Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 15:08, контрольная работа
Вхождение России как равноправного партнера в мировое эконо¬мическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в на¬чале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Финансовый университет)
______________________________
ИНСТИТУТ СОКРАЩЕННЫХ ПРОГРАММ
Кафедра: «МЭиМБ»
Дисциплина: Институциональная экономика
Контрольная работа
«РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА»
Выполнил: Маркелов А.С.
(11(11)-ЗФМ-2/3-01)
Проверил: доц.Сидоренко Т.В.
Москва 2012 г.
Россия на международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.
С принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).
По прогнозам, сделанным в начале 90-х гг., число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.
Согласно данным представленным
в Статистическом справочнике
«Миграция и денежные переводы» в 2011 года
количество эмигрантов из России в мире
составляет 11,055 млн. человек или 7,9 % от всего населения России. Однако
эти цифры не совсем корректны, т.к. по признанию самих составителей
данного справочника, в число российских эмигран
Россия занимает 81 строчку по количеству эмигрировавших в % от всего населения страны
Первое место Самоа - 67.3 % Массовая эмиграция из Самоа объясняется отсталостью местной экономики. Молодые люди покидают страну в поисках работы или ради более высоких заработков, а также из-за недовольства традиционными порядками, которые, по их мнению, не соответствуют реальностям современного мира. Основной поток миграции направляется в Новую Зеландию. Часть эмигрантов, скопив денег или закончив учёбу, возвращается на родину, другие же выписывают к себе семьи и навсегда покидают Самоа.
Второе место Португалия – 20,8 %
Последнее США – 0,8 %
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.
К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:
• снижение давления на внутренний рынок труда;
• минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
• уменьшение безработицы;
• финансовые поступления от мигрантов;
• повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Вместе с тем, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1— 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.
Отечественный инновационный сектор сталкивается с очень серьезной проблемой, связанной с большим оттоком российских научных специалистов на работу за рубеж. Только в прошлом году профессиональная эмиграция в США составила 48 000 человек, в Израиль — около 12 000, в Австралию — 10 000, в Германию — 9000 и в Канаду — 7000 человек.
Главная проблема связана не с количеством отъезжающих, хотя это число тоже немаленькое, а с их качеством. Ведь научная среда является весьма неоднородной. Есть ученые, которые способны выполнять стандартную исследовательскую работу, и таких 80%. А есть ученые, способные совершать революционные открытия и создавать новые прорывные технологии. Именно их работа является основой научного развития и технического прогресса. Так вот сегодня эмигрируют в основном представители креативной части российской науки, и с этой точки зрения число отъезжающих становится просто пугающим.
Проблема утечки мозгов в России существовала практически всегда. По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), с 1992 г. из России эмигрировало более 3 млн специалистов. Но если раньше это объяснялось низким уровнем жизни российских ученых, то сегодня причиной становится агрессивная политика ведущих западных государств и стран Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах. В этих странах, к числу которых относятся США, ведущие государства Европейского союза, Канада, Япония, Израиль, Южная Корея, Австралия, Китай, Малайзия, принимаются и реализуются специальные правительственные программы, нацеленные на стимулирование научной иммиграции. Это включает в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест именно для иностранных научных специалистов, предоставление им упрощенного порядка ассимиляции и получения гражданства, помощь в обеспечении жильем и решении социальных проблем. В рамках государственной политики по привлечению иностранных научных кадров утверждаются квоты на общее число специалистов, которых необходимо привлечь. Сейчас для США этот показатель составляет 300 000 человек, для стран Европейского союза — 500 000 человек, для Японии — свыше 220 000 человек. Непосредственным привлечением научных специалистов занимаются ведущие научные центры и исследовательские институты этих стран, которые сегодня усилиями своих правительств работают фактически в рыночных условиях жесткой конкуренции и четкой ориентации на результат. Уровень их финансирования напрямую зависит от качества и количества опубликованных научных работ, зарегистрированных патентов и представленных технологических решений. Сегодня по характеру кадровой политики западные научные центры похожи на футбольные команды, на которые возлагаются суровые требования стать первыми с одновременным предоставлением права привлекать лучших профессионалов со всего мира. В итоге талантливых иностранных ученых не просто приглашают — их ищут и даже охотятся на них. Ведется постоянный мониторинг научных публикаций и докладов для поиска наиболее перспективных и революционных идей, и если эти идеи вызывают интерес, то их авторов готовы пригласить на работу на самых выгодных условиях.
