Вместе с тем
доля европейского направления
в общем объеме экспорта российских
топливно-энергетических ресурсов
будет неуклонно сокращаться
за счет диверсификации экспортных
энергетических рынков в восточном
направлении (Китай, Япония, Республика
Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского
региона). При этом к концу третьего
этапа реализации настоящей Стратегии
удельный вес восточного направления
в экспорте жидких углеводородов
(нефть и нефтепродукты) возрастет
с 6 процентов в настоящее время
до 22-25 процентов, а в экспорте
газа - с 0 до 19-20 процентов.
Настоящая Стратегия
предусматривает также диверсификацию
товарной структуры экспорта
энергоносителей за счет увеличения
в экспорте доли энергетических
продуктов с высокой добавленной
стоимостью (нефтепродукты, сжиженный
природный газ, газомоторное топливо,
продукция газохимии и нефтехимии,
электроэнергия).
Таким образом,
Россия не только сохранит
свои позиции на мировом энергетическом
рынке как крупнейший поставщик
энергоносителей, но и качественно
изменит характер своего присутствия
на нем за счет диверсификации
товарной структуры и направлений
российского энергетического экспорта,
активного развития новых форм
международного энергетического
бизнеса и расширения присутствия
российских компаний за рубежом.
Это позволит снизить риск
монозависимости российского энергетического
сектора от экспорта энергоносителей
в Европу, а также увеличить
доходность и эффективность международной
деятельности российских топливно-энергетических
компаний без существенного увеличения
объемов экспорта первичных энергоносителей.
Основы государственной
энергетической политики и этапы
ее реализации
Проведение долгосрочной
государственной энергетической
политики для защиты прав и
законных интересов граждан и
хозяйствующих субъектов, обеспечения
обороны и безопасности государства,
эффективного управления государственной
собственностью, достижения качественно
нового состояния энергетического
сектора осуществляется на следующих
неизменных принципах:
последовательность
действий государства по реализации
важнейших стратегических ориентиров
развития энергетики;
заинтересованность
в создании сильных и устойчиво
развивающихся энергетических компаний,
достойно представляющих Россию
на внешних рынках и способствующих
успешному функционированию конкурентных
внутренних рынков;
обоснованность
и предсказуемость государственного
регулирования, направленного на
стимулирование частной предпринимательской
инициативы в области реализации
целей государственной политики,
в том числе в инвестиционной
сфере.
Главными стратегическими
ориентирами долгосрочной государственной
энергетической политики являются:
энергетическая
безопасность;
энергетическая
эффективность экономики;
бюджетная эффективность
энергетики;
экологическая
безопасность энергетики.
К числу основных
составляющих государственной энергетической
политики относятся:
недропользование
и управление государственным
фондом недр;
развитие внутренних
энергетических рынков;
формирование
рационального топливно-энергетического
баланса;
региональная
энергетическая политика;
инновационная
и научно-техническая политика
в энергетике;
социальная политика
в энергетике;
внешняя энергетическая
политика.
Главными механизмами
осуществления государственной
энергетической политики служат:
создание благоприятной
экономической среды для функционирования
топливно-энергетического комплекса
(включая согласованное тарифное,
налоговое, таможенное, антимонопольное
регулирование и институциональные
преобразования в топливно-энергетическом
комплексе);
введение системы
перспективных технических регламентов,
национальных стандартов и норм,
повышающих управляемость и стимулирующих
реализацию важнейших приоритетов
и ориентиров развития энергетики,
включая повышение энергоэффективности
экономики;
стимулирование
и поддержка стратегических инициатив
хозяйствующих субъектов в инвестиционной,
инновационной, энергосберегающей,
экологической и других имеющих
приоритетное значение сферах;
повышение эффективности
управления государственной собственностью
в энергетике.
Реализацию государственной
энергетической политики предусматривается
осуществлять в 3 этапа с целью
обеспечения:
последовательного
продвижения по пути достижения
целей и решения задач настоящей
Стратегии;
координации указанной
политики с социально-экономическим
развитием страны в целом;
учета качественных
различий во внешних и внутренних
условиях развития и параметрах
состояния энергетического сектора,
а также в характере и направленности
мероприятий государственной энергетической
политики в разные периоды
ее осуществления.
Первый этап - это
этап выхода из кризиса и
формирования основ новой экономики.
В соответствии с этим главной
задачей является скорейшее преодоление
кризисных явлений в экономике
и энергетике с целью достижения
устойчивых темпов экономического и энергетического
развития, предусмотренных Концепцией,
а также использования открываемых в период
кризиса возможностей для качественного
обновления и модернизации российского
топливно-энергетического комплекса.
Основные риски
первого этапа заключаются в
возможности более тяжелых, чем
ожидалось, последствий кризиса,
а также его большей продолжительности,
в недостаточном темпе и эффективности
тех преобразований в топливно-энергетическом
комплексе, которые должны к
концу этапа создать основу
для устойчивого посткризисного
развития.
В этой связи
на первом этапе должны быть
созданы необходимые условия
и сняты основные барьеры (как
на внутреннем рынке, так и
во взаимодействии с зарубежными
партнерами) для обеспечения ускоренного
продвижения по всем важнейшим
составляющим государственной энергетической
политики. Одновременно необходимо
скорректировать и синхронизировать
планы и программы развития
энергетического сектора с мероприятиями,
предусмотренными Концепцией (с
учетом вероятной корректировки
сроков и параметров реализации
последних в результате влияния
глобального экономического кризиса).
В этот период
планируется осуществить работы
по развитию и обновлению основных
производственных фондов и инфраструктуры
энергетического сектора (в том
числе по завершению наиболее
важных из ранее начатых проектов),
выделить территории и регионы,
в которых необходимо обеспечить
опережающее развитие энергетической
инфраструктуры и перелом негативных
тенденций в развитии сырьевой
базы энергетики, завершить формирование
базовых рыночных институтов, стабильной
и эффективной нормативной правовой
базы и системы государственного
регулирования в энергетике.
