Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 16:22, реферат
Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Рыночная экономика
Рыночная экономика — характеризуется
как система, основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, свободе
выбора и конкуренции, она опирается на
личные интересы, ограничивает роль правительства.
Рыночная экономика гарантирует,
прежде всего, свободу потребителя, что
выражается в свободе потребительского
выбора на рынке товаров и услуг. Свобода
предпринимательства выражается в том,
что каждый член общества, самостоятельно
распределяет свои ресурсы в соответствии
со своими интересами и при желании может
самостоятельно организовать процесс
производства товаров и услуг. Индивид
сам определяет, что, как и для кого производить,
где, как, кому, сколько и по какой цене
реализовывать произведенную продукцию,
каким образом и на что тратить полученную
выручку.
Свобода выбора становится основой
конкуренции.
Основу рыночной экономики составляет
частная собственность. Она является гарантией
соблюдения заключенных контрактов и
невмешательства третьих лиц. Экономическая
свобода — фундамент и составная часть
свобод гражданского общества.
Условия рыночной экономики
Современная рыночная экономика
значительно отличается модели совершенной
конкуренции. Если рассматривать рыночные
системы экономически развитых стран
Запада, то для них характерно господство
крупных корпораций и значительная роль
профсоюзов, которые, монополизируя рынки
товаров и труда, делают цены жесткими,
негибкими, малоподвижными в сторону понижения.
Крупные корпорации отклоняют
условия действия механизма свободной
конкуренции. Цены значительной части
промышленных товаров устанавливаются
не под воздействием спроса и предложения,
а в результате политики, проводимой менеджерами
крупных фирм. Крупные корпорации предполагают
известную стабильность цен и крупные
объемы запланированного производства.
Рынок становится объектом административного
контроля со стороны нескольких крупных
предприятий. Создаются препятствия для
вступления на рынок мелких производителей.
В рамках крупнейших фирм получила
развитие маркетинговая система управления.
На ее основе решается вопрос об объеме
и структуре производимой продукции. Прогноз
рынка позволяет фирме заблаговременно
сокращать выпуск устаревающей продукции
и переходить к производству качественно
новых видов продукции. Маркетинг позволяет
не только отслеживать существующий спрос
и предпочтения, но и является политикой
наступления на рынок формировать спрос
на еще неизвестную и непроизводимую продукцию.
Произошли изменения и на рынке
рабочей силы. Работающие объединяются
в специальные организации - профсоюзы,
в задачи которых среди прочего входят
заключение коллективных договоров и
стабилизация заработной платы. Другими
словами, формирование заработной платы
уже не происходит под исключительным
воздействием закона спроса и предложения.
Следовательно, в современных
рыночных странах важнейшие секторы экономики
функционируют не так, как предполагает
модель чистой конкуренции. Этот факт
является одной из причин корректировки
рыночных механизмов с помощью государственной
политики. Исключительно высокая роль
государства в экономической жизни является
характерной особенностью современных
развитых стран. Наряду с гигантскими
фирмами, сильными профсоюзными организациями
государство является третьим важнейшим
фактором организации экономического
процесса.
Главная задача государства
состоит в регулировании процессов, происходящих
в экономике. В этом - принципиальное отличие
от социалистических стран, где государство
берет на себя непосредственно производственную
функцию. Хотя в развитых странах также
существует государственный сектор, его
размеры значительно скромнее по сравнению
с социалистическими странами.
Влияние государства на общественные
и экономические процессы особенно возросло
после экономического кризиса 30-х гг. и
второй мировой войны.
Регулирование рынка происходит
с целью минимизации тех его недостатков,
которые свойственны модели совершенной
конкуренции. Так как рыночный механизм
не способен обеспечить должной эффективности,
когда дело касается коллективных товаров
(совместная оборона, услуги пожарных
и т.д.) и внешних факторов (экология и т.
д.), то эти сферы находятся под воздействием
государства.
Еще одной сферой государственных
интервенций является решение социальных
задач. Чисто рыночное регулирование доходов,
которые часто зависят не только от вложенного
труда и капитала, не только от таланта
и расторопности производителя, но также
и от везения, случая, стечения обстоятельств,
хозяйственной конъюнктуры. Поэтому во
многих странах используется прогрессивное
налогообложение, развита система социального
страхования (пенсии, пособия по безработице,
бедности и т.д.). В результате этих мер
распределение конечных доходов оказывается
более равномерным, чем распределение
первичных (факторных) доходов. Так, разрыв
между 10 % самых богатых и 10% самых бедных
групп населения в Западной Европе не
превышает 8,5 раза. Эти сильные перераспределительные
тенденции и социальное регулирование
обеспечивают устойчивое благосостояние
двум третям общества, что способствует
сохранению устойчивости всей системы
в целом.
