Автономная Некоммерческая
Организация
Высшего Профессионального
Образования
Владимирский институт бизнеса
Контрольная работа
по дисциплине:
« Мировая экономика»
На тему: « Россия на мировых
энергитических
рынках»
Выполнил:
Студент факультета
«Менеджмента и информационных
технологий»
Специальности «Менеджмент
организации»
Заочной формы обучения
3 курса группы ЗМО-130
Панкова К.Д.
Проверил:
к.э.н, профессор
Фадейчева Г.В.
Владимир 2013.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….3
2.Формирование спроса
на топливо и энергию на
внутреннем рынке…6
3.Россия на мировых
энергетических рынках…………………………...7
4.Основы государственной
энергитической политики и этапы
её
реализации………………………………………………………………...11
5.Заключение………………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………....19
Введение
Целью энергетической
политики России является максимально
эффективное использование природных
энергетических ресурсов и потенциала
энергетического сектора для
устойчивого роста экономики,
повышения качества жизни населения
страны и содействия укреплению
ее внешнеэкономических позиций.
Настоящая Стратегия
определяет цели и задачи долгосрочного
развития энергетического сектора
страны на предстоящий период,
приоритеты и ориентиры, а также
механизмы государственной энергетической
политики на отдельных этапах
ее реализации, обеспечивающие достижение
намеченных целей.
В ходе реализации
Энергетической стратегии России
на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р,
была подтверждена адекватность
большинства ее важнейших положений
реальному процессу развития
энергетического сектора страны
даже в условиях резких изменений
внешних и внутренних факторов,
определяющих основные параметры
функционирования топливно-энергетического
комплекса России. При этом предусматривалось
осуществлять внесение необходимых
изменений в указанную Стратегию
не реже одного раза в 5 лет.
Настоящая Стратегия
обеспечивает расширение временного
горизонта до 2030 года в соответствии
с новыми задачами и приоритетами
развития страны.
Настоящая Стратегия
формирует новые ориентиры развития
энергетического сектора в рамках
перехода российской экономики
на инновационный путь развития,
предусмотренный Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
N 1662-р (далее - Концепция).
Положения настоящей
Стратегии используются при разработке
и корректировке программ социально-экономического
развития, энергетических стратегий
и программ субъектов Российской
Федерации, комплексных программ
по энергетическому освоению
регионов Восточной Сибири и
Дальнего Востока, Северо-Западного
региона России, полуострова Ямал
и континентального шельфа Российской
Федерации, при разработке и
корректировке генеральных схем
развития отдельных отраслей
топливно-энергетического комплекса,
программ геологического изучения
регионов страны, при подготовке
и корректировке параметров инвестиционных
программ и крупных проектов
компаний энергетического сектора.
Настоящая Стратегия
базируется как на оценке опыта
реализации Энергетической стратегии
России на период до 2020 года, так
и на анализе существующих
тенденций и новых системных
вызовов развитию энергетики, учитывает
возможные колебания внешних
и внутренних условий экономического
развития России. При этом представленные
в Концепции важнейшие цели
и долгосрочные качественные
ориентиры перехода экономики
страны на инновационный путь
развития рассматриваются как
инвариантные, несмотря на возможные
последствия начавшегося в 2008
году глобального экономического
кризиса. Те же требования предъявляются
к важнейшим целям и долгосрочным
качественным ориентирам настоящей
Стратегии.
В рамках настоящей
Стратегии представлены:
текущие результаты
реализации Энергетической стратегии
России на период до 2020 года
и целевое видение настоящей
Стратегии;
основные тенденции
и прогнозные оценки социально-экономического
развития страны, а также взаимодействия
экономики и энергетики;
перспективы спроса
на российские энергоресурсы;
основные положения
государственной энергетической
политики и ее важнейших составляющих;
перспективы развития
топливно-энергетического комплекса
России;
ожидаемые результаты
и система реализации настоящей
Стратегии.
