Рынок государственных облигаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...Стр. 3
1.Теоритические основы государственных облигаций облигаций…………………………………………………………………….Стр. 8
1.1Понятие государственных облигаций………………….............................................................................Стр. 8
1.2 Классификация государственных облигаций…………………………………………………………………...Стр. 11
1.3 Виды дохода облигаций……………………………………………….Стр.10
2. Анализ рынка государственных облигаций
2.1 Анализ состава рынка государственных облигаций за 2010-2013гг.
2.2 Анализ финансового рынка государственных облигаций
3.Показатели и методы оценки доходности облигаций…………………Стр.23
3.1 Состояние Российского рынка корпоративных облигаций………….Стр.25
3.2 Анализ государственных облигаций………………………………….Стр.28
Заключение………………………………………………………………….Стр.39
Список литературы………………………………………………………....Стр.41

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. облигации в РФ.docx

— 689.90 Кб (Скачать файл)

По данным на 1 сентября 2014 года, размер внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, оценивался в 4,486 трлн руб. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Показатели и методы  оценки доходности облигаций

Оценка доходности вложений в государственные облигации

      Доходность  бескупонной облигации можно  найти по формуле:

Y=

      Доходность купонной облигации к погашению определяется следующим выражением: Y=-1)* *100%,

Где: N-номинал облигации в рублях;

         Р- цена облигации в рублях;

         С- величина купона в рублях;

         А- накопленный сначала купонного  периода доход в рублях;

         Т- срок погашения облигации в  днях;

          t- cрок до окончания текущего купонного периода в днях. [c. 132-8]

Официальная формула оценивает доходность ОФЗ-ПК к погашению исходя из предложения, что ближайшая купонная выплата одновременно является и последней. При отсутствии информации обо всех купонных такой подход является вполне приемлемым, хотя необходимо иметь в виду, что он даёт лишь приблизительную оценку действительной доходности (другие возможные подходы к выражению результатов инвестиций в ОФЗ-ПК и соответственно к определению их доходности рассматриваются ниже).

 

Доходность к погашению на базе сложных процентов

Все приведенные выше формулы доходности к погашению были основаны на базе простых процентов. Вместе с тем в ряде случаев уместно оценивать доходность по ставке сложных процентов. Наиболее распространенным видом такого показателя является так называемая полная доходность к погашению (yield to maturity), или эффективная доходность, которая учитывает разновременный характер доходов по облигации и принимает во внимание эффект от реинвестирования промежуточных купонов до срока погашения этой облигации.

      Расчет  эффективной доходности к погашению  может быть осуществлена основе  следующего уравнения: Р+А= Σ , где - количество календарных дней до соответствующей выплаты купона. [ c. 132-8]

     В общем  случае определение точного значения  эффективной доходности на основе  формулы не представляется возможным, поэтому его оценивают с заданной  точностью при помощи различных  численных методов.

      В частном  случае, когда количество предстоящих  купонных выплат равно 1, точное  значение эффективной доходности  существует и может быть найдено  на основе доходности по официальной  формуле, поскольку, как мы помним, официальная формула доходности  предполагает, что ближайшая купонная  выплата является последней: Y=-1]*100%, где - значение доходности по официальной формуле без учета налоговых льгот.

Доходность бескупонной облигации определяется из уравнения:

=*100%, где - период времени (дней) от аукциона до текущей даты; Yтек- текущее значение Y.

Эффективная доходность облигации к аукциону (с реинвестированием): = или Ye=

Если текущее значение Yтек<Y (рис.4.3).

 

3.1. Состояние Российского рынка корпоративных облигаций.

Объем рынка корпоративных облигаций по состоянию на 31 января 2014 года составил 5 270 млрд руб. (все выпуски), из них 2 520 млрд руб. приходится на выпуски облигаций банков и финансовых институтов. В обращении на данный момент находится 1 036 эмиссий облигаций, выпущенных 355 эмитентами. За январь на рынок вышли 6 эмитентов, разместивших выпуски облигаций на сумму 57 млрд руб. В целом, в январе активность на рынке первичных размещений была достаточно низкой.  
Индексы рынка корпоративных облигаций  
 
Объем рынка ипотечных облигаций по состоянию на 31 января составил 348.65 млрд руб., объем рынка секъюритизации (внутренний рынок) составил 267.35 млрд руб. Январь характеризовался большими объемами размещения ипотечных облигаций относительно корпоратов: размещение облигаций Ипотечного агент ВТБ 2013-1 классов А и Б на общую сумму почти в 29 млрд. руб, и облигаций Ипотечного агента КАМА серии 01 на сумму в 10 млрд. руб.  
Индексы рынка секъюритизации и ипотечных облигаций 
 
В сегменте муниципального долга размещений в январе не было. По состоянию на 31 января 2014 года объем рынка муниципальных облигаций составил 498.64 млрд руб., из которых 159 млрд руб. приходится на выпуски Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящий момент в обращении находятся облигации 41 субъекта федерации.  
Индексы рынка муниципальных облигаций.  
 