В сферу государственного воздействия
включается и промышленная политика. По
мнению многих экономистов, рынок не способен
эффективно размещать невоспро-изводимые
природные ресурсы, плохо обеспечивает
концентрацию усилий на перспективных
направлениях научно-технического прогресса,
не стимулирует достаточных вложений
в фундаментальную науку и т.д. Поэтому
часто правительство проводит специальную
политику, направленную на формирование
надлежащих пропорций в экономике, оказывая
финансовую, налоговую, кредитную поддержку
развитию отдельных отраслей, регионов,
видов хозяйственной деятельности. В той
или иной форме промышленная политика
проводится во всех западноевропейских
странах. Достаточно развита она в Японии,
где правительство создает преференциальный
режим для развития льгот, протекционистских
барьеров. Меры промышленной политики
призваны лишь корректировать действие
рыночных механизмов, а не отменять их.
Эта стратегия проводится лишь тогда,
когда есть твердая уверенность и высокая
степень общественного согласия, что «чистый»
рынок оказывается неэффективным регулятором.
О масштабах государственного
регулирования свидетельствует величина
государственных расходов. Сюда относятся
расходы государственных предприятий,
государственное потребление товаров
и услуг, государственные инвестиции,
субсидии, пособия, расходы на социальное
обеспечение, финансирование образования.
Эти государственные расходы достаточно
высоки в развитых рыночных странах и
последние два десятилетия имели тенденцию
к росту.
Государство предпринимает
попытки регулирования трудовых отношений
в виде контроля за изменениями величины
заработной платы, а также ограничивая
автономию профсоюзов. С этой целью представители
государственных органов участвуют в
переговорах между предпринимателями
и профсоюзами об уровне оплаты труда.
Во многих странах специальным законодательством
регулируются случаи, при которых проведение
забастовок может быть запрещено.
Следует отметить, что развитие
механизмов регулирования экономики и
формирования социальных, экологических
и других рамок рынка осуществляется не
только госу-дарственными, но и общественными
организациями. Объединение потребителей
осуществляет контроль за качеством продукции,
правилами торговли и ценами. Все больший
размах приобретает деятельность экологического
движения, благодаря которому внедряются
жесткие нормативы, ограничивающие возможности
разрушения или загрязнения окружающей
среды.
Американская модель построена
на системе всемерного поощрения предпринимательской
активности, обогащения наиболее активной
части населения. Малообеспеченным слоям
создается приемлемый уровень жизни за
счет частичных льгот и пособий. Задача
социального равенства здесь вообще не
ставится. Эта модель основана на высоком
уровне производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется
определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня заработной
платы) от роста производительности труда.
За счет этого достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится. Интересы нации
ставятся выше интересов конкретного
человека, население готово идти на определенные
материальные жертвы ради процветания
страны. Очень сильны традиции коллективизма,
групповых целей, что находит свое выражение
в относительной слабости элементов свободного
рынка, и, прежде всего, рынка труда. Практикуется
верность фирме и перехода из одной фирмы
в другую. Для японской модели характерно,
что в результате перекрестного акционирования
экономическая структура домашней экономики
приобрела некую корпоративную целостность
и закрытость. Достаточно сильны и регулирующие
функции государства.
Шведская модель отличается
сильной социальной ориентацией. Социальная
политика направлена на сокращение имущественного
неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее
обеспеченных слоев населения. Такое перераспределение
осуществляется, с помощью развитой системы
налогообложения. Прогрессивная шкала
налогообложения, принятая в Швеции, означает,
что с ростом доходов автоматически увеличиваются
государственные ставки налогов. Шведская
модель получила название «функциональной
социализации», т.е. функции производства
выполняются частными предприятиями,
действующими на конкурентной рыночной
основе, а функции обеспечения высокого
уровня жизни (включая занятость, образование,
социальное страхование) и функции развития
инфраструктуры (транспорт, развитие науки)
возложены на государство.
Социальное рыночное хозяйство
ФРГ. В основе лежит предоставление всем
формам хозяйства (крупным, мелким, средним)
возможностей устойчивого развития. Особым
покровительством пользуются мелкие и
средние предприятия, фермерские хозяйства.
Государство активно влияет на цены, пошлины,
технические нормы.
Южнокорейская модель. В основе
экономического успеха этой страны лежит
сочетание плановых и рыночных методов.
В рамках индустриальной политики определяются
отрасли, способные стать «полюсами роста»,
т.е. имеющие сравнительные преимущества
на мировом рынке. Разрабатывается система
мер государственного воздействия по
обеспечению перелива труда и капитала
из старых в новые отрасли, а также программы
свертывания производства в неперспективных
отраслях. Реализуются государственные
программы переподготовки рабочей силы.
Индустриальная политика включает разработку
централизованных планов в целях обеспечения
тех желательных структурных пропорций,
которые не могут быть достигнуты с помощью
рыночных механизмов. Уже реализовано
пять пятилетних планов, выполняется шестой.
Банки и финансовые ресурсы, иностранные
инвестиции в экономику и экспортно-импортные
операции, строительство крупных промышленных
объектов находятся под жестким административным
контролем правительства. Государство
оказывает мощную поддержку экспортно
ориентированный отраслям в виде кредитов
под низкий процент, выгодных условий
для покупки оборудования, а также предоставляются
налоговые льготы и разного рода монопольные
права. Для южнокорейской модели характерен
высокий уровень монополизации промышленности.
Регулирование рыночной экономики
Прежде всего, целесообразно
дать краткое, исходное определение рассматриваемого
процесса. Это тем более следует сделать,
что в большинстве учебников и учебных
пособий он вообще не определяется, а в
некоторых встречаются слишком сложные,
громоздкие понятия о нем.
Регулирование рыночной экономики
представляет собой осознанное и волевое
упорядочение товарно-денежных отношений.
Главное здесь — согласование потребностей
и интересов различных участников этих
отношений, прежде всего общества в целом,
его важнейших слоев, регионов, отраслей,
предприятий. Ведущую роль во всем этом
сложном процессе должно играть государство,
его органы (особенно хозяйственные). Однако
в современных условиях активно влияют
на экономическую жизнь крупные корпорации,
разнообразные общественные организации
(профсоюзы, массовые политические партии,
объединения предпринимателей, потребительские
и экологические союзы и т.п.), трудовые
коллективы предприятий, отдельные личности.
Из общего определения регулирования
рыночной системы видно, что это деятельность,
осуществляемая преднамеренно, по желанию
и воле людей. Тем не менее, речь идет не
о каком-то сплошь субъективном, волюнтаристском
процессе: в той или иной мере он должен
основываться на использовании объективных
экономических законов, материальных
потребностей и интересов.
Все же человеческое сознание
и воля активно участвуют в данном регулировании.
Это придает ему внебазисный, сравнительно
внешний, наблюдаемый характер. Здесь
мы имеем дело не с целиком объективными,
глубинными, производственными отношениями,
а с отношениями организационно-хозяйственными.
В них присутствует и политический аспект,
особенно когда действуют государство
и политические партии.
Регулирование экономики тесно
связано с управлением ею: то и другое
является упорядочивающим, координирующим
процессом. Однако есть и существенное
различие. Регулирование — лишь один из
видов управления, а именно — в основном
индикативное (рекомендательное, ориентирующее)
управление. Оно не имеет всеохватывающего,
директивного характера, хотя полностью
не исключает применение административных
и даже силовых методов воздействия на
хозяйственную жизнь. Регулирование надо
считать сравнительно "мягким", в
основном опосредованным управлением
народным хозяйством. Поэтому оно в принципе
не свойственно тоталитарной, командной
экономике.
Ошибочно мнение, что регулированием
можно назвать любое внешнее (в том числе
любое государственное) вмешательство
в народное хозяйство, ибо это вмешательство
может быть и жестко директивным, и даже
дезорганизующим. Вместе с тем вряд ли
правильно исключать из сферы регулирования
экономики такие меры, как взимание налогов
и правительственные расходы.
А как соотносится рассматриваемый
процесс с хозяйственным планированием
и прогнозированием? То и другое, очевидно,
представляют собой лишь часть, элемент
регулирования, поскольку последнее охватывает
еще и текущее, оперативное упорядочение
экономики. В то же время сюда входит главным
образом индикативное планирование и
прогнозирование.
Особо стоит остановиться на
сравнении регулирования народного хозяйства
и экономической политики. В учебной литературе
иногда утверждается, что в современных
условиях они практически идентичны. Думается,
такое представление неточно. Во-первых,
экономическая политика есть нечто более
конкретное, более внешнее, чем регулирование
народного хозяйства и поэтому выступает
не в качестве тождества, а в качестве
формы реализации, формы проявления этого
регулирования. Кроме того, экономическая
политика как таковая шире и богаче последнего,
ибо может быть выражением не только индикативного,
но и директивного управления.
Регулирование рыночной экономики
противоположно ее саморегулированию.
Если первое представляет собой, как показано
выше, осознанную и волевую деятельность,
то второе совершается в целом помимо
человеческого сознания и воли, само собой,
как бы автоматически. С этой точки зрения,
саморегулирование товарно-денежных отношений
объективно. Оно осуществляется главным
образом через механизмы свободной (совершенной)
конкуренции, свободных рыночных цен,
взаимодействия спроса и предложения.
Но все это проявляется тоже посредством
определенной человеческой деятельности.
Хотя регулирование и саморегулирование
народного хозяйства противоположны друг
другу, тем не менее, в реальной жизни они
давно уже сосуществуют, взаимопереплетаются,
даже взаимопроникают. При регулировании
экономики используются какие-то рычаги
ее автоматического, произвольного развития,
а саморегулирование в той или иной степени
включает в себя осознанные, волевые действия
людей. Скажем, государственное управление
рынком предполагает учет влияния конкуренции
и достаточно свободного ценообразования,
а саморегулирование охватывает некоторое
целенаправленное упорядочение и конкуренции,
и системы цен. Наибольшая эффективность
народного хозяйства достигается при
оптимальном сочетании регулирования
и саморегулирования товарно-денежных
отношений. Такое сочетание призваны обеспечивать,
прежде всего, государство, но, кроме того,
— различные общественные организации,
трудовые коллективы, отдельные личности.
Посмотрим теперь, в чем заключаются
объективная необходимость и реальная
возможность сознательного и волевого
упорядочения рыночной экономики. Начнем
с его необходимости.
Во-первых, регулирования народного
хозяйства с неизбежностью требует общественный
характер производства и обращения, т.е.
тесное взаимодействие, взаимосцепление
всех элементов этих сфер. Такие процессы
особенно усиливаются с возникновением
и развитием капиталистического строя.
Ведущую роль обобществления производства
во вмешательстве буржуазного государства
в экономику отмечали еще К.Маркс и Ф.Энгельс.
Главным образом по этой причине, считали
они, государственное влияние распространилось
прежде всего, на средства связи и железнодорожный
транспорт.
Во-вторых, объективная необходимость
регулирования рыночных отношений состоит
в том, что последние сами по себе отличаются
целым рядом негативных свойств: стихийностью
в масштабах страны и даже в рамках ее
отдельных регионов, возможностью монополизма,
нетрудовых доходов и резкой дифференциации
общества, распространением преступности
и т.п. В подобных условиях часто возникают
криминогенные ситуации, появляется даже
"теневой" (незаконный, мафиозный)
сектор экономики. Без постоянной целенаправленной
борьбы со всеми этими явлениями становится
немыслимым нормальное хозяйственное
развитие, разрешение многочисленных
экономических противоречий, достижение
социального равновесия.
В-третьих, в любом государстве
существуют жизненно важные сферы, неподвластные
рыночному саморегулированию. Имеются
в виду национальная оборона, охрана окружающей
среды, инфраструктура, образование, фундаментальные
научные исследования и т.п. Это сфера
создания и обращения так называемых общественных
благ, т.е. товаров, потребляемых коллективно,
совместно. Здесь тоже нужно сознательное
внешнее координирующее вмешательство.
В-четвертых, рыночный механизм
глух и слеп к вопросам социальной справедливости.
Сам по себе он не в состоянии обеспечить
рациональную занятость населения, достаточную
оплату труда, жизненный уровень пенсионеров,
инвалидов, многодетных семей и т.п. По
словам П.Самуэльсона и В.Нордхауса, рыночная
система воспроизводит существенное неравенство.
Как видим, рыночная экономика
в чистом виде очень далека от совершенства.
Спонтанным образом она не в силах решить
коренные проблемы общественной и личной
жизни. Это убедительно подтверждает и
современное положение России.
