Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить влияние человеческого капитала на экономику. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие человеческого капитала
2. Рассмотреть виды человеческого капитала
3. Разобрать основные положения теории Г.Беккера
4. Рассмотреть классификацию человеческого капитала и инвестиции в него
5. Проанализировать состояние человеческого капитала в России
6. Выявить методы повышения уровня российского человеческого капитала
Ведение…………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Человеческий капитал как экономическая категория…………………...5
Понятие человеческого капитала и его виды…………………………........5
Основные положения теории Г.Беккера……………………………………7
Инвестиции в человеческий капитал……………………………………….8
Глава 2. Классификация человеческого капитала и инвестиции в него………...12
2.1 Индивидуальный человеческий капитал…………………………………...12
2.Национальный человеческий капитал……………………………………......16
2.3 Человеческий капитал фирмы ………………………………………………18
Глава 3. Состояние человеческого капитала в России и его роль в развитии экономики……21
3.1 Рынок человеческого капитала и проблемы его формирования в России...21
3.2 Пути и методы повышения уровня российского человеческого капитала..24
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………………28
Благодаря теории человеческого капитала вложения в него стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важные, чем обычные капиталовложения. Теория человеческого капитала оказала большое воздействие на экономическую политику государства. Изменилось отношение к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, которые обеспечивают производственный эффект.
Глава 2. Классификация человеческого капитала и инвестиции в него
2.1 Индивидуальный человеческий капитал
Под индивидуальным капиталом
подразумевают капитал
Капитал здоровья. Снижение капитала здоровья сказывается на демографической ситуации страны. Демографические показатели на перспективу позволяют сделать выводы о возможных количественных и структурных сдвигах в потенциале здоровья в первой четверти XXI века.
Таблица 1
Ожидаемые демографические показатели в России
2000 |
2001 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 | |
Численность населения (на конец года, млн. человек) |
144,8 |
144,0 |
141,0 |
138,1-138,6 |
134,3-131,2 |
131-131,8 |
126,2-127,8 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,21 |
1,25 |
1,33 |
1,37 |
1,38 |
1,4 |
1,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни(лет) |
65,3 |
65,3 |
66,4 |
67,6 |
69,3 |
70,7 |
72,0 |
Коэффициент младенческой смертности |
15,3 |
14,65 |
13,9 |
12,1 |
10,3 |
8,5 |
7,0 |
По данным таблицы можно увидеть то, что численность населения по прогнозам будет уменьшаться, суммарный коэффициент, который характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь, увеличится на 0,19 однако суммарный коэффициент 1,4 не обеспечит даже простого замещения поколения. Продолжительность жизни увеличится в среднем на 6,7 лет. Коэффициент младенческой смертности, который означает количество детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 новорожденных за один год снизится на 8,3%. В целом данный прогноз показывает, что даже в случае удачного сценария развития экономики, население сократится к 2025 году на 7%.
Как известно, возраст является важным фактором, который определяет состояние здоровья. Однако существуют и случаи, когда молодые люди имеют больше заболеваний, чем пожилые. В целом здоровье находится в прямой зависимости от возраста. При среднем возрасте 42 года средняя оценка здоровья 3,37. [3, с 56]
Оценка здоровья мужчины
выше, чем женщин, несмотря на то, что
продолжительность жизни
Кроме возраста и пола существуют и и другие факторы, определяющие уровень здоровья. Например, наследственность, окружающая среда, образ жизни и качество и доступность услуг здравоохранения.
Хорошее здоровье- это результат развития здравоохранения. Здоровье обеспечивает высокую производительность труда, т. е расходы на здравоохранение приносят долгосрочный и постоянно возрастающий доход.
Интеллектуальный капитал.
Понятие интеллектуального
Для того чтобы предприятие имело преимущество, оно должно обладать банком знаний. В него входят результаты её собственных исследований; накопление опыта; знания и навыки сотрудников; особенности сложившихся связей с клиентами; данные о возможностях конкурентов; технические средства поиска необходимой информации и её использования для решения задач компании.
Таблица 2
Структура интеллектуального капитала предприятия
Интеллектуальный капитал | |||
Корпоративный капитал |
Индивидуальный капитал | ||
Внешняя информация |
Корпоративная информация |
Формализованные знания |
Неформализованные знания |
Информация |
Знания | ||
Диалектическая система «информация- знание» |
Данная таблица отражает то, что интеллектуальный капитал можно рассматривать как сумму социального и индивидуального капиталов. Он создается человеком, который превращает информацию в знание. Часть знаний человек превращает в корпоративный капитал, а часть- отставляет в виде индивидуального.
Трудовой капитал. Физически тяжёлый труд приводит к уменьшению объёма производства и большим затратам человеческих сил. По этой причине человек стремится облегчить труд: применить более производительные орудия и методы труда. Однако с появлением новых орудий стали необходимы и новые знания. Улучшение технологий требует повышения квалификации и переквалификацию. Например, в США фирмы расходуют около 30 млрд. долларов в год для повышения квалификации работников. В России же ограничиваются обучением на рабочем месте, однако такой подход не обеспечивает достаточной квалификации работника.