В январе состоялось четыре аукциона по размещению ОФЗ с погашением в 2016-2023 годах, объем размещения составил 11.54 млрд руб. Объем рынка ГКО-ОФЗ по состоянию на 31 января составил 3.74 трлн руб. Из них 2.69 трлн руб. приходится на ОФЗ-ПД и 1.05 трлн руб. – на ОФЗ-АД (оценки Cbonds). Индексы рынка государственных облигаций (источник – Министерство Финансов РФ, оценки Cbonds (январь 2013г). 
        Рейтинги обращающихся на рынке государственных облигаций Новосибирской области (выпуск 2013 года RU34015ANO0 в объеме 5 млрд рублей и выпуск 2014 года RU34016ANO0 в объеме 7 млрд рублей) подтверждены на уровнях «BBB-» и «AA+(rus)».

«Не хотел бы, чтобы это звучало как похвальба. То, что рейтинговое агентство вчера сохранило инвестиционный рейтинг нашего региона, не говорит о том, что в Новосибирской области творятся чудеса, по сравнению с общей ситуацией в российской экономике», - отметил врио министра финансов области Виталий Голубенко на встрече с журналистами.

По его словам, рейтинговое агентство сохранило кредитные и инвестиционные рейтинги еще нескольким регионам.

«Это нагружает нас дополнительной ответственностью перед предприятиями и организациями, которые пришли в наш регион в качестве инвесторов и ждут от нас управленческих решений в части предоставления инфраструктурных возможностей и технических условий», - добавил он.

Голубенко отметил, что эксперты агентства отметили диверсифицированную экономику региона, а также то, что профиль госдолга области не включает краткосрочных финансовых обязательств, которые могли бы создать риски их невыполнения. «Эксперты также отметили ту политику, которую мы проводили в течении последних двух лет, направленную на максимальное увеличение профиля госдолга. Срок кредитов и ценных бумаг в нашем портфеле составляет от 3 до 5 лет», - отметил врио министра.

Аналитики Fitch Ratings особо подчеркнули, что Новосибирская область была среди первых российских регионов, привлекших средства на внутренних рынках капитала во втором полугодии 2014 года. 9 октября регион выпустил облигации на 7 млрд рублей со сроком погашения в 2019 году.

Одновременно с Новосибирской областью Fitch Ratings подтвердил рейтинги еще пяти регионов России. В сентябре международное рейтинговое агентство Standard&Poor's также подтвердило рейтинги города Новосибирска с прогнозом изменения – «Стабильный».

Министерство финансов России не будет проводить запланированный на 15 октября 2014 года аукцион по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ). Как говорится в сообщении ведомства, аукцион не будет проводиться в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

В октябре Минфин провел такие аукционы 1 и 8 октября. Минфин провел 24 сентября 2014 года аукцион по размещению облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В рамках аукциона были размещены облигации номинальной стоимостью 1000 руб. каждая на общую сумму в 10 млрд руб. Перед этим последний раз такой аукцион проводился 16 июля 2014 года, когда Минфину удалось разместить около двух третей выведенных на аукцион облигаций (10,1 млрд руб. из 15 млрд руб.), выручив за них 9,558 млрд руб. После этого Минфин в течение девяти недель отменял проведение аукционов, объясняя это неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

По данным на 1 сентября 2014 года, размер внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, оценивался в 4,486 трлн руб. 

 

 

3.2Анализ государственных облигаций 

Судя по размещениям, проводим ЦБР видно, что с 2003 года РФ отказалась от использования краткосрочные займы (ГКО) в пользу более долгосрочных Облигации федерального займа (ОФЗ) (Средний срок по данным Министерства Финансов 3,5 года, средняя доходность размещений за 2011 год 7,2%).

Доходность ОФЗ является эталонной и любые другие корпоративные, и муниципальные облигации оценивают с учетом их доходности.

Динамика доходности российских размещений на временном интервале Январь 2007 – Август 2012.

 
 

Отсчетами являются различные размещения. После 2010 года можно наблюдать увеличение частоты размещений, а так же общую тенденцию к повышению доходности по облигациям.

