Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть его достоинства и недостатки.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции.
2. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики.
3. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Рынок и рыночная экономика………………………………………..4
Понятие рынка, его функции и сегментация……………………………4
Сущность рыночной экономики………………………………………...9
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка……………………………….12
2.1. Структура рынка……………………………………………………….12
2.2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики………………….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………26
Условия существования рыночной экономики:
- общественное разделение
труда и специализация,
- частная собственность, формирующая стимулы к труду;
экономическая свобода субъектов
экономики и свобода
- демократизация производства при сохранении регуляторов.
Элементы рыночной экономики:
1) Производители и потребители,
выступающие её субъектами и
их экономическая
2) Спрос и предложение;
3) Рыночные цены, складывающихся в результате взаимодействия спроса и предложения;
4) Конкуренция, обеспечивающая
максимизацию прибыли и
Функции рыночной экономики:
1) Стимулирующая (состоит
во внедрении в производство
достижений научно-
2) Ценообразующая (возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции);
3) Регулирующая (осуществляется
через механизм закона
4) Осуществляя информирующую
функцию, рынок предоставляет
субъектам всю необходимую
5) Рынок также выступает
посредником между
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
1. тесная связь между ее элементами;
2. определенная устойчивость этих связей;
3. целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.[2]
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:
По объектам:
1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
2. рынок рабочей силы;
3. рынок средств производства (капитал);
4. рынок ценных бумаг, валюты;
5. рынок научно-технических разработок, патентов;
6. рынок информации;
7. рынок средств обращения;
8. рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
9. рынок лицензий и др.
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
По субъектам:
1. рынок покупателей;
2. рынок продавцов;
3. рынок государственных учреждений;
4. рынок промежуточных продавцов-посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений
Рынок промежуточных продавцов
В пространственном разрезе выделяют: местный (локальный) рынок; региональный рынок; внутренний рынок; внешний рынок; национальный рынок; мировой рынок.
По формам контакта различают: рынки на личном контакте; рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
По степени зрелости:
По степени ограниченности конкуренции: свободный рынок; монополистический рынок; олигополистический рынок.
По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок;
По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.
По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
С учетом ассортимента товаров: замкнутый рынок (товары только одного производителя); насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей); рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Существует еще много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции - государственным или частным.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.
Экономическая структура рынка определяется:
• функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
• видами торговли.
Эти особенности накладывают
своеобразный отпечаток на рыночную
систему, которая за счет этих факторов
(прежде всего многообразия форм собственности
и многосубъектности
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• рынки предметов потребления и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических разработок;
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.[7]
2.2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Инфраструктура рынка (или рыночная инфраструктура) — это составные части устройства рынка, которые обеспечивают его нормальное непрерывное функционирование. Каждая из этих частей имеет свое назначение. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.
Одним из традиционных элементов инфраструктуры является биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Первоначально возникла биржевая торговля товарами, затем появилась купля-продажа ценных бумаг, или фондовых ценностей, и возникла биржа, которая получила название фондовой. В некоторых странах существует обособленный рынок, на котором продают и покупают валюту — валютная биржа.
Организация биржевой торговли зависит от сложившихся традиций в той или иной стране, от технических возможностей конкретной биржи.
В современных условиях крупнейших промышленно развитых стран биржа утратила былое могущество и не является главным звеном купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Ныне продавцы и покупатели стремятся к прямым поставкам товаров, а основной поток ценных бумаг и валюты реализуется, как правило, через банки и другие финансово-кредитные учреждения (институты).
Информация о работе Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики