Россия и АТЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - провести анализ деятельности АТЭС, современного состояния отношений России и АТЭС и выявить возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, с учетом национальных интересов России.
Задачи контрольной работы:
1) Охарактеризовать деятельность АТЭС.
2) Определить роль АТЭС в современной мировой экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Характеристика деятельности АТЭС……………………………………..4
2. Роль России в АТЭС……………………………………………………...10
3. Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России…12
4. Перспективные направления сотрудничества…………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

россия и АТЭС.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный радиотехнический университет»

Кафедра государственного и муниципального управления и экономической теории

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика»

на тему: «Россия  и АТЭС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент гр. №9079

Баранова Е.Е.

Проверил: доц.

Локтеева Г.Е.

 

 

 

Рязань 2013

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Характеристика деятельности АТЭС……………………………………..4
  2. Роль России в АТЭС……………………………………………………...10
  3. Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России…12
  4. Перспективные направления сотрудничества…………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………...…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются  усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним  из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Россия, две  трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие России в делах АТЭС, подключение к идущим интеграционным процессам обуславливают актуальность обращения к теме «Взаимодействие России и АТЭС».

Цель контрольной работы - провести анализ деятельности АТЭС, современного состояния отношений России и АТЭС и выявить возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, с учетом национальных интересов России.

Задачи контрольной  работы:

  1. Охарактеризовать деятельность АТЭС.
  2. Определить роль АТЭС в современной мировой экономике.
  3. Проанализировать взаимоотношения России и АТЭС.

 

  1. Характеристика деятельности АТЭС

 

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ  ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) - международная  экономическая организация, созданная  для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Образована в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время в АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Россия участвует в АТЭС с ноября 1997 года. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия [1,42].

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х  в азиатско-тихоокеанском регионе  более локальных экономических  союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в  координатора экономической жизни  региона. Среди направлений работы - проведение консультаций и семинаров  по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне, а так же ежегодным стало проведение саммитов.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

Деятельность  в АТЭС направлена на обсуждение и  поиск согласованных решений  по следующим направлениям:

    • Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.
    • Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2020 году.
    • Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в  ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет (автономный бизнес-форум (действует с 1996 г.), объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе), три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики [4,57]:

РГ по агротехническому сотрудничеству

Компетенция группы распространяется на следующие сферы: развитие биотехнологий  в сельском хозяйстве; производство, переработка, реализация и потребление сельскохозяйственной продукции; передача сельскохозяйственных технологий.

РГ по энергетическому  сотрудничеству

Создана в 1990 году для сбора  и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления  факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций. Ставит перед собой цель максимизировать вклад энергетического комплекса в экономическое и социальное развитие региона, снижая при этом вредные для окружающей среды последствия от поставки и использования энергии.

РГ по рыболовству

Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области  рыболовства, нацелена на максимизацию экономических выгод от использования рыбных ресурсов и поддержание устойчивости рыбных запасов. В рамках группы осуществляется несколько проектов по развитию аква культуры. Рабочая группа также проводит исследования по торговой и инвестиционной либерализации в рыбной отрасли.

РГ по развитию людских ресурсов

Создана в 1990 году. Является самой крупной по численности  рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций  рынка рабочей силы в странах  АТЭС, регулирование спроса и предложения  рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента, проблемам образования, менеджмента по вопросам экономического развития, по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии и по сбору информации о рынке труда.

РГ по промышленной науке и технологиям

Создана в 1991 году. Отвечает за международное сотрудничество в  научно-технической и инновационной сфере. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.

РГ по рациональному  использованию морских ресурсов

Создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.

РГ по проблемам  малого и среднего бизнеса

Контролирует работу всех форумов, входящих в АТЭС, в данной области. В 1996 г. группа определила пять приоритетных направлений в развитии малых и средних предприятий: развитие людских ресурсов, доступ к информации, обмен технологиями, доступ к рынкам, финансирование. В рамках рабочей группы создается подгруппа по микропредприятиям.

РГ по телекоммуникациям  и информации

Создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле. Отдает приоритет следующим направлениям деятельности: развитие людских ресурсов, передача технологий, стандартизация в сфере телекоммуникаций.

РГ по туризму

Призвана содействовать  поддержанию устойчивости туристского  сектора экономики. С этой целью рабочая группа организует различные мероприятия с участием туристских компаний для обмена информацией, мнениями и определения областей сотрудничества. При участии рабочей группы были реализованы, в частности, такие проекты, как создание Информационной туристской сети, Международного центра АТЭС по развитию устойчивого туризма.

РГ по стимулированию торговли

Нацеливает свою деятельность на разъяснение роли и функций  правительственных агентств по развитию торговли. Группа сконцентрировала работу в таких областях, как финансирование торговли, выполнение образовательных программ, предоставление информации о торговле, поощрение сотрудничества между предпринимателями и правительственными агентствами по содействию торговле. Особое внимание рабочая группа уделяет развитию электронной коммерции и логистики в современной торговле.

РГ по транспорту

Создана в 1990 году с учетом необходимости обеспечения  транспортных перевозок в обширном пространстве АТР, направляет свою работу на увеличение эффективности, устойчивости и безопасности региональной транспортной системы. Рабочая группа состоит из трех направляющих комитетов, действующих в следующих сферах: развитие конкурентной транспортной системы (включая развитие транспортной инфраструктуры), развитие безопасной и экологичной транспортной системы (в том числе, посредством внедрения новых технологий), развитие людских ресурсов.

Выводы. Таким образом, форум АТЭС представляет собой организацию со сложной структурой и строго определенными целями и задачами, которым он неукоснительно следует.

 

 

 

 

 

  1. Роль России в АТЭС

 

В настоящее  время членство в АТЭС позволяет  нашей стране подключиться к процессам  формирования основных принципов международной  экономической политики, правил торговли и механизмов инвестиций, влияя на них в соответствии с нашими национальными интересами. Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками [2,36]. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.

Информация о работе Россия и АТЭС