Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:03, курс лекций
Рынок товаров производственного назначения.
Потребительский рынок, рынок товаров широкого потребления (ТШП), рынок товаров личного потребления (ТЛП), рынок Business-To-Consumer (B2C) – рынок товаров для граждан (физических лиц), которые используют товары для личного потребления
Рынок товаров производственного или промышленного назначения (ТПН), Business-To-Business (B2B) – рынок товаров для предприятий, которые используют товары в процессах производства, перепродают т и.т.п. Разновидность В2В рынок Business-To-Government (B2G)
Рынок, спрос, предложение, цена.
Географические и товарные рынки. Ёмкость рынка. Доля рынка.
Сегментация. Переменные сегментации. Целевой рынок. Рыночное окно. Рыночная ниша. Виды маркетинга относительно сегментации.
Конкуренция.
(Лекции 2, 3 – 4 часа)
Рынок – совокупность спроса, предложения и цены на товар за некоторый промежуток времени в заданном географическом регионе.
Потребительский рынок.
назначения.
Спрос – платёжеспособная потребность в товаре со стороны покупателя.
Предложение – товарная масса, которая может быть доставлена в определённое место и время для продажи.
Цена – количество денег, на которое
обменивается товар при купле-продаже.
S (P)=D (P)=Q* (P*) – состояние равновесия, когда спрос равен предложению в точке равновесной цены.
Движение вдоль по кривой спроса или по кривой предложения – это изменение значений спроса и предложения под влиянием изменения цены.
Сдвиг кривых спроса и предложения под влиянием неценовых факторов – это параллельное перемещение кривых, когда при неизменной цене изменяется значение спроса (или предложения).
Факторы увеличения спроса (сдвиг кривой вверх
|
Факторы увеличения предложения: (сдвиг кривой вверх относительно начального состояния):
увеличение количества доступных ресурсов и т.п. |
Географический рынок – совокупность спроса и предложения в некотором географическом регионе.
Категории географических рынков:
Рынок в масштабах всего земного шара: сырье (нефть, металлы, лес, уголь и пр.), финансы (валюты, золото, кредиты и задолженности, ценные бумаги и другие финансовые инструменты), сельхозпродукты. Цена формируется на основе редкости ресурса. Мировые рынки формирую основу издержек производства во всех странах.
Рынок в масштабах одной страны.
Существование рынка
Рынок в масштабах одного географического региона внутри страны. Обусловлен административным, климатическим, транспортным единством населенных пунктов региона.
Характеризуется спросом и предложением в определённом населённом пункте, а также части населенного пункта.
Товарный рынок – рынок одного товара различных марок, удовлетворяющих одну потребность. Функционально и по свойствам товары почти аналогичны друг другу. Пример: сигареты, телевизоры, чугун. Товарный рынок неоднороден, состоит из различных видов товаров, которые имеют разные позиции на этом рынке.
Ёмкость рынка – объём потребления товара в некотором промежутке времени на географическом рынке.
Доля рынка – отношение объема продаж фирмы к емкости рынка, выраженное в процентах.
Расчёт доли рынка :
, или приближенно , где
– объём продаж фирмы в определённый отрезок времени на определённой территории,
Е – ёмкость рынка, F – количество фирм (конкурентов) на рынке.
- совокупный объем продаж всех (F) фирм на рынке.
Экстенсивное увеличение доли рынка – увеличение объема продаж за счет вытеснения импорта и запасов, привлечения новых покупателей.
Интенсивное увеличение доли – увеличение за счет конкурентов.
Экстенсивное увеличение
(новые покупатели)
Методы оценки спроса и емкости рынка:
Оценки коДля товаров широкого потребления повседневного спроса на основе опросов покупателей:
E(Объем спроса в год) = Q(К-во покупателей)*N(К-во покупок в год)*C(Средняя размер покупки)
ВОПРОС №3. Сегментация.
Сегментация – разбиение рынка на отдельные группы покупателей (однородные группы), характеризующиеся общими потребностями, характеристиками, поведением, и которым необходимы:
Принципы сегментации рынка товаров широкого потребления
Геодемографические принципы |
Пихографические и поведенческие принципы |
|
|
|
|
Affinity Index (индекс соответствия) - показывает, во сколько раз значение признака в группе отличается от значения признака среди населения в целом.
Например, рассмотрим активных потребителей орешков в возрасте 16-19. Количество активных потребителей орешков среди всего населения – 10%. Количество активных потребителей орешков в группе ’16 - 19’ – 20% .
Affinity Index =
Принципы сегментации рынка товаров ПН
Переходя от внешних критериев к внутренним, эти группы имеют следующий вид:
1) Среда:
2) Рабочие характеристики:
3) Метод совершения закупки:
4) Ситуационные факторы:
5) Личные качества покупателя.
Целевой рынок – несколько сегментов, выбранных фирмой для своей маркетинговой деятельности.
Рыночное окно – сегменты рынка, которыми пренебрегли конкуренты. На них есть неудовлетворённый спрос на товар с определёнными характеристиками или не опробованы различные мероприятия маркетинг-микс, которые могут привлечь определенные группы покупателей.
Рыночная ниша – сегменты, для которых товар фирмы, условия продажи и продвижения приспособлены наилучшим образом. Конкуренция в рыночной нише достаточно низка.
Оптимальный сегмент – сегмент рынка, на котором не более 20% покупателей приобретают не менее 80% товара.
Позиционирование (товарное определение) – придание товару конкурентного положения на рынке с помощью дифференцирования по различным параметрам (цена, качество, различные физические свойства товара, реклама, система распространения и пр.) относительно конкурентов. Позиция – координата товара на рынке по различным параметрам дифференциации.
Позиционирование (по сегментам покупателей) – выбор для товара определенных сегментов покупателей и обеспечение соответствия товара требованиям этих сегментов с помощью различных методов маркетинга.
Позиционирование (итоговое определение) – комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к другим товарам.
1
Качество
0
Все, что лежит на оси удовлетворяет принципу «Качество соответствует цене». Если товар расположен ниже оси – слишком высокая цена с точки зрения качества, выше оси – выигрыш по цене относительно качества.
Дифференциация – отличие от других, являющееся основой позиционирования.
Направления дифференциации |
По товару (свойства). По цене (уровень). По услугам (сопровождение). По персоналу (обслуживание). По имиджу (восприятие). |
Варианты позиционирования, предлагаемые Райсом и Траутом. |
|