Рынок: механизм и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Понятие, сущность, функции и роль рынка в экономике.
Рыночные механизмы: спрос и предложение.
Рыночное равновесие: равновесная цена, дефицит и избыток.

Вложенные файлы: 1 файл

Л 5. Рынок.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 

Предложение может изменяться под действием неценовых факторов:

  1. Изменение издержек производства.
  2. Изменение цен на ресурсы.
  3. Выход на рынок новых фирм, уход фирм из отрасли.
  4. Изменение налогов с предприятий.
  5. Изменение в технологии производства.
  6. Природные катастрофы, войны, политические действия.

 

В случае действия неценовых  факторов имеет место сдвиг кривой предложения. В этом случае говорят об изменении предложения.


              Р, руб.  S2


S0   S1



 

Р1 


 

 

 

 

 


Q2 Q0 Q1 Q

 

 

Вопрос 3. Рыночное равновесие: равновесная цена, дефицит и избыток.

 

Цена – денежное выражение стоимости товара. Рыночная цена – конечный продукт взаимодействия множества субъектов или механизмов.

Рыночная цена складывается в результате действия следующих факторов:

  1. Дорыночная оценка полезности субъектом блага.
  2. Затраты или усилие по производству этих товаров.
  3. Конкуренция между продавцами (конкуренция за снижение издержек).
  4. Конкуренция между покупателями.

 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается 

рыночная  цена (Ре)– это точка пересечения кривых спроса и предложения. Точка называется точкой равновесия, а цена равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупатели и продавца. Равновесная цена обладает качеством стабильности.

В условиях свободной  конкуренции под воздействием законов  рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах пола и потолка.

В бытовом  понимании пол находится внизу, а потолок — наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку цена потолка ограничивает рост цены (движение цены вверх) — это искусственно заниженная цена (в основном на товары первой необходимости для поддержания бедных слоев населения). И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита — это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия, а цена потолка — ниже нее.

Например, государство  при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В США излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и  дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т. е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

 
 В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей  нет внутренних побуждений к его  нарушению.

Таким образом, в рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей (фирмы могут расширять или сужать производство в зависимости от изменения спроса или цены, т.е. они свободны в выборе объема и структуры производства – экономическая свобода; цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предложения; существует конкуренция, связывающая воедино спрос, предложение, цену); если на рынке происходит событие, нарушающее равновесие, фирмы реагирую соответствующим образом (увеличивая или уменьшая предложение), начинается процесс адаптации производителей и потребителей к новым условиям. Формируется новая равновесная цена и новый равновесный объем производства.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок: механизм и условия формирования