Россия в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Вторая половина XXв. и начало XXIв. характеризовались дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда.
Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Структура мирового хозяйства………………………………………….4
2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства:
общие закономерности и особенности на современном этапе…………15
2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство………………..15
2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство………………………….18
2.3 Участие в международных союзах……………………………………21
3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве……………..24
3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения………….24
3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса………....30
3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы завоевания России мирового хозяйства…………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Мировая экономика в  эпоху ее глобализации вышла на качественно новый уровень развития, когда степень взаимосвязанности и взаимозависимости национальных хозяйств достигла такой критической массы, что стали неизбежными по крайней мере три новых явления.

        Во-первых, мировое хозяйство из совокупности более или менее взаимосвязанных национальных экономик превращается в достаточно целостную мировую экономическую систему, где национальные хозяйства становятся подсистемами единого всемирного хозяйственного организма, спаянного не только международным разделением труда, но и гигантскими по масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

        Во-вторых, всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

       В-третьих, глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций национального государства, которое теряет возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортная и экспортная политика, изменение курса национальной валюты или дисконтной ставки Центрального банка.

Глобализм и открытость национальных экономик. Одной из основных

предпосылок и очевидным  результатом глобализации мировой  экономики

является последовательный переход большинства стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, ориентированной на внешний рынок. Открытой называют национальную экономику, естественным путем интегрированную в мировое хозяйство, достаточно полно реализующую преимущества международного разделения труда и активно использующую различные формы мирохозяйственных связей, выработанных современной практикой. Это такая экономика, все субъекты экономических отношений которой могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров факторов производства.

Обратим внимание на то, что необходимо различать понятия открытости экономики и свободы торговли. Первое шире второго и включает, помимо собственно торговли товарами и услугами, свободу передвижения между странами факторов производства (трудовых ресурсов, капитала, информации), а также взаимообмен национальными валютами.

Переход конкретной национальной экономики к политике открытости может обеспечить стране:

1) углубление специализации,  а следовательно, и кооперации, что ведет к росту производительности, эффективности труда;

2) распределение ресурсов в соответствии с экономической целесообразностью;

3) установление связи  между внутренними и мировыми  ценами, выявление

сравнительных преимуществ;

4) распространение мирового  опыта через систему развитых  международных

отношений;

5) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемой мировым рынком;

6) рост благосостояния  населения.

Отмечая основные преимущества, которые может обеспечить политика открытой экономики, необходимо обратить внимание на то, что она не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства и, конечно, не означает открытости границ.

Открытость экономики  должна быть разумно достаточной, поскольку  стихийная открытость может явиться  угрозой национальным интересам страны:

1) ввиду подавления  хозяйственной активности отечественных  производите-

лей в результате конкурентного  давления импортеров;

2) переориентации спроса  на импортную продукцию и сокращения  спроса на

отечественные аналоги;

3) сокращения налоговых поступлений в бюджет вследствие уничтожения

отечественного производства под влиянием конкуренции со стороны  им-

порта и общего снижения уровня тарифной защиты;

4) роста социальных  издержек из-за усиления конкуренции  на внутреннем

рынке;

5) сокращения инвестиционных возможностей страны.

Эти соображения позволяют  утверждать, что открытая экономика  требует

существенного вмешательства  государства в международные  экономические

отношения. Его целью  должно быть последовательное отстаивание  экономических интересов своей страны, обеспечение конкурентоспособности, эффективности национальной экономики, национальной безопасности. Исходя из этих критериев должны решаться проблемы оптимизации структуры экспорта и импорта, движения капитала, таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политики. В результате государство оказывает существенное влияние не только на масштабы, но и на формы взаимодействия национальной экономики с внешним миром, с мировым хозяйством.

В России форсированными темпами формируется экономическая система открытого типа, однако осуществляется это не всегда продуманно и зачастую без учета экономических интересов страны, что не только не способствует повышению эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности, но и, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны.

В частности, несмотря на формальное расширение с начала 90-х  гг. XX в. участия в международных  экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень  ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возросли, но даже сократились, едва превысив в настоящее время 1,0% против, например, 3,3% в 1983 г.

Россия вывозит крайне мало промышленных потребительских  товаров и еще

меньше машин и оборудования. Это объясняется рядом причин, в частности, низкой конкурентоспособностью российских промышленных товаров на мировом рынке. Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер, что свойственно только странам с очень низким уровнем экономического развития. Неблагоприятна также и структура импорта, по которому в страну ввозится в основном продовольственная продукция.

Все это позволяет  констатировать, что Россия участвует  в международном разделении труда  в незавидном качестве поставщика сырья  и потребителя готовой продукции непроизводственного потребления. Такое положение в международном разделении труда неблагоприятно, так как в мировой практике наблюдается устойчивая тенденция ухудшения условий торговли при обмене сырья на готовую продукцию. В этом, кстати, заключается одна из причин постоянно увеличивающегося разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами мира, о чем уже говорилось выше.

