Рынок труда как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест».

Содержание

Введение. 4
1. РЫНОК ТРУДА. 5
1.1 Роль рынка труда. 6
1.2 Структура и сущность рынка труда. 8
1.3 Регулирование рынка труда. 10
1.4 Роль государственных служб занятости на 13
современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. 15
2.1 Занятость в системе рыночных отношений. 16
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости. 20
2.3 Причины и формы безработицы. 25
2.4 Уровень безработицы в г. Тюмень и Тюменской области 27
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

работа гот.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

 Структурная безработица связана  с изменением в технологиях, а  также с  
тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые  
товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи  
предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности,  
ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к  
увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

 Институциональная безработица  возникает, когда сама организация  рынка  
труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по  
безработице завышено, налоги на доходы занижены.

 Сезонная безработица связана  с неодинаковыми объемами производства,  
выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни  
месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие –  
уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов  
производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на  
товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти  
товары производятся.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов  
предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют  
работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная  
рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные  
неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать  
безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей,  
которые не хотят работать. Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной  
экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах  
которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической  
стабильности.8

Наблюдается тенденция к увеличению числа безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызвано большим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах. Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованности полученных знаний.

Тем не менее, процент безработных с высшим образованием ниже чем со средне-специальным или неполным средним(см. приложение №3).

 

 

 

 

2.4 Уровень безработицы в г. Тюмень и Тюменской области.

Для исследования рынка труда и занятости города Тюмень взяты показатели городской службы занятости (см. приложение №1). После сравнения данных службы занятости г. Тюмень с данными Госкомстата России выяснилось, что по уровню безработицы город Тюмень является одним из самых благополучных районов на территории Российской Федерации наряду с Ленинградской, Тверской, Смоленской, Тульской, Рязанской, Нижегородской, Пермской областями, а также Краснодарским краем и Москвой. При этом не существует тенденции к увеличению числа безработных, то есть можно говорить о стабильной ситуации на рынке труда города Тюмень

По данным за 2012 год, Тюменская Область находится на 24 месте по уровню безработицы, который составил 5.19%, тогда как средний уровень по стране составил 5.19%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.70% - в Республике Ингушетия. (см. приложение №2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

При правильной организации рынка труда и его составных элементов затраты мгновенно окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики , как это было всего несколько лет назад . Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

Со стороны работодателей снова появился спрос на квалифицированный персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. По состоянию на конец января 2013 года заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

В 2011 – 2012 годах на российском рынке труда произошли еще более неожиданные перемены. Еще лет пять назад большинство выпускников технических вузов влачило жалкое существование - они либо работали по специальности за копейки, либо торговали на оптовых рынках.

Сегодня ситуация меняется. Спрос на высококвалифицированных "технарей" в самых перспективных отраслях растет вместе с зарплатой.

Специалисты с хорошим техническим образованием вновь стали представлять интерес на рынке труда.

Уровень развитости рынка труда, в том или ином регионе, на прямую зависит от степени экономической и инвестиционной активности.

Позитивной тенденцией стало движение интересов крупных развитых компаний в сторону регионов.

Проблема нехватки или отсутствия профессионально квалифицированных управленцев высшего звена (топ - менеджмента), грамотных специалистов по развитию производства, руководителей проектов, маркетологов решается путём привлечения необходимых кадров из более развитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт - Петербург. Как правило, наём осуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокая миграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокой квалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.

Таким образом, осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Казаков А.А.

Формирование рынка труда в современных условиях/ А.А. Казаков

//Отечественный журнал социальной  работы. -2003. -№ 3.- С. 19-23.

2.Гимпельсон В.

Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: Недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей?/В.Гимпельсон

//Вопросы экономики. – 2004. - № 3. –  С. 95-104.

3.Брагин В.

Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ/В.Брагин, В.Осаковский

//Вопросы экономики. – 2004. - №3. –С. 105-114

4. Попов А.Д.

Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда/А.Д. Попов

//Вопросы статистики. – 2004. -№3. С.50-53

5. Жидкова Е.М.

Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда/Е.М. Жидкова

//Социс: Социол. Исслед. – 2005. -№ 3. – С. 52-62.

6. Носова С.С.

Экономическая теория: Элементарный курс/С.С. Носова.-М.: Дашков и К, 2004.

7. Капелюшников

//Вопросы экономики. -2005 .-№7 -С.99-120

8.Чуйков В.С.

//Менеджмент в России и за рубежом. -2005. -№5.-С.133-140.

9.Иванова И.

//Высшее образование в России. -2004. -№7. -С.3-10.

10.Рыкова Е.

//Народное образование. -2004. -№2. –с.104-110.

11. Н. Кутепова

      //Журнал "Человек и Труд".- № 5.- 2003 г.

 

 

Приложение №1. Статистика по безработице по данным службы занятости г. Тюмень.

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2012

1 944 000

1 843 000

101 000

5,19

2011

1 922 000

1 809 000

113 000

5,90

2010

1 909 000

1 778 000

131 000

6,86

2009

1 914 000

1 783 000

131 000

6,84

2008

1 954 000

1 828 000

126 000

6,46

2007

1 889 000

1 779 000

110 000

5,81

2006

1 816 000

1 692 000

123 000

6,78

2005

1 824 000

1 701 000

123 000

6,72

2004

1 815 000

1 657 000

157 000

8,66

2003

1 788 000

1 639 000

149 000

8,31

2002

1 759 000

1 607 000

152 000

8,65

2001

1 730 000

1 549 000

181 000

10,47

2000

1 697 000

1 514 000

183 000

10,80


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2. По данным территориальных органов по вопросам занятости населения. (1 января 2013г.)