В начале XXI века экономически активное населении в России составляло в России 71 млн. человек, из них было занято 64,7 млн., т. е 91,1%, а безработных – 6,3 млн. Доля занятых с высшим и неполным средним образованием увеличилась с 32,9 до 34,6%. Понизилась доля занятости с более низким уровнем образования с 17,8 до 8%. [2, с 106]
Лишь 5% экономически активного населения России относится к категории высококвалифицированного работника, в то время, как в США этот показатель составляет 43%, а в ФРГ- 56%.
Эксперты-экономисты утверждают,
что ситуация с трудовыми ресурсами
останется благоприятной с
Таблица 3
Трудовые ресурсы на перспективу
2000 |
2001 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 | |
Доля населения(%) моложе труд-го возраста: труд-го возраста: старше: |
19,3
60,1 20,6 |
18,6
60,7 20,7 |
16,1
63,2 20,7 |
15,9
61,7 22,4 |
15,3
59,9 24,8 |
15,8
57,9 26,3 |
15,6
57,2 27,2 |
Продолжение таблицы 3
Численность трудоспособного населения, млн. чел |
87,3 |
87,4 |
89,1 |
85,2-85,5 |
80,4-81,0 |
75,8-76,3 |
71,9-73,1 |
Численность занятых в экономике, млн. чел |
64,4 |
64,7 |
67,0 |
69,2 |
65,1-65,6 |
61,3-61,8 |
58,2-59,2 |
По данным таблицы видно, что рост нагрузки за счёт пожилых будет нейтрализована благодаря сокращению численности детей, что свидетельствует о старении населения, возникновении дополнительных проблем.
2.2 Национальный человеческий капитал
Под национальным человеческим
капиталом подразумевается
Национальный ЧК формируется за счёт инвестиций в воспитание, культуру, образование, здоровье, в повышение профессионализма и уровня и качества населения, в науку и т.д.
Национальный человеческий капитал в XX и XXI веках является главным фактором развития экономики и общества. В национальном богатстве ЧК в России составляет около 50%, в то время как в других странах он достигает 70-80%.
Отставание России в стоимости накопленного российского национального ЧК заключается в следующем: низкое качество ЧК, низкие инвестиции в его составляющие, приоритеты, которой были направлены не на развитие человека,а на иные цели, которые так и не были достигнуты в силу их ложности инедостижимости.
За последние 20 лет инвестиции в науку, культуру, образование в России в долях ВВП снизились. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3.8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран, в то время как в США- 5,5% ВВП, в Швеции и Норвегии – 6,7%, Франции -5,6%, Канаде-4,9%.
Основная проблема России заключается в высокой коррупции.. Большая часть инвестиций в ЧК используется неэффективно, не по назначению.
Низкие инвестиции в капитал здоровья определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в РФ. В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161 месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200 месте из 225.
Инвестиции в науку также очень низки. Причиной этому является слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. Процент инновационных предприятий в России ниже, чем, например, в Германии, где он составляет 47%.
В культуру, религию и отдых инвестиции в 2008 году составили 1,6%, во Франции 2,9%, в Великобритании 2,4%.
В России низки не только инвестиции в ЧК, но и в физический капитал. В рейтинге 2009 года Россия заняла 74 место с инвестициями в основной капитал 21.5% ВВП. На протяжении последних лет норма накопления инвестиций -20%, хотя норма сбережения составляет 30%. Треть внутренних сбережений не инвестируется в экономику по причине их невостребованности и высоких рисков.
Лидирует в рейтинге по
инвестициям Китай с нормой накопления
46.3%, в Испании -24%, Канаде -21.5%, Германии
- 17.6%, США - 12.2%. В среднем в мире за 2009 г.
норма накопления -22.7%.
Для обеспечения прироста российского
ВВП на уровне 6-8% необходимы инвестиции
порядка 40% ВВП, т. е. удвоение нынешних
инвестиций в основной капитал. Но и стабильной
прирост ВВП такого уровня возможен только
при существенном повышении качества
и уровня национального ЧК.
Рост инвестиций в физический
капитал необходимо увеличивать
за счет повышения инвестиционной привлекательности
России и регионов, притока частного
иностранного и внутреннего капитала
в экономику и повышения
Накопленная за 30 лет стоимость
российского национального
2.3 Человеческий капитал фирмы
Вследствие сокращения государственного участия в процессах общественной жизнедеятельности произошли изменения в сфере приложения человеческого капитала, прежде всего в сфере труда. Возникли противоречия между наемными работниками и работодателями, желающими присваивать большую часть результатов функционирования человеческого капитала себе. С другой стороны возникает и такая проблема: работодатель решает между более высококвалифицированным и менее квалифицированным работником. В первом случае работодателю придётся выплачивать соответствующую заработную плату, а во втором случае он может переподготовить работника «под себя».
Первый фактор, от которого зависит уровень общего человеческого капитала -это доступность профессионального образования. В 2007 г. доходы на душу населения России в месяц составили 9111 руб., а стоимость обучения в 2005-2006 гг составляла 36% от ежемесячного дохода. В 2003 - 2006 гг. число студентов, которые обучаются на бюджетной основе, сокращается.
Информация о работе Россия на международном рынке технологий