Количественные
параметры развития экономики
и энергетики подлежат уточнению
в процессе реализации предусмотренных
настоящей Стратегией мер.
Формирование
спроса на топливо и энергию на
внутреннем рынке
Внутренний спрос на энергоресурсы
определяется ожидаемой динамикой экономического
развития, изменениями в структуре экономики
и уровне ее удельной энергоемкости.
Снижение удельной
энергоемкости экономики является
центральной задачей энергетической
политики России, без решения
которой энергетический сектор
неизбежно будет сдерживать социально-экономическое
развитие страны.
Решение указанной
задачи требует в числе прочего
рациональной перестройки структуры
российской экономики.
Концепция предусматривает
масштабные структурные преобразования
в экономике как в части
производства валового внутреннего
продукта в целом, так и в
секторе промышленного производства.
Предусматривается, что под влиянием
рыночного спроса опережающими
темпами будут развиваться малоэнергоемкие
отрасли промышленного производства,
специализирующиеся на выпуске
высокотехнологичной и наукоемкой
продукции. При этом энергоемкие
материально-сырьевые производства
будут развиваться значительно
медленнее, что должно привести
к структурной трансформации
российской экономики в пользу
менее энергоемких секторов и
отраслей. Таким образом, в стране
на базе обрабатывающего производства
и сектора высокотехнологичных
наукоемких услуг, имеющих существенно
меньшую удельную энергоемкость,
будет создан новый, более мощный,
чем нефтегазовый, комплекс - источник
экономического роста.
Ожидается, что
к 2030 году доля малоэнергоемких
отраслей (машиностроение, легкая, пищевая
промышленность и др.) в структуре
промышленного производства вырастет
в 1,5 - 1,6 раза и составит более
половины общего объема промышленного
производства в стране против 33 процентов
в настоящее время.
Наряду с ожидаемыми
структурными изменениями в экономике
также предусматривается интенсивная
реализация организационных и
технологических мер по экономии
топлива и энергии, то есть
проведение целенаправленной энергосберегающей
политики. Результатом структурных
преобразований в экономике и
проведения энергосберегающей политики
должно стать существенное снижение
к 2030 году энергоемкости и электроемкости
российской экономики, что адекватным
образом отразится на динамике
внутреннего спроса на первичные
энергоносители и электроэнергию.
Прогнозные показатели
динамики внутреннего спроса
на топливно-энергетические ресурсы
приведены в приложении N 1 к настоящей
Стратегии.
Россия на мировых
энергетических рынках
Россия занимает
одно из ведущих мест в мировой
системе оборота энергоресурсов,
активно участвует в мировой
торговле ими и в международном
сотрудничестве в этой сфере.
Особенно значимы
позиции страны на мировом
рынке углеводородов.
В последние
годы Россия занимает лидирующие
позиции по объему добычи сырой
нефти и обеспечивает 12 процентов
мировой торговли нефтью. Свыше
четырех пятых объема российской
нефти экспортируется в страны
Европы, доля России на рынках
которых составляет около 30 процентов.
Основным направлением экспорта
российских нефтепродуктов также
является европейский рынок.
Россия занимает
первое место в мире по запасам
природного газа (23 процента мировых
запасов) и по объемам его
ежегодной добычи, обеспечивая 25
процентов мировой торговли этим
энергоносителем, доминируя как
на европейском газовом рынке,
так и на рынке стран Содружества
Независимых Государств. В общем
объеме потребления газа в
странах зарубежной Европы (включая
Турцию, но не учитывая страны
Содружества Независимых Государств)
на российский газ приходится
около 30 процентов. Обладая уникальной
газотранспортной системой, Россия
также играет важную роль в
обеспечении поставок центральноазиатского
газа в Европу и страны Содружества
Независимых Государств.
Россия удерживает
второе место в мире по запасам
угля (19 процентов мировых запасов),
пятое место по объемам ежегодной
добычи (5 процентов мировой добычи)
и обеспечивает около 12 процентов
мировой торговли энергетическим
углем.
