
13,8 |
360,8 |
402,1 |
Сибирский ФО |
45,4 |
25,6 |
842,4 |
736,3 |
Дальневосточный ФО |
13,9 |
9,5 |
243,8 |
256,9 |
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве - 21,1%, в сельском хозяйстве - 17,4%, в торговле - 16,4% и в промышленности - 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса (см. Табл.2.1.2.).
Таблица 2.1.2.
Оборот малых предприятий
по видам экономической
2008г. |
в том числе по кварталам |
2009 г. I | ||||
I |
II |
III |
IV | |||
всего |
10093,5 |
2072,9 |
2550,1 |
2751,9 |
2718,6 |
1832,5 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
170,7 |
32,8 |
35,2 |
50,7 |
52 |
37,7 |
рыболовство, рыбоводство |
23,1 |
4,8 |
6,1 |
6,5 |
5,7 |
5,1 |
промышленность |
1418,7 |
280,6 |
365,8 |
403 |
369,3 |
242,2 |
добыча полезных ископаемых |
58,8 |
10,5 |
13,9 |
19,7 |
15,7 |
7,9 |
обрабатывающее производство |
1311,3 |
258,7 |
340,9 |
372,1 |
339,6 |
219,1 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
47,6 |
11,4 |
11 |
11,2 |
14 |
15,4 |
строительство |
1228,4 |
183 |
300,1 |
353,6 |
391,7 |
161,7 |
гостиницы и рестораны |
106,7 |
23,1 |
28,4 |
27,9 |
27,3 |
32 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
6095,5 |
1332,5 |
1551,3 |
1615,8 |
1595,9 |
1120,6 |
транспорт и связь |
306,7 |
61,7 |
75,1 |
94,4 |
75,5 |
61,9 |
операции с недвижимостью |
627,4 |
131 |
157,9 |
168,3 |
170,2 |
142,8 |
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. Это хорошо просматривается на рисунке «Изменения объемов оборота малых предприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам» (см. Рис.2.1.).
Рисунок 2.1.
Изменение объемов оборотов
малых предприятий к
Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах (см. Рис.2.2.). В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд. руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.[9]
Рисунок 2.2.
Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.
В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60% в течение I-III кварталов 2009 года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд. руб. [10].
2.2. Проблемы и причины торможения в развитии малого бизнеса
На деятельность малых предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает
собой совокупность внешних по отношению
к данному предприятию
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
В настоящее время, по
оценкам самих