Рынок ценных бумаг и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития.
Для достижения поставленных целей будут выполнены следующие задачи:
1. В первой главе работы будут рассмотрены ценные бумаги их классификация и виды .
2. Во второй главе курсовой работы будет раскрыта содержание понятия рынка ценных бумаг, его функции и виды.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3-4
Глава 1.Сущность рынка ценных бумаг
1.1 История рынка ценных бумаг……………………………………..………5-6
1.2 Понятие ценных бумаг………………………………………………….…6-8
1.3 Классификация ценных бумаг……………………………………………..8-9
1.4 Виды ценных бумаг……………………………………………………….9-15
Глава 2.Понятие о рынке ценных бумаг
2.1 Определение рынка ценных бумаг и его виды……………………..…16-17
2.2 Функции рынка ценных бумаг……………………………………………..17
2.3 Место рынка ценных бумаг в системе рынков………………………..17-18
Глава 3.Рынок ценных бумаг в России
3.1 Особенности развития рынка ценных бумаг в России……………...…19-23
3.2 Проблемы его развития………………………………………….………23-27
3.3. Дивиденды Газпрома: статистика, тенденции, прогнозы…………….27-29
Заключение………………………………………………………………..…30-31
Список использованной литературы……………………………………….32
Приложение 1……………………………………………………………..…33-34

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 93.36 Кб (Скачать файл)

 

Цель  коррекции законов на Западе —  это защита интересов вкладчика-инвестора  от всякого рода махинаций и мошенничеств.        

 

Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г. оказались  неэффективными для регулирования  рынка. Это привело к большим  финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как  многие компании осуществляли эмиссию  и продажу своих ценных бумаг  без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к  реорганизации Комиссии по ценным бумагам  и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая  с ноября 1994 г. взяла на себя функции  по регулированию рынка ценных бумаг  России согласно Указу Президента Российской Федерации      

 

 

 В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов  ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.       

 

Из  всего сказанного выше необходимо сделать  вывод об особенностях развития рынка  ценных бумаг в России.       

 

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках  рынка ценных бумаг и общеэкономических  процессов вызывает кризисные явления  на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового  рынка препятствуют преодолению  тенденции к сужению воспроизводства.       

 

Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность  операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование  краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные  средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим  фактором экономического роста.      

 

 

 В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг оказывают  инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран  в переходный период. Риск обесценения  денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.        

 

Зарубежный  опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска  индексируемых ценных бумаг. Доход  по таким бумагам индексируется  с поправкой на темп инфляции. В  России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок  ценных бумаг.      

 

В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового  рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования  по ценным бумагам.

 

3.2. Проблемы развития  рынка ценных бумаг  в России.       

 

Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования Р.Ц.Б.        

 

В данном разрезе, возможно, выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения.        

 

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.       

 

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.       

 

В России большая часть ценных бумаг  идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый  уровень.       

 

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

  • наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
  • пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и профессиональной незаконной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже, несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль над этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

 

       

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:        

 

1) создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и его текущего  регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация  на фондовый рынок США), а также  определение доли источников  финансирования хозяйства и бюджета  за счет выпуска ценных бумаг); у правительства не существует  четкой политики по отношению  к рынку ценных бумаг. А это  большой промах, ведь рынок ценных  бумаг - это фактически обязательный  атрибут полноценно функционирующего  государства.        

 

2) формирование согласованной системы  государственного регулирования  фондового рынка для преодоления  раздробленности и пересечения  функций многих государственных  органов.     

 

В настоящее время большую часть  рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). В  Торговой системе участникам РТС  предоставлена возможность проводить  торговые операции с российскими  акциями, в зависимости от ликвидности  разделенными на две категории - А (высоколиквидные) и Б (с ограниченной ликвидностью). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к  РТС.       

 

Многие  государственные органы, как, например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто  пересекаются своими функциями по отношению  к РЦБ, в связи с несовершенством  системы законов в отношении  ценных бумаг. Единого органа, который  ведал бы этими делами, в России нет.       

 

3) формирование сильной Комиссии  по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить  ресурсы государства и частного  сектора на цели создания рынка  ценных бумаг;       

 

4) ускоренное создание жесткой  регулятивной инфраструктуры рынка  и ее правовой базы для ограничения  рисков инвесторов;       

 

5) создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг.        

 

Также, нет единой системы выставления  отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или  журналы,  но ни первые, ни последние  не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так, например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В  журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень  мало аналитики.       

 

Я считаю, что в этом случае можно  только специальный штаб аналитиков, как в США, которые будут заниматься прогнозированием и отчётами о деятельности рынка ценных бумаг. Они же должны заниматься изданием специального журнала по деятельности рынка. Финансировать этот штаб должно государство, но при этом оно не должно вмешиваться в дела рынка. Таким образом, люди, которые хоть как-то относятся к экономике,  будут информированы по этому поводу.       

 

6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими  инвестиционными институтами;       

 

7) государственная поддержка образования  в области фондового рынка;       

 

8) преодоление опережающего развития  рынка государственных ценных  бумаг, которое переключает большую  часть денежных ресурсов на  обслуживание непроизводительных  расходов государства, сокращая  поступление средств в производство. Рынок ценных государственных  бумаг, как бы оттягивает на  себя ресурсы, мешая развиваться  производству. Эту проблему тоже  необходимо устранить, но в  основном, за счет уменьшения  роли этого сегмента рынка  и переносе капитала на производственный  сектор.       

 

5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.        

 

6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.       

 

7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться, скорее всего, принципами стран Запада, вероятнее всего США.       

 

8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:        

 

а) создания консультативного органа, объединяющего  представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;       

 

б) передачи части прав по регулированию  рынка регионам;       

 

в) введения представителей публики в  состав директоратов регулятивных органов  государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;       

 

г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;       

 

д) создания системы экспертной поддержки  и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).       

 

9. Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например  капитал Газпрома составляет 68 585,788 млн. $

Это показывает, что в  России прежде всего развита именно добывающая промышленность.       

 

10. Вовлечение в промышленный оборот  все большего числа акций российских акционерных обществ.

3.3. Дивиденды Газпрома: статистика, тенденции, прогнозы

 

ОАО Газпром — не только одна из главных голубых фишек, но и она из немногочисленных российских компаний, которая регулярно выплачивает держателям своих акций дивиденды.

Размер этих выплат нельзя назвать  очень большим, однако определенный дополнительный доход они принести могут.

Приведем небольшую табличку с  данными по годам, начиная с 1994.  К 2009, 2010, 2011 стоит отнестись с особым вниманием — ведь это позволит отчасти спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Размер дивидендов ОАО Газпром  по годам (за 1994 — 2011)

Год

Размер (рублей)

Примечание

1994

0,02

 

1995

0,02

 

1996

0,02

 

1997

0,03

 

1998

0

Год дефолта

1999

0,13

 

2000

0,3

 

2001

0,44

 

2002

0,4

 

2003

0,69

 

2004

1,19

 

2005

1,50

 

2006

2,54

 

2007

2,66

 

2008

0,36

 

2009

2,39

 

2010

3,85

 

2011

8,97

Планировалось 8,39


Несложно видеть, что хотя платежи  были непривычно (для реалий РФ) регулярными, их размер в девяностые и «нулевые»  годы был крайне мал.

Сотые доли рубля на 1 бумагу выплачивались  еще в годы до деноминации, когда  сам рубль был чем-то абстрактным, не говоря о копейках.

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к повышению размера  дивидендов.

Вы можете оценить, насколько велик  скачок, сделанный в последние  годы на графике:

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его роль в экономике