Российская атомная
энергетика составляет 5 процентов
мирового рынка атомной электрогенерации,
15 процентов мирового рынка реакторостроения,
45 процентов мирового рынка обогащения
урана, 15 процентов мирового рынка
конверсии отработанного топлива
и обеспечивает 8 процентов мировой
добычи природного урана.
Особенности предстоящего
периода развития мировых энергетических
рынков связаны с процессами
их реструктуризации, возрастанием
удельного веса развивающихся
стран, обострением конкуренции.
При этом в последнее время
существенно увеличилась степень
неопределенности и рисков в
развитии мировых рынков, в том
числе в связи с резкой и
непредсказуемой динамикой цен
на нефть, негативными последствиями
мирового финансового кризиса,
угрозами дефицита поставок энергоресурсов
в посткризисный период, неоднозначными
перспективами заключения международных
соглашений по вопросам экологической
политики и изменения климата.
С другой стороны, все большее
понимание и поддержку в мире
находят усилия по повышению долгосрочной
устойчивости энергетических рынков,
глобальной энергетической безопасности,
обеспечение которой должно осуществляться
без ущерба чьим бы то ни было национальным
интересам. Эта тенденция нашла свое отражение,
в частности, в решениях и рекомендациях,
принятых в 2006 году на Санкт-Петербургском
саммите "Группы восьми".
Указанные факторы
с учетом проводимой Россией
внешней энергетической политики
будут определять ее положение
на мировых энергетических рынках
в перспективе.
Несомненно, Россия
останется ведущим игроком на
мировом рынке углеводородов,
будет активно участвовать в
развитии рынков электроэнергии
и угля, упрочит свои позиции
в мировой атомной энергетике.
Одним из главных
принципов при этом будет сохранение
стабильных отношений с традиционными
потребителями российских энергоресурсов
и формирование столь же устойчивых
отношений на новых энергетических
рынках.
Наряду с экспортом
первичных энергоносителей особое
внимание будет уделяться развитию
экспорта продукции глубокой
степени переработки, а также
развитию ее производства за
рубежом российскими топливно-энергетическими
компаниями. В частности, для России
в будущем значительный интерес
представляют высококонкурентные
мировые рынки продукции нефте-
и газохимии.
Хотя в настоящее
время Россия практически не
представлена на мировом рынке
энергетики, основанной на возобновляемых
источниках энергии, она не
останется в стороне от развития
этого перспективного направления
(с учетом структуры и особенностей
развития национального энергетического
сектора). Имеющийся в стране потенциал
возобновляемых источников энергии
и научно-технические разработки
в этой сфере наряду с развитием
международного сотрудничества станут
основой поэтапного увеличения вклада
России в развитие указанного рынка.
В период до
2030 года экспорт энергоносителей
будет оставаться важнейшим фактором
развития национальной экономики,
однако степень его влияния
на экономику будет сокращаться.
Это отразится на динамике
экспорта, который будет постепенно
замедлять свой рост и, как
ожидается, стабилизируется к
концу рассматриваемого периода.
Эта тенденция
согласуется с долгосрочной экономической
политикой государства, ориентированной
на диверсификацию структуры
экономики и снижение зависимости
страны от экспорта энергоресурсов.
Прогнозные показатели
динамики экспорта российских
энергоресурсов приведены в приложении
N 1 к настоящей Стратегии.
Энергетические
рынки Европы и стран Содружества
Независимых Государств останутся
основными рынками сбыта продукции
российского топливно-энергетического
комплекса на весь период действия
настоящей Стратегии. В связи
с этим будут осуществлены
меры по снижению транзитных
рисков, включая дальнейшее развитие
и совершенствование полноценной
экспортной инфраструктуры, обеспечивающей
надежность поставок российских
энергоносителей на указанные
рынки.