Все сказанное свидетельствует
об острой объективной необходимости
регулировать эту экономику.
Такая необходимость многократно
усиливается при переходном состоянии
той или иной страны, а также при кризисных
явлениях. Это наблюдалось, например, в
Советском Союзе в 20-е годы, во многих капиталистических
странах в период мирового экономического
кризиса 1929—1932 гг. Это тем более характерно
для современной России, где переходное
состояние сочетается с глубоким и всесторонним
кризисом.
Однако существует ли для регулирования
рыночного хозяйства реальная возможность?
Ведь нельзя забывать, что товарно-денежные
отношения объективны. Доступны ли они
в таком случае сознательному и волевому
воздействию людей?
Подобного рода возможность
возникает, прежде всего, из того общесоциологического
обстоятельства, что в человеческой истории
все объективные процессы с неизбежностью
осуществляются через субъективную деятельность
людей. Посредством ее социальные группы,
определенные организации, отдельные
личности в состоянии влиять на такие
процессы — как влияет форма на свое содержание.
Конечно, такое воздействие совершается
чаще всего лишь опосредованно и в некоторых
пределах, но оно, тем не менее, совершается.
Для регулирования рыночного
хозяйства существует, далее, экономическая
возможность — присвоение определенными
социальными группами или всем обществом
решающих средств производства. Это обеспечивает
данным социальным субъектам достаточную
реальную власть, чтобы существенным образом
воздействовать на различные товарно-денежные
отношения.
Нельзя сбрасывать со счета
и возможность, создаваемую политическим
фактором. Имеется в виду главным образом
относительная самостоятельность государства,
его важнейших институтов (особенно хозяйственного
назначения).
Наконец, серьезную роль в данном
случае может сыграть гносеологический
фактор, прежде всего глубокое познание
самой рыночной системы, объективных законов
ее развития. Это позволит людям не просто
вмешиваться в функционирование товарно-денежных
отношений, но координировать их со знанием
дела, следовательно, в нужном направлении,
в нужных формах и нужными методами.
Как видим, для регулирования
рыночной экономики имеется реальная
возможность. Конечно, в разных обществах
она складывается в разной степени. Что
касается переходных и кризисных условий,
то здесь она, в отличие от управленческой
необходимости, вряд ли усиливается. Скорее
наоборот — реальные возможности упорядочения
народного хозяйства здесь значительно
уменьшаются, по крайней мере, усложняются.
Это видно на примере капиталистических
стран в их кризисные периоды и, особенно
на примере современной России. Однако
и в подобных условиях возрастающая необходимость
обуздания стихийных рыночных сил побуждает
находить возможности для этого.
Общая характеристика регулирования
экономики предполагает также выяснение
его наиболее крупных содержательных
черт. Среди них отметим следующие.
Придание товарно-денежным
отношениям определенной социальной ориентации
Речь идет о том, что их развитие
фактически направляется в интересах
тех общественных слоев, которые выступают
в данных условиях реальными собственниками
основных средств производства и поэтому
экономически господствуют. Представляется
ошибочным мнение, что рыночное хозяйство
нейтрально по отношению к различным социальным
группам (в том числе к классам) и поэтому
обслуживает всех их в равной степени.
Исторический опыт показывает, что любой
общественный строй удовлетворяет главным
образом потребности владельцев решающих
средств производства: в этом как раз и
реализуется собственность в ее экономическом
смысле.
Такой закономерности подчинено,
в том числе функционирование рыночной
системы. При рабовладельческой формации
оно совершалось преимущественно в интересах
класса рабовладельцев, при феодализме
— прежде всего помещичьего класса, при
капитализме — в интересах главным образом
буржуазии. В какой-то мере удовлетворялись,
разумеется, и потребности негосподствующих
социальных групп. Но подобная ориентация
осуществлялась не автоматически, не сама
собой, а через регулирующую деятельность
соответствующих организаций, отдельных
личностей. Если же какие-либо субъекты
управления пытались действовать вразрез
с коренными интересами ведущих классов,
то последние устраняли их с хозяйственной
и политической арены или, по крайней мере,
сильно ограничивали их роль.
В рассмотренном ориентировании
рыночных отношений состоит социально-экономическая
сторона их регулирования.
