Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:15, контрольная работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест».
Введение. 4
1. РЫНОК ТРУДА. 5
1.1 Роль рынка труда. 6
1.2 Структура и сущность рынка труда. 8
1.3 Регулирование рынка труда. 10
1.4 Роль государственных служб занятости на 13
современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. 15
2.1 Занятость в системе рыночных отношений. 16
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости. 20
2.3 Причины и формы безработицы. 25
2.4 Уровень безработицы в г. Тюмень и Тюменской области 27
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.6
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателям доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
2.2. Основные задачи государственного регулирования занятости
Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда.
Можно выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых,
достижение такого соотношения между
спросом и предложением труда, а также
его активной и резервной частями, при
котором, с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни основной массы
населения, а с другой - сохраняются эффективные
стимулы к труду. Во-вторых, формирование
оптимальной профессионально-отраслевой,
квалифицированно - образовательной и
географической мобильности трудовых
ресурсов, что создает предпосылки для
повышения эффективности всей рыночной
экономики. В-третьих, необходимость интеграции
России в международную систему разделения
труда, что предполагает активную международную
конкуренцию в сфере производства, науки
и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять
систему мер целенаправленного воздействия
на количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников, достижение
большего соответствия их профессиональной
подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время появились
новые противоречия, такие как противоречия
между достигнутым уровнем образования
и квалификации основной массы работников
и невозможностью их применения в условиях
экономического спада, изменение статуса
от "полностью и всегда занятого"
до "возможно безработного", возросла
конкуренция между отдельными группами
трудоспособных по полу и возрасту, положению
в иерархической системе российского
общества.
Согласно российскому закону о занятости,
государственная политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной и свободно
избранной занятости путём обеспечения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождающихся
граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы, повышения
эффективности государственной службы
занятости и реализации других мер, направленных
на обеспечение социальной защиты граждан
на рынке труда. Формой реализации государственной
политики занятости на всех уровнях управления
являются федеральные, территориальные
и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском обществе
должно стать сохранение и до известных
пределов повышение уровня занятости
населения, одновременно не блокируя высвобождение
лишней рабочей силы с предприятий. В "Федеральной
целевой программе содействия занятости
населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена
необходимость обеспечения в ближайшей
перспективе взвешенности в политике
занятости с тем, чтобы, с одной стороны,
не допустить массовой безработицы, а
с другой, - не препятствовать высвобождению
излишней рабочей силы в связи со структурной
перестройкой экономики.
Государственное регулирование рынка
труда целесообразно рассматривать как
многоуровневый процесс. В обобщённом
виде иерархию процесса можно представить
в виде трёх уровней: макроуровня, регионального
уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы законодательной
и исполнительной власти призваны решать
следующие основные задачи:
1.Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и
социальной поддержки
Органы службы занятости на безвозмездной
основе предоставляют органам государственной
статистики, налоговым органам и получают
от них сведения, необходимые для выполнения
своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной
основе у органов исполнительной власти,
у предприятий, организаций, учреждений
все сведения, необходимые для разработки
программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов
экономического развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после согласования
утверждаются представителями соответствующих
органов власти. Органы исполнительной
и представительной власти вместе со службами
занятости контролируют реализацию принятых
программ. Взаимодействие служб занятости
с предприятиями - работодателями, работниками
или их представителями - строится на принципах
социального партнерства. Служба занятости
наделена широким кругом прав и обязанностей:
1.Анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. информировать обращающихся
4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
5. организовывать
6. оказывать услуги в
7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
9. подготавливать предложения об
использовании труда
10. оплачивать стоимость
11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов. Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения.
Средства фонда занятости направляются на:
1.Оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
2.Организацию общественных работ;
3.Выплату пособий по безработице и материальной помощи;
4.Возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5.Мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
6.Расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное
финансирование, оказывает услуги бесплатно
как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях. Особенности
занятости и функционирования рынка труда
в промышленном регионе обусловлены спецификой
формирования экономически активного
населения, сложившимся уровнем и структурой
занятости, инвестиционной активностью
и привлекательностью территории, характером
поддержки предприятий федеральными и
региональными органами власти и управления.
Эта поддержка должна носить выборочный
характер и определяться приоритетами
структурной перестройки экономики на
федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми
средствами из соответствующих бюджетов.
Меры по преодолению временных финансовых
затруднений предприятий должны стать
стержнем региональных программ и финансироваться
за счет средств фонда занятости населения
с целью сохранения или увеличения рабочих
мест на том или ином предприятии, особенно
если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится
активной тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются
в полной мере ( с необходимым переходящим
остатком ), а в структуре расходов преобладают
финансирование затрат на сохранение
рабочих мест и создание дополнительных,
предоставление субсидий для организации
собственного дела, покрытие затрат на
профессиональное обучение, переподготовку
и профориентацию.7
2.3 Причины и формы безработицы.
Безработица является неотъемлемой чертой
рыночной экономики. Причины
данного явления разнообразны: . структурные
сдвиги в экономике, выражающиеся в том,
что внедрение новых технологий, оборудования
приводит к сокращению излишней рабочей силы; . экономический спад
или депрессия, которые вынуждают работодателей
снижать потребность во всех ресурсах,
в том числе и трудовых; . политика правительства
и профсоюзов в области оплаты труда: повышение
минимального размера заработной платы
увеличивает издержки производства и
тем самым снижает спрос на рабочую силу;
. сезонные изменения в уровне производства
в отдельных отраслях экономики; . изменения
в демографической структуре населения,
в частности рост численности населения
в трудоспособном возрасте увеличивает
спрос на труд и, возрастает вероятность
безработицы. Исходя из причин безработицы,
можно сформулировать ее основные формы.
Фрикционная безработица
другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том,
что и люди, и рабочие места неоднородны,
поэтому требуется определенное
время для "взаимного поиска". Добровольная
безработица связана с увольнением работника
по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной
заработной платой или условиями труда.