Участие России в мировых  финансовых потоках также нельзя признать нормальным. Российская экономика на настоящем этапе своего развития обременен огромной внешней государственной и негосударственной задолженностью. В то же время большие масштабы приобрело бегство частных капиталов из России как по экономическим, так и по иным мотивам.  Необходимые России прямые зарубежные инвестиции, способные приносить с собой новые технологии, поступали и поступают в незначительных размерах. Легальный вывоз капитала из России в виде прямых инвестиций также ничтожен. На начальном этапе находятся процессы организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы и др.

Таким образом, Россия ни сегодня, ни в ближайшем будущем  не сможет на равных вписаться в  складывающееся международное разделение труда. И при этом, в отличие  от многих стран, она по ряду показателей вправе на равных интегрироваться в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных экономических отношений. Это прежде всего:

достаточно развитая научно-техническая база;

высокая степень обеспеченности сырьем и энергетическими ресурсами;

квалифицированная рабочая  сила, готовая довольствоваться весьма низким уровнем оплаты труда.

Следует, однако, иметь  в виду, что успехи процесса интеграции России в мировое хозяйство будут  определять не сами по себе перечисленные факторы, а то, насколько эффективно они будут использованы. Это требует выработки и по следовательной реализации стратегии активного включения страны в мировую экономику, повышения эффективности управления этой сферой деятельности, принятия мер по поддержке экспортеров, защите отечественных перспективных отраслей и развитию импортозамещающих производств и т. д.

Осуществляя процесс  интеграции России в мировую экономику, необходимо отдавать себе отчет в  том, что внешняя открытость экономики  не может быть самоцелью преобразований в России, а должна служить предпосылкой увеличения эффективности ее экономики для повышения уровня благосостояния каждого гражданина России и социальной защищенности.

Для такой крупной  по количеству населения, занимаемой территории и промышленному потенциалу страны решающее значение имеет развитие внутреннего рынка, одновременное и постоянное увеличение на нем платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг. Только опираясь на отечественный рынок и развитие конкуренции на нем, российская экономика сможет занять достойные позиции на мировом рынке.

Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять тщательно  продуманную политику, избирательную  и поэтапную. Избирательность заключается  в четком определении собственных  приоритетов. Одним из них, в частности, является преобладание усилий по построению социально ориентированной экономики внутри страны над усилиями в обеспечении внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народно-хозяйственного комплекса мировому хозяйству.  При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного хозяйственного механизма внутри страны.

Переход в мировое  рыночное хозяйство для России не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно бороться, одновременно пресекая попытки промышленно развитых стран «прибрать к рукам» ее экономику.

В связи с этим на пути интеграции в мировое хозяйство  весьма актуальной для нашей страны становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму того ущерба, который может быть нанесен российской экономике вследствие воздействия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективных действий российских политических и экономических субъектов на мировых рынках.

 

 

2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства: общие закономерности  и особенности на современном этапе

2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство

В советское время интеграция в  мировую экономику официально не считалась стратегической целью развития нашей страны. Однако практические шаги в этом направлении начали делать еще до начала перестройки. Для многих экономистов необходимость реформ стала очевидной уже на рубеже 60-х и 70-х, когда возможности роста за счет централизованной мобилизации капитальных и трудовых ресурсов были исчерпаны. Однако реформы тех лет были крайне поверхностными; их блокировали идеологические барьеры. К тому же резкое повышение мировых цен на нефть в 1973-1974 и 1979-1980 гг., а также возросший в страну приток нефтедолларов позволяли обойтись без кардинальных изменений.

Интеграция России в  мировую экономику - одна из главных  целей новой России, декларированных  при принятии акта о суверенитете в 1990 г. Многие в то время искренне верили, что, покончив с КПСС и централизованным планированием, расставшись с союзными республиками, россияне через три-четыре года будут жить так же, как западные европейцы.

Однако итоги экономического развития 90-х показали утопичность этих ожиданий. Стартовые условия интеграции России в мировое хозяйство объективно ухудшились по сравнению с СССР. Географически она оказалась удалена от своего основного партнера - Западной Европы. Были утрачены главные торговые порты на Балтике и Черном море. А на суше Россия стала граничить в "дальнем зарубежье" только с Финляндией, Норвегией, Польшей (через Калининградскую область), Монголией, Китаем и Северной Кореей. Таможенная граница, которая в связи с вступлением в ВТО в 2006г. приведена в некое соответствие с международными нормами, по-прежнему ещё очень далека от совершенства, а в 90-е гг. была никак не готова к интеграционным процессам. Транзитные пути основных экспортных ресурсов теперь находятся в "ближнем зарубежье". Развитая внешнеторговая инфраструктура осталась лишь на малонаселенном Дальнем Востоке. К тому же России досталась основная часть союзного военно-промышленного комплекса (ВПК), в принципе не приспособленного к работе в рыночных условиях.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится на начальных стадиях развития. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда сначала не только не возрастала, а наоборот сокращалась. В начале XXI в. ситуация несколько стабилизировалась, но в целом тенденции сохранились.

Структура экспорта носит  преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки.

Проблема интеграции России в мировое экономическое  сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут  стать: прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного  типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны; восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими  процессами должна осуществляться выработка  механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Информация о работе Россия в системе мирового хозяйства