Регион

Позиция

Уровень Безработицы

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Город Москва

1

0,81

6 800 000

6 745 000

55 000

Город Санкт-Петербург

2

1,14

2 896 000

2 863 000

33 000

Московская Область

3

2,93

3 968 000

3 852 000

116 000

Ленинградская Область

4

3,24

977 000

946 000

32 000

Ярославская Область

5

3,37

673 000

650 000

23 000

Магаданская Область

6

3,43

99 000

96 000

3 000

Самарская Область

7

3,43

1 748 000

1 688 000

60 000

Липецкая Область

8

3,56

634 000

612 000

23 000

Белгородская Область

9

3,75

787 000

757 000

30 000

Республика Татарстан

10

4,13

2 051 000

1 966 000

85 000

Новгородская Область

11

4,15

333 000

319 000

14 000

Чукотский Автономный Округ

12

4,26

33 000

32 000

1 000

Калужская Область

13

4,29

551 000

527 000

24 000

Владимирская Область

14

4,39

776 000

742 000

34 000

Рязанская Область

15

4,59

562 000

537 000

26 000

Тульская Область

16

4,62

810 000

773 000

37 000

Костромская Область

17

4,77

353 000

336 000

17 000

Тамбовская Область

18

4,87

536 000

510 000

26 000

Республика Мордовия

19

4,90

457 000

435 000

22 000

Пензенская Область

20

4,91

703 000

668 000

35 000

Тверская Область

21

5,05

723 000

686 000

37 000

Брянская Область

22

5,08

644 000

612 000

33 000

Курская Область

23

5,11

566 000

537 000

29 000

Тюменская Область

24

5,19

1 944 000

1 843 000

101 000

Амурская Область

25

5,31

427 000

405 000

23 000

Орловская Область

26

5,34

391 000

370 000

21 000

Архангельская Область

27

5,36

636 000

602 000

34 000

Ставропольский Край

28

5,37

1 383 000

1 309 000

74 000

Оренбургская Область

29

5,38

1 040 000

984 000

56 000

Саратовская Область

30

5,38

1 282 000

1 213 000

69 000

Нижегородская Область

31

5,40

1 817 000

1 719 000

98 000

Россия

 

5,46

75 676 000

71 545 000

4 131 000

Воронежская Область

32

5,55

1 164 000

1 100 000

65 000

Красноярский Край

33

5,55

1 513 000

1 429 000

84 000

Краснодарский Край

34

5,57

2 634 000

2 487 000

147 000

Ульяновская Область

35

5,58

680 000

642 000

38 000

Новосибирская Область

36

5,60

1 441 000

1 360 000

81 000

Смоленская Область

37

5,65

547 000

516 000

31 000

Вологодская Область

38

5,78

640 000

603 000

37 000

Камчатский Край

39

5,81

188 000

177 000

11 000

Свердловская Область

40

5,82

2 293 000

2 159 000

133 000

Чувашская Республика

41

5,86

655 000

617 000

38 000

Удмуртская Республика

42

6,00

830 000

780 000

50 000

Ростовская Область

43

6,02

2 160 000

2 030 000

130 000

Волгоградская Область

44

6,03

1 332 000

1 252 000

80 000

Республика Башкортостан

45

6,06

2 042 000

1 918 000

124 000

Алтайский Край

46

6,23

1 195 000

1 121 000

74 000

Пермский Край

47

6,25

1 358 000

1 273 000

85 000

Ивановская Область

48

6,29

557 000

522 000

35 000

Хабаровский Край

49

6,38

746 000

698 000

48 000

Челябинская Область

50

6,40

1 879 000

1 759 000

120 000

Республика Коми

51

6,41

492 000

460 000

32 000

Республика Марий Эл

52

6,50

366 000

342 000

24 000

Псковская Область

53

6,62

351 000

327 000

23 000

Омская Область

54

6,86

1 049 000

977 000

72 000

Приморский Край

55

6,87

1 061 000

988 000

73 000

Республика Карелия

56

7,00

330 000

307 000

23 000

Кемеровская Область

57

7,06

1 402 000

1 303 000

99 000

Кировская Область

58

7,10

688 000

639 000

49 000

Калининградская Область

59

7,41

524 000

485 000

39 000

Сахалинская Область

60

7,67

286 000

264 000

22 000

Мурманская Область

61

7,71

471 000

435 000

36 000

Иркутская Область

62

7,85

1 246 000

1 148 000

98 000

Республика Северная Осетия - Алания

63

7,90

352 000

324 000

28 000

Астраханская Область

64

7,91

518 000

477 000

41 000

Республика Бурятия

65

7,91

462 000

425 000

37 000

Республика Хакасия

66

7,96

261 000

241 000

21 000

Республика Саха (Якутия)

67

8,00

500 000

460 000

40 000

Республика Адыгея

68

8,08

204 000

188 000

17 000

Еврейская Автономная Область

69

8,41

88 000

81 000

7 000

Томская Область

70

8,41

495 000

453 000

42 000

Курганская Область

71

8,67

435 000

397 000

38 000

Кабардино-Балкарская Республика

72

8,86

385 000

351 000

34 000

Карачаево-Черкесская Республика

73

8,88

238 000

217 000

21 000

Забайкальский Край

74

10,58

532 000

476 000

56 000

Республика Алтай

75

11,58

99 000

88 000

12 000

Республика Дагестан

76

11,68

1 329 000

1 174 000

155 000

Республика Калмыкия

77

13,15

145 000

126 000

19 000

Республика Тыва

78

18,39

120 000

98 000

22 000

Чеченская Республика

79

29,81

597 000

419 000

178 000

Республика Ингушетия

80

47,70

202 000

106 000

96 000

Информация о работе Рынок труда как экономическая категория