Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 09:59, курсовая работа
В рыночном хозяйстве движение работников-собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На нём осуществляется купля-продажа рабочей силы - встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Рынок труда: понятие, типология и структура……………………5
1.1. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда………………………………………........................................................... .5
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда……………………………………………………………………………...12
1.3.Рынок труда и заработная плата………………………………………. …..13
ГЛАВА 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях………………………………………………………….18
2.1.Механизм саморегулирования рынка труда………………………….. …..18
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России………………………………………………………………………... ….22
2.2. Деятельность профсоюзов. …………………….………………... ………..25
ГЛАВА 3. Рынок труда в России и проблемы его функционирования…….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
2.3 Деятельность профсоюзов.
Профессиональный союз (сокращенно
профсоюз) – массовая общественная организация,
объединяющая на добровольных началах
рабочих и служащих по профессиональному
признаку. Они обладают широкими полномочиями:
осуществляют контроль над исполнением
трудового законодательства, за состоянием
техники безопасности на предприятиях,
заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые
споры. Важнейшие задачи, которые ставят перед
собой профсоюзы, состоят в следующем: - Улучше
Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии. Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия. Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата. Это аргументируется тем, что если сократить импорт, то спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности и зарплаты на внутреннем рынке труда. Однако такая позиция ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, снижается качество продукции, сокращаются возможности продать ее в другие страны, а значит - и спрос на труд для ее изготовления. Кроме того, на ограничение импорта одной страной другие государства отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт, ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров. Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счет того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза. В России такая тактика почти не применяется, хотя весьма распространена за рубежом. Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда в России уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пытались использовать
законодательство для достижения такой
своей стратегической цели, как увеличение
издержек на другие ресурсы, которые являются
потенциальными заменителями труда работников.
Некоторые профсоюзы работников транспорта
добились гарантии минимального размера
экипажа. Такие условия не позволяют работодателям
заменять труд работника каким-либо техническим
новшеством. В некоторых случаях профсоюз
и работодатель могут прийти к такому
соглашению, в котором реальная заработная
плата возрастает в обмен на согласие
профсоюза вносить определенные изменения
в производственный процесс, которые могут
привести к увеличению производительности
труда. Если такое соглашение открыто
связано с условиями увеличения производительности
труда, то принято говорить, что такие
переговоры являются переговорами о производительности.
Более типичными являются такие случаи,
когда профсоюзы добиваются уступок у
руководства фирм, когда могут вынудить
его принять дополнительные издержки.
Эти издержки обычно принимают форму так
называемой работы по правилам или же
забастовки. Профсоюзы для того, чтобы добиваться
повышения зарплаты, выступают как единственный
представитель своих членов при согласовании
с предпринимателями условий труда и оплаты.
Логика профсоюза проста: либо все его
члены будут получать более высокую зарплату,
либо начнется забастовка. Забастов
ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКИОНИРОВАНИЯ
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4 % экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30 %), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
В настоящее
время в России численность экономически
активного населения в 2010 г. составила
75060 тыс. чел., в 2011 – 75892 тыс. чел., в 2012 –
75524 тыс. чел. Из них занятых в экономике
2010 г. – 70814 тыс. чел. (94,3 % от экономически
активного населения), в 2011 – 70603 тыс. чел.
(93 %), в 2012 – 69362 тыс. чел (91,8 %). Спад уровня экономически активного
населения и рост безработицы в 2009 г. связан
с мировым экономическим кризисом, который
оказал негативное влияние на рынок труда
и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных
увольнениях, сокращении рабочей недели,
задержках и снижения уровня зарплаты,
обесценении доходов и социальных выплат
вследствие инфляции. Численность безработных
по данным обследований населения по проблемам
занятости в 2010 г. составила 4246 тыс. чел.
(5,7 % от экономически активного населения),
в 2011 – 5289 тыс. чел.(7 %) , в 2012 – 6162 тыс. чел
(8,2 %). Наибольшее число безработных по
данным 2009 г. составляют молодые люди в
возрасте 20 – 24 лет (21,8 % от общей численности
безработных) и люди в возрасте 45 – 49 лет
(11,7 %). Отрицательной тенденцией является
рост безработных с высшим образованием.
Так, если в 2010 г. этот показатель был равен
15 % от общей численности безработных,
то в 2012 г. он составил уже 17,3 %. Актуальной
проблемой рынка труда России по-прежнему
остается проблема «утечки мозгов», представляющая
собой миграционные процессы, обусловливающие
приток в Россию лиц низкой квалификации
и отток из нее высококвалифицированной
рабочей силы. Так, количество иностранных
работников, осуществляющих трудовую
деятельность в России, с каждым годом
растет. В 2009 г. они составили 1014 тыс. человек,
а в 2011 г. ? 2426 тыс. человек. Большинство
работников являются выходцами из стран
СНГ, Китая, Турции. Решение данной проблемы
не привело к положительным результатам.
В настоящее
время уровень безработицы (по официальным
данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно
повышается. Оценить действительные масштабы
безработицы довольно трудно. Наряду с
зарегистрированной существует скрытая
безработица (вынужденные отпуска и неполная
рабочая неделя). В то же время велика скрытая,
официально не фиксируемая "теневая"
занятость по найму и индивидуальная трудовая
деятельность. Невозможность ее учета
создает искаженное представление об
уменьшении занятости. Значительная часть
работников, не имеющих официального трудового
дохода, либо имеет "теневой доход",
либо за ним сохраняется временно не функционирующее
рабочее место. Безработица реально не
стала острой социальной проблемой в общественном
масштабе (хотя в различных регионах страны
ситуация существенно различается). До сих пор преобладает
увольнение работников по собственному
желанию, а не вследствие сокращения потребности
предприятий в рабочей силе. В то же время
процесс перемещения рабочей силы из "легального"
сектора экономики в "теневой" (даже
при тенденции к его замедлению) в целом
имеет отрицательный характер, хотя и
неоднозначен по последствиям. С одной
стороны, он позволяет сохранить или даже
увеличить доход работника, смягчить социальные
последствия кризисных явлений в официальной
экономике и обеспечить удовлетворение
тех потребностей общества, которые она
по тем или иным причинам не может удовлетворить.
С другой стороны, истощаются трудовые
ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции
в экономике, снижается собираемость налогов. На
сегодняшний день главной проблемой занятости
остается не безработица, а неэффективное
использование трудоустроенной рабочей
силы, в первую очередь находящейся в вынужденном
простое. В связи с этим значительную часть
населения беспокоит угроза потери работы. В
настоящее время ситуация на рынке труда
приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя
скрытая безработица, которой сопутствует
ею же обусловленный дефицит рабочей силы,
продолжается. Падение производства, с
одной стороны, и низкая эффективность
организации производства и труда с другой,
увеличивают масштабы недоиспользования
работников. Во-
Информация о работе Рынок труда: понятие, типология, структура