При кризисных явлениях доходность размещений растет. Поэтому, можно предположить, что увеличение количества заимствований со стороны государства вызвано стремлением получить больше денег по относительно низким ставкам (подготовка страны к кризисным явлениям мировой экономики). Однако, у этого явления может быть и другое объяснение. 
Последние 5 лет расходная часть бюджета формируется с устойчивым дефицитом. Министерство финансов прогнозирует дефицит на текущих уровнях (2,7% ВВП) до 2014 года, а к 2014 году планируется снизить его до 2,3 % ВВП. На 90% финансирование этого дефицита осуществляется за счет государственных заимствований. Как видим из графика, частота размещений увеличилась именно в последние 5 лет.

Пример графика изменения стоимости и доходности облигаций ОФЗ 26205, торгующуюся на вторичном рынке ММВБ.

 
 

Доходность облигации

 
 

Параметры выпуска облигации ОФЗ 26205

 
 

Внешние и внутренние займы

Следует различать внутренние и внешние долговые обязательства страны. Внешние обязательства номинированы в иностранной валюты (Еврооблигации). Внутренние обязательства номинированы в национальной валюте.

Суммарный внутренний долг 4 507 000 млн. рублей. (140 млрд. долларов) 
Суммарный внешний долг 1 104 000 млн. рублей.(36,8 млрд. долларов) 
Внутренние резервы 3 963 400 млн. рублей. (132 млрд. долларов) 
Суммарные золотовалютные резервы: 15300 (510,54 млрд. долларов) 
Суммарный внешний корпоративный долг: примерно(точно не нашел) 500 млрд. долларов.

Анализируя данные по активам страны можно сделать вывод, что государство имеет небольшой внешний долг, преимущественно состоящий из долгосрочных обязательств займа с погашением не позднее 2016 года. Это дает государству дополнительную устойчивость.

 
 

 

Однако высокий корпоративный долг, соизмеримый с суммарными золотовалютными резервами страны настораживает. Если предположить, что государство будет действовать в кризисной ситуации так же как 2008 году, то весь резервный фонд будет израсходован на спасение банковского и корпоративного секторов экономики.

По мимо этого следует обратить внимание на темпы роста расходов и затрат на обслуживание долга.

 
 

 
Проанализировав таблицу мы видим, что самым нестабильным показателем долговых обязательств России является Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходом федерального бюджета. Этот показатель вплотную приблизился к пороговому значению.

Бюджет и цены на нефть

Почти 60 % бюджета России формируется за счет экспорта энергоносителей. Следовательно, бюджет страны очень зависит от стоимости нефти и газа. Сценарий, которого в настоящее время придерживается большинство российских политиков, предполагает ежегодный рост цен на нефть:

  • 93 долл. США – 2012 году
  • 95 долл. США – 2013 году
  • 97 долл. США – 2014 году

При отклонении цены на нефть на 10 долл. США от прогнозируемых значений дефицит бюджета возрастает на 1% ВВП (16 млрд. долларов). 
Тогда динамика расходов на обслуживание государственного долга.

 
 

Чтобы, хоть как-то сбалансировать бюджет, правительство постарается обесценить национальную валюту, и если потребуется, будет принят закон о расширении коридора бивалютной корзины (сейчас 31,65—38,65). Обесценение национальной валюты до 38 по бивалютной корзине в рублевом выражении увеличит корпоративный долг коммерческих организаций и подорвет их деятельность на внутреннем рынке. Это вызовет повышения уровня безработицы и уменьшит значение ВВП. Кроме этого внутренние производители, чтобы компенсировать убытки повысят стоимость на товары, а правительство, чтобы окончательно не уничтожить их повысит ввозные пошлины на некоторые товары. Это приведет к резкому увеличению инфляции и к увеличению стоимости заимствований для государства.

По данным стресс тестирования долговых показателей России, проводимым министерством финансов, при снижении стоимости нефти до 50 долларов США, показатель “государственный долг к ВВП” превысит 20 %.

Это негативно повлияет на рейтинг страны и усугубит ситуацию с новыми заимствованиями (Придется размещаться под высокий %, что еще больше увеличивает уровень долга, либо снижать уровень жизни людей, на это руководители страны идут не охотно, особенно в предвыборные годы, да и средний уровень жизни не очень высокий).

При снижении средней стоимости нефти до 60 долларов США и дефицит бюджета составит 5 % ВВП. Это потребует дополнительных средств, которые будет взяты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Расходование средств ФНБ приведет к тому, что Пенсионному Фонду РФ будет проблематично выполнять свои обязательства, поэтому, чтобы не допустить народных волнений и удержать электорат, правительство будет вынуждено принять меры (повысить пенсионный возраст, повысить налоги).

Информация о работе Рынок государственных облигаций в РФ