На этом этапе
российский топливно-энергетический
комплекс также будет активно
способствовать скорейшему выходу
из кризиса и последующему
активному инновационному развитию
смежных отраслей промышленности
(машиностроение, трубная промышленность
и др.) за счет размещения заказов
на необходимые энергетике виды
материалов и оборудования.
Внешними условиями
для развития российского энергетического
сектора в этот период будут
сначала последствия глобального
экономического кризиса, а затем
переход к вероятному посткризисному
росту мировой экономики, что
будет характеризоваться нестабильностью
и непредсказуемостью динамики
мировых финансовых, фондовых и
энергетических рынков. В этих
условиях возрастет роль государственного
участия в развитии российского
энергетического сектора, в том
числе в обеспечении необходимыми
ресурсами для строительства
и модернизации энергетической
инфраструктуры, предоставлении бизнесу
государственных гарантий под
реализацию приоритетных долгосрочных
инвестиционных проектов, поддержке
финансово-экономической устойчивости
системообразующих компаний энергетического
сектора.
Временные рамки
окончания первого этапа (ориентировочно
2013-2015 годы) будут определяться масштабами
последствий кризиса и скоростью
их преодоления экономикой и
энергетическим сектором.
Второй этап - это
этап перехода к инновационному
развитию и формирования инфраструктуры
новой экономики. В соответствии
с этим доминантой второго
этапа будет общее повышение
энергоэффективности в отраслях
топливно-энергетического комплекса
и экономике в целом как
результат проведенных на первом
этапе мероприятий по модернизации
основных производственных фондов
и соответствующих нормативно-правовых
и институциональных преобразований,
а также реализация инновационных
и новых капиталоемких энергетических
проектов в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке, на континентальном шельфе
арктических морей и полуострове Ямал.
Основные риски
второго этапа связаны с возможностью
отставания российского энергетического
сектора от ускоренного посткризисного
развития передовых стран, с
отсутствием к концу этапа
необходимых условий для последующего
перехода к инновационной энергетике
будущего.
На этом этапе
должно быть развернуто широкое
инновационное обновление отраслей
топливно-энергетического комплекса
за счет отечественных технологий,
материалов и оборудования, полученных
в результате активного взаимодействия
топливно-энергетического комплекса
и промышленности на первом
этапе, а также международного
сотрудничества.
Внешними условиями
развития российского энергетического
сектора в этот период будет
стабилизация мирового энергетического
рынка в преддверии перехода
на новую технологическую волну,
связанную с расширенным использованием
неуглеводородной энергетики в
экономике, а также общее уменьшение
зависимости российской экономики
и бюджета от деятельности
топливно-энергетического комплекса
страны. Именно в этот период,
как ожидается, топливно-энергетический
комплекс сможет уступить свое
лидирующее положение в российской
экономике и формировании бюджетных
поступлений в пользу новых
инновационных источников роста
на базе обрабатывающего производства
и сектора высокотехнологичных
наукоемких услуг.
В этих условиях
прямое государственное участие
в развитии энергетического сектора
будет постепенно ослабевать
и заменяться на различные
формы частно-государственного партнерства,
особенно в части строительства
и модернизации энергетической
инфраструктуры, развития инноваций.
При этом государство усилит
свое регулирующее влияние в
сфере совершенствования и оптимизации
институциональной среды в российском
энергетическом секторе.
Третий этап - это
этап развития инновационной
экономики. В соответствии с
этим основным содержанием этого
этапа станет постепенный переход
к энергетике будущего с принципиально
иными технологическими возможностями
дальнейшего развития, с опорой
на высокоэффективное использование
традиционных энергоресурсов и
новых неуглеводородных источников
энергии и технологий ее получения.
Инновационное
развитие российской энергетики
будет при этом обеспечено
заложенным на предыдущих этапах
инвестиционным и инновационным
фундаментом в виде новых технологий,
оборудования и принципов функционирования
топливно-энергетического комплекса
России и смежных отраслей.
Основные риски
третьего этапа связаны с обеспечением
необходимого уровня качества
и эффективности инноваций в
энергетическом секторе.
Внешними условиями
развития энергетического сектора
на третьем этапе будут значительное
снижение доли энергетического
сектора в экономике России
за счет его вытеснения неэнергетическими
источниками инновационного экономического
роста и активное развитие
неуглеводородной энергетики в
мире.
В этих условиях
роль государственного участия
в развитии энергетического сектора
будет заключаться преимущественно
в поддержке инновационных направлений
развития энергетического сектора
(неуглеводородная энергетика и
др.), а также в регулировании
и обеспечении устойчивой институциональной
среды для эффективного функционирования
энергетического сектора.
Срок окончания
третьего этапа - 2030 год.
Заключение.
В целом перспективная
мировая энергетическая ситуация дает
основание прогнозировать как минимум
сохранение или, скорее всего, повышение
уровня экспортного спроса на российские
энергоресурсы, с учетом выхода России
на энергетические рынки АТР.
Основными видами экспортируемых
энергоносителей на ближайшие 20 лет
останутся нефть и природный
газ. Ожидаемое развитие мирового энергетического
рынка будет происходить в
направлениях, где объем спроса на
российские энергоносители будет ограничиваться
только конкурентоспособностью поставщиков.В
то же время Россия располагает всеми
возможностями для участия в
процессе развития интеграции и объединения
энергетических (электроэнергетических,
трубопроводных) систем и инфраструктуры
транспорта энергоносителей при
создании единого Евразийского энергетического
пространства.