Современные условия производства,
растущие потребности широких слоев населения
вызывают необходимость все большей демократизации
хозяйственной жизни, все большего учета
насущных интересов трудящихся масс при
управлении товарно-денежной сферой. Для
России этот вопрос сейчас особенно актуален.
Выявление и
поддержание важнейших экономических
пропорций
Речь идет, например, о таких
из них, как соотношения между объемами
производства и обращения товаров, между
динамикой производительности труда и
его оплаты, между товарной и денежной
массой и т.д. В целом же надо иметь в виду
следующие группы экономических пропорций:
общехозяйственные, региональные, межотраслевые,
внутриотраслевые, между крупнейшими
предприятиями, межгосударственные. Все
они существуют в неразрывном единстве
и поэтому должны учитываться системно.
При обеспечении экономических
пропорций очень важно принимать во внимание
господствующую форму собственности.
Она побуждает устанавливать и поддерживать
такие соотношения в народном хозяйстве,
которые отвечают, прежде всего, потребностям
классов, ведущих в данном обществе.
Если говорить конкретнее, то
пропорциональность должна обеспечиваться
на основе познания и использования объективных
законов рыночной экономики. В первую
очередь надо иметь в виду закон стоимости,
из действия которого следует одно из
важнейших соотношений товарно-денежной
сферы — между заключенным в товарах общественно
необходимым трудом и рыночными ценами.
Закон спроса и предложения требует соответствия
между реальным предложением товаров
и платежеспособным спросом на них. Закон
денежного обращения побуждает учитывать
соотношение, прежде всего между суммой
цен товаров и скоростью оборота одноименной
денежной единицы.
Конечно, при выяснении и поддержании
объективных пропорций рыночной экономики
(особенно наиболее конкретных из них)
целесообразно исходить не только из требований
ее законов, но и из нужд текущей хозяйственной
практики, нередко просто из здравого
смысла. Таким путем можно установить,
к примеру, рациональные соотношения между
плотностью населения и размещением торговых
предприятий для его обслуживания, между
их числом и необходимым торговым персоналом,
между объемом производимой товарной
массы и количеством транспортных средств
для их перевозки.
Правильно и своевременно понятые
экономические и социальные пропорции
позволяют определять приоритеты при
управлении рыночным хозяйством. Скажем,
из принципиального соотношения между
динамикой производительности труда и
заработной платы следует, что чаше всего
первостепенное внимание надо уделять
повышению производительности труда.
Объективное взаимодействие между производством
товаров и их обращением требует приоритетного
развития первой из этих сфер; кстати говоря,
такой вывод еще раз опровергает различные
монетаристские теории. Но многие экономические
приоритеты относительны, т.е. они действительны
лишь для определенного времени и места.
Так, для современной России первостепенное
значение приобрели проблема неплатежей
и проблема производственных инвестиций.
Все рассмотренное в этом пункте
составляет структурно-хозяйственную
сторону регулирования рыночной системы.
Выбор наиболее
эффективных организационных форм товарно-денежных
отношений
Речь идет о выборе подобных
форм при производстве товаров, их распределении,
обмене и потреблении. Процесс этот уже
сам по себе достаточно сложен, к тому
же он требует тщательного учета разнообразных
конкретных условий. Например, в современных
индустриально развитых странах наибольший
эффект в сфере производства дают крупные
диверсифицированные компании, а также
небольшие специализированные фирмы с
новейшей техникой и технологией. В области
распределения там успешно применяются
различные системы "участия в прибылях",
а также доплаты за качество продукции
и своевременность ее создания. В торговле
широко распространены разнообразные
формы продажи в кредит, в том числе с использованием
кредитных карточек. Подобный опыт было
бы очень полезно учитывать и в российских
условиях.
Рациональная организация рыночного
хозяйства требует глубоких экономических
знаний, в том числе опоры на объективные
экономические законы, социологические
обследования, сложные математические
расчеты. Однако нельзя пренебрегать и
просто здравым смыслом, достаточным практическим
опытом.
Только что рассмотренная сторона
в регулировании рыночной экономики может
быть названа организационно-хозяйственной.
Таковы главные черты (стороны)
характеризуемого процесса. В современных
условиях их реализация призвана обеспечить
и социальную, и хозяйственную эффективность
товарно-денежных отношений. Первая заключается
в достижении устойчивого благосостояния
широких масс населения. Вторая предполагает
высокую отдачу, как от товарного производства,
так и от товарно-денежного обращения.
Оба эти результата сейчас исключительно
важны для нашей страны.
