Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:23, реферат
Человеческая жизнь есть процесс удовлетворения разнообразных потребностей при помощи товаров и услуг. Каждый человек должен питаться, одеваться, иметь жилье, обставить квартиру, т.е. удовлетворять жизненно важные потребности. Кроме того, у него есть желание читать, путешествовать, общаться с другими людьми и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее. В данном случае речь идет о культурных потребностях и о потребностях в роскоши.
Приведенные положения позволяют сделать вывод, что все физические и духовные человеческие чувства, нужды (нехватки), которые удовлетворяются при помощи товаров и услуг, называются потребностями.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Объекты и субъекты экономики………………………………………………5
2. Рыночная система хозяйствования…………………………………………..10
3. Сущность и функции рынка………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
♦ по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой);
♦ по категориям населения (сельский, городской и др.).
В экономической литературе последних лет, в зависимости от состояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.
По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный. Они подробно исследуются в литературе по маркетингу. При изучении нее экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняют рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.
Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующие функции:
♦ информационная — о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка;
♦ посредническая — связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика (по качеству продукции, ее цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
♦ ценообразующая — на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потребности и конъюнктуре;
♦ стимулирующая — побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;
♦ регулирующая — это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех ее видах. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению (при тенденции роста цен) или сокращению (при снижении цен) производства;
♦ санирующая — конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.
В деле обеспечения эффективного управления экономикой предприятия очень важно учитывать, какая экономическая система сложилась или складывается в данной стране и какие принципы должны быть положены в основу экономических отношений хозяйствующих субъектов.
Многомерность экономической системы обусловливает различные трактовки ее сущности. Так, П. Грегори и Р. Стюарт подчеркивали: "Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории".
Сущность экономической системы характеризует: совокупность социально-экономических отношений, которые базируются на сложившихся формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, отражающий способы регулирования в области экономики на макро- и микроуровнях; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
Эту систему можно представить и как особым образом упорядоченную совокупность связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить товары и услуги.
Немецкие ученые рассматривают экономическую систему как определенную организационную форму национального хозяйства, модель его организационного устройства. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты и каждый предприниматель свободны в принятии решений. Речь идет о выборе ими альтернатив в определении своих целей. Однако свобода их действий имеет место в определенных рамках. В Германии обоснованно рассматривают экономическую систему как рамочное условие предпринимательской деятельности. Именно она определяет, в каком объеме (в какой степени) отдельные хозяйствующие субъекты обладают правом принятия решений и в каких рамках варьируют отношения между ними. Экономическую систему рассматривают как модель функционирования экономической, социальной, технической, экологической и других сфер общества и в том числе национальной экономики
Каждая экономическая система характеризуется своими свойствами. Поэтому приводится множество характеристик сущности экономической системы.
В указанных определениях названы важнейшие элементы экономической системы, критерии ее дифференциации и определение типа — организация мер по принятию решений, развитие отношений собственности, контроль результатов хозяйственной деятельности, механизмы обеспечения информации и координации экономического развития, формирование доходов субъектов, в том числе домашних хозяйств, механизмы постановки целей развития хозяйственной деятельности и побуждения людей действовать.
Главным звеном в экономической системе является взаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, которые используются в производстве; рабочая сила (труд), охватывающая всевозможные способности и навыки людей, которые могут использоваться при производстве товаров и услуг; капитал в виде зданий, сооружений, оборудования, инструментов, транспортных и оборотных средств. Соединение факторов производства обеспечивается через организацию и управление производством, предпринимательскую деятельность.
1. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.
2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1992. - С.47, 118
3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 1994
4. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1994.-632 с.
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А. В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997.- 734 с.
6. Ходов Л. административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики.//Российский экономический журнал №4, 1997
7. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999