Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 00:15, реферат
Тема рынка вооружений актуальна, так как именно количество и качество вооружений, состоящих на балансе армии отдельно взятой страны, как правило определяет её военную мощь и военный потенциал. Эта тема актуальна для России, поскольку Россия является вторым в мире после США поставщиком вооружений на мировом рынке, а вооружение относят к высокотехнологичной продукции. Для нашей страны переход к экспорту высоких технологий является одним из приоритетов. В данной работе упор сделан на поставки именно российского оружия на мировой рынок. Так же в работе прослежена положительная динамика роста экспорта продукции российского ВПК на протяжении новейшей истории России.
Введение 4
Глава 1.Оружие, представленное на мировом рынке 3
1.1. Классификация оружия 3
1.2. Условия возникновения и развития некоторых видов оружия 5
Глава 2. Рынки сбыта ооружений 12
2.1Краткий обзор 12
2.2. Китай 13
2.3. Индия 17
2.4. Ближний Восток 18
2.5. Азиатско-тихоокеанский регион 21
2.6. Латинская Америка 23
Глава 3. Особенности мирового рынка вооружений 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 33
С Чили работа ведется с учетом перспективных планов развития вооруженных сил этой страны. В настоящее время на закупку военной техники в Чили выделяется ежегодно 10% от доходов крупнейшей национальной меднорудной компании. Средства распределяются поровну между тремя видами вооруженных сил - ВВС, ВМС и Сухопутными войсками. В год для каждого вида ВС это составляет от 80 до 120 млн. дол. С учетом того, что в последнее время цены на медь непрерывно растут, средства, выделяемые на закупку вооружений, могут существенно увеличиться. То есть в перспективе Чили является вполне финансово самодостаточным государством с точки зрения оплаты сделок по закупкам вооружений.
"Рособоронэкспорт" считает Мексику своим "открытием" в работе на латиноамериканском континенте, поскольку за два последних года удалось осуществить прорыв в работе с Военно-морскими силами Мексики. Именно ВМС на латиноамериканском континенте являются наиболее консервативным видом вооруженных сил, а военно-морская составляющая в целом является наиболее слабым звеном России в регионе Латинской Америки.
Как известно, в ноябре 2002 года "Рособоронэкспорт" заключил с ВМС Мексики два контракта. По первому из них ВМС Мексики поставлены пять ПЗРК "Игла" (стоимость одного комплекса "Игла" ориентировочно составляет 100 тыс. дол.) для обеспечения охраны морских нефтепромыслов в Мексиканском заливе. Согласно второму контракту, ВМС Мексики поставлены два военно-транспортных вертолета Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода (стоимость Ми-17 на рынке составляет около 5-7 млн. дол). Эти машины используются для патрулирования районов нефтедобычи.
В стоимостном выражении (общая стоимость двух контрактов составляет около 15 млн. долларов) эта сделка не столь велика для "Рособоронэкспорта", однако для России она более важна в перспективном плане, поскольку получила положительную оценку в парламенте Мексики. Положительно оценили закупку ПЗРК "Игла" и мексиканские эксперты по вооружениям.
Первый контракт в области ВТС между Россией и Мексикой был заключен в 1994 г. Согласно контракту, мексиканские ВМС получили 20 вертолетов Ми-8Т. Вертолеты были поставлены в 1995-98 гг. Также в 1997-98 гг. Мексика получила два транспортных самолета Ан-32. Компания "Роствертол" в феврале и апреле 2000 г. поставила ВВС Мексики два тяжелых вертолета Ми-26Т, которые используются в основном для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Недавно мексиканской стороне переданы предложения по созданию технического центра на ремонт и обслуживание вертолетной техники. Кроме того, подписан контракт на поставку автомобильной техники (автомобили "Урал"). С этой страной идет активнейшая работа и дальнейшая перспектива в отношении расширения двустороннего ВТС безусловно есть. Итак, в заключении главы можно подвести итог, что Россия является полноправным игроком на мировом рынке вооружений, так как география ее продаж очень широка, и начиная со стран бывшего соцлагеря и заканчивая странами НАТО, такими как Греция.
Глава 3. Особенности мирового рынка вооружений
Такому специфичному рынку как рынок вооружений присущи некоторые особенности, связанные с уникальностью продаваемых на нём товаров − вооружений, что и ведёт к появлению на нём важной роли неэкономических рычагов.
На мировом рынке часто возникают различные сложности, вызванные опасениями страны-экспортёра вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этих вооружений страной-импортёром, или за возможность противодействовать собственной агрессии. Зачастую по этим причинам накладывается запрет на продажу определённого оружия вообще или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать описанные неэкономические рычаги, действующие посредством законодательного вмешательства. Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США.
Для России главной проблемой остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны, что в последние годы и происходит. В 2000 г. по данным журнала «Известия» госзаказ был в 4 раза меньше выручки предприятий ВПК от экспортных контрактов, а в 2004-2005 г.г. госзаказ примерно сравнялся с объёмами экспорта вооружений. В 2008 году российская армия получила 17 межконтинентальных баллистических ракет, четыре пусковые установки оперативно-тактических комплексов "Искандер", 34 зенитные ракеты для новых комплексов ПВО С-400, 62 танка Т-90, 210 бронетранспортеров БТР-80, 41 боевую машину пехоты БМП-3, 152 орудия и миномета, а также 4500 автомобилей. Кроме того, были отремонтированы и модернизированы шесть стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, 82 других самолета, 31 вертолет и 270 танков.
