Рынок и законы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).
Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?».

Содержание

1. Рыночная система: сущность, основные элементы и функции рынка. Законы рынка
2. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне
3. Проблемное задание
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

рынок и законы рынка.docx

— 27.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Рыночная система: сущность, основные элементы и функции рынка. Законы рынка

2. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне

3. Проблемное задание

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рыночная  система: сущность, основные элементы  и функции рынка. Законы рынка

 

Рынок –  одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся  к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и  само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования  множества определений рынка).

Рынок в своем  развитии прошел длительный путь, продолжительность  которого насчитывает более 30 тысяч  лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о  том, что рыночный механизм - это  великое детище цивилизации, которое  можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие  от других научных и технических  открытий рынок есть творение коллективного  человеческого гения.

Предпринимались попытки ввести и в понятие  рынка фактор ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как  всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и  продавцами и от отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

• рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

• рынок - это система отношений между спросом и предложением;

• рынок - это совокупность отношений товарного обмена;

• рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Существует  двоякое понимание рынка - узкое  и широкое. В узком смысле слова  рынок - это система отношений  между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений  между предложением и спросом. Можно  встретить мнение, что узкое понимание  рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно  и ежечасно на нашей планете. Эти  отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет  право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного  производства, которая включает в  себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:

• рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;

• рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке Т - - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т -- Д -- Т -- Д и т. д. до бесконечности;

• рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей силы" - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;

• при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и, прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

• в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;

• рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности. Рынок - это не игра, не спектакль, а участники рынка - это не герои сцены. Рынок - это суровая, подчас жестокая реальность;

• рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;

• рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

• рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность. В особой мере это относится к современному рынку;

• рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового;

• рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;

• рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное, уважительное отношение общества к самому рынку. Все сказанное выше позволяет определить, кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и услуги. Вторые представлены потребителями товаров и услуг, т. е. домашними хозяйствами, населением.

• домашние хозяйства, покупающие у предприятий и фирм произведенные ими товары и услуги;

• предприятия и фирмы, продающие населению, домашним хозяйствам произведенные ими товары и услуги;

• население, домашние хозяйства, продающие предприятиям и фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал;

• предприятия и фирмы, выплачивающие домашним хозяйствам, населению соответствующие доходы - заработную плату, ренту, прибыль, проценты. Как видим, и те, и другие участники рынка попеременно выступают то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики: что производить, как и для кого? В этой схеме мы абстрагируемся пока от государства и других внешних сил и берем рынок в его чистой классической форме.

В экономической  системе в целом взаимодействует 3 самостоятельных подсистемы, и, в  зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется  и вся экономическая система: если преобладает ранок, то и система  – рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система – административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом. Суть рыночных отношений сводиться к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а  также торговцев – посредников  и включении их в общий процесс  активного обмена продуктами труда  и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а  потребитель не может удовлетворить  свои потребности.

Регулирующая  функция предполагает воздействие  рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и  структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами  национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?».

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой  продукции, созданию необходимых товаров  с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и  на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей  функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка  работники предприятия будут  избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее  требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального  благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.

Контрольная функция рынка - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или  иная экономическая и технологическая  связь между участниками общественного  производства. Потребитель имеет  возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная  функция даёт участникам рынка через  постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров  и услуг на рынке. Современный  рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и  условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности  предполагает сокращение издержек обращения  в сфере потребления (затрат покупателей  на покупку товаров) и соразмерности  спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов  и покупателей. Экономический интерес  продавцов состоит в получении  большого дохода, а покупателя –  в удовлетворении потребности с  наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен  нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически  вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к  следующему:

1. выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2. уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3. дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4. «санитарная» роль рынка (сводиться к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Принимая  во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной  жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен  ряд признаков (принципов), позволяющих  характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются:

1. наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;

2. обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа;

3. формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;

4. свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

5. полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

6. наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

7. сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

Информация о работе Рынок и законы рынка