Россия на мировых энергитических рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
2.Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке…6
3.Россия на мировых энергетических рынках…………………………...7
4.Основы государственной энергитической политики и этапы её
реализации………………………………………………………………...11
5.Заключение………………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………....19

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

    Вместе с тем  доля европейского направления  в общем объеме экспорта российских  топливно-энергетических ресурсов  будет неуклонно сокращаться  за счет диверсификации экспортных  энергетических рынков в восточном  направлении (Китай, Япония, Республика  Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского  региона). При этом к концу третьего  этапа реализации настоящей Стратегии  удельный вес восточного направления  в экспорте жидких углеводородов  (нефть и нефтепродукты) возрастет  с 6 процентов в настоящее время  до 22-25 процентов, а в экспорте  газа - с 0 до 19-20 процентов. 

    Настоящая Стратегия  предусматривает также диверсификацию  товарной структуры экспорта  энергоносителей за счет увеличения  в экспорте доли энергетических  продуктов с высокой добавленной  стоимостью (нефтепродукты, сжиженный  природный газ, газомоторное топливо,  продукция газохимии и нефтехимии, электроэнергия).

    Таким образом,  Россия не только сохранит  свои позиции на мировом энергетическом  рынке как крупнейший поставщик  энергоносителей, но и качественно  изменит характер своего присутствия  на нем за счет диверсификации  товарной структуры и направлений  российского энергетического экспорта, активного развития новых форм  международного энергетического  бизнеса и расширения присутствия  российских компаний за рубежом.  Это позволит снизить риск  монозависимости российского энергетического  сектора от экспорта энергоносителей  в Европу, а также увеличить  доходность и эффективность международной  деятельности российских топливно-энергетических  компаний без существенного увеличения  объемов экспорта первичных энергоносителей. 

Основы государственной  энергетической политики и этапы  ее реализации

  Проведение долгосрочной  государственной энергетической  политики для защиты прав и  законных интересов граждан и  хозяйствующих субъектов, обеспечения  обороны и безопасности государства,  эффективного управления государственной  собственностью, достижения качественно  нового состояния энергетического  сектора осуществляется на следующих  неизменных принципах: 

    последовательность  действий государства по реализации  важнейших стратегических ориентиров  развития энергетики;

    заинтересованность  в создании сильных и устойчиво  развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию  на внешних рынках и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков;

    обоснованность  и предсказуемость государственного  регулирования, направленного на  стимулирование частной предпринимательской  инициативы в области реализации  целей государственной политики, в том числе в инвестиционной  сфере. 

    Главными стратегическими  ориентирами долгосрочной государственной  энергетической политики являются:

    энергетическая  безопасность;

    энергетическая  эффективность экономики; 

    бюджетная эффективность  энергетики;

    экологическая  безопасность энергетики.

    К числу основных  составляющих государственной энергетической  политики относятся: 

    недропользование  и управление государственным  фондом недр;

    развитие внутренних  энергетических рынков;

    формирование  рационального топливно-энергетического  баланса; 

    региональная  энергетическая политика;

    инновационная  и научно-техническая политика  в энергетике;

    социальная политика  в энергетике;

    внешняя энергетическая  политика.

    Главными механизмами  осуществления государственной  энергетической политики служат:

    создание благоприятной  экономической среды для функционирования  топливно-энергетического комплекса  (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное  регулирование и институциональные  преобразования в топливно-энергетическом  комплексе);

    введение системы  перспективных технических регламентов,  национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих  реализацию важнейших приоритетов  и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности  экономики; 

    стимулирование  и поддержка стратегических инициатив  хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей,  экологической и других имеющих  приоритетное значение сферах;

    повышение эффективности  управления государственной собственностью  в энергетике.

  Реализацию государственной  энергетической политики предусматривается  осуществлять в 3 этапа с целью  обеспечения: 

    последовательного  продвижения по пути достижения  целей и решения задач настоящей  Стратегии; 

    координации указанной  политики с социально-экономическим  развитием страны в целом; 

    учета качественных  различий во внешних и внутренних  условиях развития и параметрах  состояния энергетического сектора,  а также в характере и направленности  мероприятий государственной энергетической  политики в разные периоды  ее осуществления. 

    Первый этап - это  этап выхода из кризиса и  формирования основ новой экономики.  В соответствии с этим главной  задачей является скорейшее преодоление  кризисных явлений в экономике  и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, предусмотренных Концепцией, а также использования открываемых в период кризиса возможностей для качественного обновления и модернизации российского топливно-энергетического комплекса.

    Основные риски  первого этапа заключаются в  возможности более тяжелых, чем  ожидалось, последствий кризиса,  а также его большей продолжительности,  в недостаточном темпе и эффективности  тех преобразований в топливно-энергетическом  комплексе, которые должны к  концу этапа создать основу  для устойчивого посткризисного  развития.

    В этой связи  на первом этапе должны быть  созданы необходимые условия  и сняты основные барьеры (как  на внутреннем рынке, так и  во взаимодействии с зарубежными  партнерами) для обеспечения ускоренного  продвижения по всем важнейшим  составляющим государственной энергетической  политики. Одновременно необходимо  скорректировать и синхронизировать  планы и программы развития  энергетического сектора с мероприятиями,  предусмотренными Концепцией (с  учетом вероятной корректировки  сроков и параметров реализации  последних в результате влияния  глобального экономического кризиса).