Остановимся, далее, на основных
видах (формах) регулирования рыночной
экономики. Их можно выделять по разным
признакам, разным направлениям.
В зависимости от управляющих
субъектов образуются государственное
регулирование, корпоративное, общественное,
коллективное, личностное. Ведущую роль
среди них играет государственная форма.
Она распространяется на всю данную страну,
даже на международные отношения; выражает
и отстаивает интересы собственников
решающих средств производства (хотя очень
часто не прямо, а косвенно, замаскировано);
может использовать все известные методы
управления; опирается на объединенный
(государственный) сектор в народном хозяйстве;
имеет в своем распоряжении достаточно
квалифицированные кадры. Конечно, в разных
условиях названные черты реализуются
неодинаково — достаточно отчетливо и
результативно в развитых странах и весьма
слабо, приблизительно в зависимых странах
и в странах с переходной экономикой. А
при тоталитарных режимах влияние властных
структур приобретает гипертрофированный
(чрезмерно жесткий и всеохватывающий)
характер, отчего в таких случаях управление
товарно-денежными отношениями уже нельзя
считать их регулированием.
Несмотря на ведущую роль государственной
координации рыночного хозяйства, другие
ее виды тоже имеют существенное значение.
Так, корпоративное регулирование осуществляется
крупными предпринимательскими компаниями
и их союзами (т.е. большим бизнесом), оно
охватывает значительную часть экономики
страны и даже отдельные сферы мирового
хозяйства. Чаще всего большой бизнес
реализует свое влияние скрыто, опосредованно,
в том числе через государственные структуры.
Под общественным упорядочением
товарно-денежных отношений надо понимать
воздействие на них со стороны различных
общественных организаций: профсоюзов,
потребительских и экологических объединений,
политических партий и т.д. Скажем, профсоюзы
имеют возможность влиять на рынок рабочей
силы и на розничные цены, потребительские
и экологические объединения — на качество
товаров, организацию торговли, характер
производственного процесса.
Коллективным регулированием
рыночной экономики условно можно назвать
воздействие на нее трудовых коллективов,
особенно коллективов крупных предприятий.
Посредством различных совместных акций
они в состоянии существенно корректировать
потребительские цены, условия найма рабочей
силы, качество товаров и т.п.
Весьма заметная роль личности
в историческом развитии делает неизбежным
и соответствующее управление рыночными
отношениями. В этом плане хорошо известна
деятельность В.И.Ленина, Дж.М. Кейнса,
Ф.Д. Рузвельта, Л. Эрхарда, Дэн Сяопина
и многих других политиков и ученых.
Конечно, свою координирующую
роль отдельные люди практически осуществляют
через различные организации — государственные,
корпоративные, общественные и прочие.
Рассмотрим теперь, какие виды
(формы) регулирования товарно-денежной
сферы складываются в зависимости от его
объектов. Тут надо выделять координацию
неразвитого и развитого рыночного хозяйства,
свободноконкурентного и монополистического.
Вполне правомерно разграничивать упорядочение
экономики с учетом общественных формаций
(рабовладения, феодализма, капитализма),
а также с учетом других периодов социального
развития (доинду-стриального, индустриального
и постиндустриального строя, различных
цивилизаций). Немало видов регулирования
образуется в связи со структурой современных
товарно-денежных отношений; тем самым
возникает управление рынками средств
производства, предметов потребления,
рабочей силы, капитала, инвестиций, ценных
бумаг и т.д.
В связи с воспроизводственными
фазами складывается регулирование непосредственного
производства товаров, их распределения,
обмена, потребления.
В зависимости от своих масштабов
координация экономических процессов
может быть международной, общегосударственной,
региональной, местной.
Допустимы и другие направления
в классификации видов (форм) индикативного
управления рыночным хозяйством.
Однако кем бы и где бы ни совершалось
регулирование товарно-денежных отношений,
для его успешности требуются некоторые
обязательные условия. Основные среди
них таковы.
а) Правильное социальное ориентирование
экономического развития. Конкретнее
говоря, последнее должно направляться
на удовлетворение потребностей и интересов
главным образом тех общественных групп,
которые в данной стране и в данное время
являются наиболее прогрессивными. Речь
идет о тех из них, которые в данной ситуации
хотят и могут максимально развивать производительные
силы (причем они не всегда уже собственники
решающих средств производства). В современной
России этого едва ли можно ожидать от
нарождающейся "дикой" буржуазии,
от так называемых "новых русских".