Так же России оказывается явное противодействие в проникновении на новые рынки сбыта, подконтрольные, как правило, США. Эта проблема упоминалась в главе 2 на примере Венесуэлы, но на самом деле имеет гораздо больший масштаб. В данном случае, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении.
Трудности в проникновении России на мировой рынок являются не только проблемой для России, но и для США, которые эти трудности и создают. США таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО. У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату.
Важной проблемой для стран-экспортёров оружия является сложность в получении оплаты за поставленную продукцию. Как уже отмечалось выше, мировой рынок вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль.
Для России некоторые сложности возникают из-за почти монопольного права госпосреднической корпорации на ведение внешнеэкономической деятельности. Считается, что отдельные фирмы, создающие предложение на мировом рынке вооружений более гибко ведут себя на переговорах, стараются учесть все требования потенциальных покупателей. В доказательство данного суждения можно привести динамику роста объема продаж военной техники зарубеж российским предприятием тульское ГУП "КБП", за последние пять лет удвоившим продажи. Сегодня это предприятие имеет заказов на $3 млрд. Тульское ГУП "КБП" одно из немногих на сегодняшний день имеет право на экспорт своей продукции. Но с другой стороны многие мелкие НИИ и ОКБ нуждаются в сотрудничестве с рособоронэкспортом пор ряду причин, таких как организация международных выставок, правовая поддержка, поиск клиентов и т.д. Для России всё большей проблемой становится способность конкурировать с другими странами, в частности с США. Правда следует отметить, что большие военные расходы США связаны с агрессивной внешней политикой Америки в последние годы, но факт остаётся фактом: научные разработки США ведутся опережающими темпами, что, возможно, в среднесрочной перспективе отрицательно повлияет на конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке вооружений Несмотря на все трудности, присутствие страны на мировом рынке вооружений является крайне прибыльным, так как современное оружие относится к высокотехнологичному производству. Стоимость оружия включает в себя затраты на научные разработки, на высокотехнологичное оборудование, на заработную плату высококвалифицированным кадрам и так далее, что говорит об инвестициях в социально значимые отрасли индустрии. Эти прибыли обуславливают высокую конкуренцию на данном рынке и стремление всех стран-производителей оружия получить свою часть сверхдоходов. Поэтому можно говорить об обоснованности внешнеэкономического курса российской администрации на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.
Заключение.
Главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю.
Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах. Важным является то, что прибыли от продажи оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли от экспорта вооружений.
К «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести следующее: конкурентоспособность на мировом рынке вооружений обеспечивается постоянными научными разработками, что означает постоянную обороноспособность страны, т.к. данные разработки при необходимости могут быть использованы для внутренних нужд собственных вооружённых сил. Так же к экономическим «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести и тот факт, что Россия пытается поддерживать контакты со «странами-изгоями», с которыми остальные страны в целом не сотрудничают по политическим причинам, на чем и теряют потенциальную прибыль. В главе 2 описаны условия поставки Венесуэле автоматов Калашникова и самолетов Су-30. Несколько лет назад Кремль отказывался продавать Каракасу Су-30, опасаясь негативной реакции США, но пошел на это ввиду явной экономической прибыли, ведь вслед за подписанием этого договора последовало подписание следующего, позволяющего российским компаниям добывать нефть на территории Венесуэлы, а самое главное, был заключен контракт на строительство Южноамериканского нефтепровода на сумму $20 млрд. Этот пример является яркой демонстрацией геополитически взвешенного подхода, т.к. никакие разногласия США по поводу Венесуэлы не обойдутся России дороже упущенной прибыли от этих контрактов.
В заключение необходимо сделать обобщения по динамике показателей российских экспортных сделок. На основании статистических данных можно заметить, что присутствие России на мировом рынке вооружения стремительно растёт, а США несколько сокращается. Согласно оценкам специалистов можно утверждать, несмотря на прогнозыскептиков, о возможности России в среднесрочной перспективе стать мировым лидером в данной сфере. Делая наиболее пессимистичные предположения о будущем российского экспорта ВПК, трудно утверждать, что Россия опуститься со второго места на третье, ведь ближайший конкурент России - Франция согласно приложению 2 занимает всего 4% рынка
Список использованной литературы.
Война будущего: взгляд из-за океана/под ред. И.М. Попова - М., 2004
Макиенко К.П. Хиты военных продаж 2005 года//Коммерсант-власть. - 2006. - №2. - С. 36-37
Оружие современной пехоты/под ред. В.И. Ильина. II ч. - Минск, 2001
Противоракетная оборона и оружие XXI века/под ред. В.С. Белоуса - М., 2002
Танки и самоходные установки/под ред. П.С. Ангелова - М., 2004
Токарев К.И. гонка вооружения в Азии//Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 7 - С.43-49.
www.arms-tass.su
www.tsk/vpk.ru
www.uralarms.ru/president/
www.rosoboronexport-sc.ru
www.infan.ru
www.autovoz.ru
www.jewish.ru
www.vedomodti.ru
www.gisa.ru
www.monax.ru/order/
www.stage42.svobodanews.ru/
Приложение.
Приложение 1.
Приложение
2.
по данным сайта www.gisa.ru
Приложение 3.