    В этот период  планируется осуществить работы  по развитию и обновлению основных  производственных фондов и инфраструктуры  энергетического сектора (в том  числе по завершению наиболее  важных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы,  в которых необходимо обеспечить  опережающее развитие энергетической  инфраструктуры и перелом негативных  тенденций в развитии сырьевой  базы энергетики, завершить формирование  базовых рыночных институтов, стабильной  и эффективной нормативной правовой  базы и системы государственного  регулирования в энергетике.

    На этом этапе  российский топливно-энергетический  комплекс также будет активно  способствовать скорейшему выходу  из кризиса и последующему  активному инновационному развитию  смежных отраслей промышленности (машиностроение, трубная промышленность  и др.) за счет размещения заказов  на необходимые энергетике виды  материалов и оборудования.

    Внешними условиями  для развития российского энергетического  сектора в этот период будут  сначала последствия глобального  экономического кризиса, а затем  переход к вероятному посткризисному  росту мировой экономики, что  будет характеризоваться нестабильностью  и непредсказуемостью динамики  мировых финансовых, фондовых и  энергетических рынков. В этих  условиях возрастет роль государственного  участия в развитии российского  энергетического сектора, в том  числе в обеспечении необходимыми  ресурсами для строительства  и модернизации энергетической  инфраструктуры, предоставлении бизнесу  государственных гарантий под  реализацию приоритетных долгосрочных  инвестиционных проектов, поддержке  финансово-экономической устойчивости  системообразующих компаний энергетического  сектора. 

    Временные рамки  окончания первого этапа (ориентировочно 2013-2015 годы) будут определяться масштабами  последствий кризиса и скоростью  их преодоления экономикой и  энергетическим сектором.

    Второй этап - это  этап перехода к инновационному  развитию и формирования инфраструктуры  новой экономики. В соответствии  с этим доминантой второго  этапа будет общее повышение  энергоэффективности в отраслях  топливно-энергетического комплекса  и экономике в целом как  результат проведенных на первом  этапе мероприятий по модернизации  основных производственных фондов  и соответствующих нормативно-правовых  и институциональных преобразований, а также реализация инновационных  и новых капиталоемких энергетических  проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал.

    Основные риски  второго этапа связаны с возможностью  отставания российского энергетического  сектора от ускоренного посткризисного  развития передовых стран, с  отсутствием к концу этапа  необходимых условий для последующего  перехода к инновационной энергетике  будущего.

    На этом этапе  должно быть развернуто широкое  инновационное обновление отраслей  топливно-энергетического комплекса  за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных  в результате активного взаимодействия  топливно-энергетического комплекса  и промышленности на первом  этапе, а также международного  сотрудничества.

    Внешними условиями  развития российского энергетического  сектора в этот период будет  стабилизация мирового энергетического  рынка в преддверии перехода  на новую технологическую волну,  связанную с расширенным использованием  неуглеводородной энергетики в  экономике, а также общее уменьшение  зависимости российской экономики  и бюджета от деятельности  топливно-энергетического комплекса  страны. Именно в этот период, как ожидается, топливно-энергетический  комплекс сможет уступить свое  лидирующее положение в российской  экономике и формировании бюджетных  поступлений в пользу новых  инновационных источников роста  на базе обрабатывающего производства  и сектора высокотехнологичных  наукоемких услуг. 

    В этих условиях  прямое государственное участие  в развитии энергетического сектора  будет постепенно ослабевать  и заменяться на различные  формы частно-государственного партнерства,  особенно в части строительства  и модернизации энергетической  инфраструктуры, развития инноваций.  При этом государство усилит  свое регулирующее влияние в  сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском энергетическом секторе.

    Третий этап - это  этап развития инновационной  экономики. В соответствии с  этим основным содержанием этого  этапа станет постепенный переход  к энергетике будущего с принципиально  иными технологическими возможностями  дальнейшего развития, с опорой  на высокоэффективное использование  традиционных энергоресурсов и  новых неуглеводородных источников  энергии и технологий ее получения. 

    Инновационное  развитие российской энергетики  будет при этом обеспечено  заложенным на предыдущих этапах  инвестиционным и инновационным  фундаментом в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования  топливно-энергетического комплекса  России и смежных отраслей.

    Основные риски  третьего этапа связаны с обеспечением  необходимого уровня качества  и эффективности инноваций в  энергетическом секторе. 

    Внешними условиями  развития энергетического сектора  на третьем этапе будут значительное  снижение доли энергетического  сектора в экономике России  за счет его вытеснения неэнергетическими  источниками инновационного экономического  роста и активное развитие  неуглеводородной энергетики в  мире.

    В этих условиях  роль государственного участия  в развитии энергетического сектора  будет заключаться преимущественно  в поддержке инновационных направлений  развития энергетического сектора  (неуглеводородная энергетика и  др.), а также в регулировании  и обеспечении устойчивой институциональной  среды для эффективного функционирования  энергетического сектора. 

    Срок окончания  третьего этапа - 2030 год.

Заключение.

В целом перспективная  мировая энергетическая ситуация дает основание прогнозировать как минимум  сохранение или, скорее всего, повышение  уровня экспортного спроса на российские энергоресурсы, с учетом выхода России на энергетические рынки АТР.

Основными видами экспортируемых энергоносителей на ближайшие 20 лет  останутся нефть и природный  газ. Ожидаемое развитие мирового энергетического  рынка будет происходить в  направлениях, где объем спроса на российские энергоносители будет ограничиваться только конкурентоспособностью поставщиков.В  то же время Россия располагает всеми  возможностями для участия в  процессе развития интеграции и объединения  энергетических (электроэнергетических, трубопроводных) систем и инфраструктуры транспорта энергоносителей при  создании единого Евразийского энергетического  пространства.

Информация о работе Россия на мировых энергитических рынках