Ценность иностранных научных
специалистов сегодня настолько
высока, что многие научные центры
для их привлечения готовы мириться
с серьезными организационными трудностями.
В большинстве ведущих
В основе такой политики лежат чисто экономические причины. Прямая выгода от привлечения одного квалифицированного специалиста в области точных наук и технологий составляет от $250 000 до $350 000, которые требовалось бы потратить на его обучение. Талантливый ученый и разработчик способен создавать добавочную стоимость, в три-четыре раза превышающую уровень расходов на оплату его труда.
Результатом реализации данных программ стало то, что сейчас более 900 000 российских ученых и научных специалистов на постоянной основе работают в США, 150 000 — в Израиле, 100 000 — в Канаде, 80 000 — в Германии, 35 000 — в Великобритании, около 3000 — в Японии и около 25 000 — в Китае.
Такая политика «научной интервенции»
приносит странам, ее реализующим, очень
серьезные дивиденды. На сегодняшний
день именно иностранные научные
специалисты составляют основу технологического
могущества этих стран. В США, по подсчетам
Института американского
Для России, являющейся одним из основных поставщиков интеллектуальных ресурсов, такая политика оборачивается серьезными потерями. Интеллектуальный уровень страны определяется не общим количеством, а количеством качества. Известный французский математик Блез Паскаль говорил: «Достаточно уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов». Сегодня мы находимся в такой же ситуации. Если из России уедут креативно мыслящие ученые, количество которых тоже не очень велико, то мы станем абсолютно беспомощной в технологическом отношении страной и ни о какой политике инновационного развития нельзя будет вести и речи.
Сейчас российское Министерство образования начало масштабную и дорогостоящую программу по возвращению в страну российских ученых, уехавших работать за границу. На мой взгляд, эта программа малоперспективна. Подобные программы уже реализовывались в Китае, Индии, ряде других стран и особо ни к чему не привели. Их основной принцип — создать на родине такие же условия для работы, которые ученые имеют в зарубежных научных центрах. Но проблема в том, что именно на такие же условия в основном никто не возвращается. За рубежом у людей уже налаженная жизнь, работа, собственность, не говоря уже о более широких возможностях для научной самореализации. Вот так все ломать и переезжать на новое место решаются единицы. А платить в два раза больше экономического смысла нет.
К тому же вообще встает вопрос: а стоит
ли возвращать уехавших ученых? Те, кто
уехал, скорее всего, потеряны для страны
окончательно. Они уже навсегда останутся
«гражданами мира», которым все
равно, в какой стране работать —
лишь бы для этого предоставлялись
лучшие условия. К тому же ученые, на
которых рассчитана данная программа,
в основном люди в возрасте. Это
означает, что основную часть научных
идей, которые они могли предложить,
они уже предложили. А инновационные
технологии — это по определению
нечто принципиально новое. Для
развития национального инновационного
сектора нам нужны
То есть, возможно, больший смысл
имеет обратить внимание на наших
молодых ученых, которые продолжают
жить и работать у нас в стране.
У них блестящие мозги, исключительную
способность которых они
Необходимо создать условия, которые позволили бы в полной мере раскрыться имеющемуся у ребят потенциалу. Необходимо создать национальный фонд научных талантов, целью которого станет составление и ведение реестра наиболее талантливых и одаренных российских молодых ученых с предоставлением им особых условий для ведения научной деятельности. Участники реестра будут обладать рядом серьезных привилегий и особым статусом в обществе, который они не получат ни в одной другой стране. И это стало бы серьезным стимулом побудить их остаться работать в России.
Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшается, но существенно возрос за последние годы, при этом расширяется география оттока. Анализ, проведенный на основе базы Scopus, показал, что более 50 % публикаций российской научной диаспоры идут из США. При этом наиболее цитируемые российские учёные также работают в США — на их долю приходится 44 % всех ссылок (период после 2003 года). Лидируют по индексу цитируемости выпускники МГУ, вторые — выпускники МФТИ.