Характерно, что 60—65 % опрошенного населения
страны выступают против проводимого
в ней сейчас социально-экономического
курса.
б) Обеспечение системного характера
управления рыночной сферой. Имеется в
виду взаимосвязанное использование всех
реальных возможностей этого процесса,
всех его основных черт (сторон), всех важнейших
форм и методов. Следует также учитывать
взаимодействие между названными элементами
процесса: его возможностями, чертами,
формами, методами. Далее, необходимо,
чтобы координация товарно-денежных отношений
осуществлялась во всех регионах страны.
Наконец, требуется ее постоянное, устойчивое
осуществление.
в) Соблюдение главных этапов
в регулировании народного хозяйства.
Необходимо учитывать такие из них: подготовительный,
основной, заключительный. Первый этап
предполагает всестороннюю подготовку
процесса — теоретическую, правовую, финансовую,
кадровую, организационную. Основной этап
состоит в реализации ранее принятых решений
по упорядочению экономики; ясно, что он
имеет решающее значение для всего процесса
управления рыночной сферой. На заключительном
этапе подводятся итоги, отмечаются положительные
и негативные моменты, намечаются коррективы
на будущее.
г) Ненарушение рациональных
границ внешнего вмешательства в сферу
товарно-денежных отношений. Как уже говорилось
выше, необходимо стремиться к оптимальному
сочетанию сознательной и волевой их координации
с их саморегулированием. Поэтому следует
осуществлять управление экономикой,
оставляя в то же время предпринимательству
достаточную хозяйственную свободу, хозяйственную
инициативу. При этом целесообразно регулировать
в большей мере отрасли с высоким уровнем
обобществления и в меньшей мере — не
столь обобществившиеся. Самую широкую
независимость желательно предоставлять
мелкому бизнесу, особенно в розничной
торговле и в сфере услуг.
д) Использование наибольшее
рациональных видов (форм) и методов управления.
В принципе это зависит от сложившейся
обстановки, что предполагает гибкость
и оперативность координирующих действий.
Вместе с тем здесь имеются несомненные
устойчивые приоритеты. Так, среди форм
чаще всего предпочтительнее государственное
регулирование, особенно в масштабах всей
страны, а среди методов — экономические,
опосредованные.
В мировой практике более или
менее успешное управление рыночной экономикой
возникло сравнительно недавно. Многие
века она функционировала в масштабах
стран и регионов почти полностью стихийно
(тем более в международных пределах).
Во второй половине ХУШ столетия такое
положение было даже теоретически подкреплено
известной концепцией А.Смита о "невидимой
руке". Утверждалось, что товарно-денежные
отношения могут нормально и эффективно
развиваться лишь посредством их саморегулирования,
т.е. скрытым образом, без влияния человеческого
сознания и воли. С тех пор эту концепцию
активно поддерживали и развивали другие
представители классической школы буржуазной
политической экономии, затем неоклассики,
либеральные теоретики, а с середины нашего
века также монетаристы.
Однако объективные потребности
хозяйственной жизни рано или поздно взяли
свое. На уровне предприятия (фирмы) управление,
причем весьма жесткое, осуществлялось
фактически во все времена. С ростом обобществления
производительных сил, особенно с возникновением
капитализма, наблюдается значительное
государственное вмешательство в экономику
отраслей и страны в целом. Это наиболее
ярко проявилось в экономической политике
Ж.Б.Кольбера во Франции (ХVII в.) и Р.Пиля
в Англии (I половина XIX в.). При домонополистическом
капитализме важнейшими направлениями
государственного воздействия на народное
хозяйство были меркантилизм (всемерное
поощрение экспорта товаров и увеличения
денежного богатства страны), протекционизм
(широкая поддержка отечественного предпринимательства),
фритредерство (политика свободной торговли).
Еще более активное государственное влияние
на рыночные отношения по всем линиям
начинается с первой мировой войны, когда
в воюющих странах потребовалось резкое
усиление централизованного управления.
В.И.Ленин назвал этот процесс огосударствлением
экономики. Следующий крупный подъем координирующего
начала в народном хозяйстве связан с
"новым курсом" Ф. Рузвельта в США.
Этот курс во многом основывался на теоретических
взглядах Дж. М. Кейнса (1883—1946 гг.) — английского
экономиста, всесторонне разработавшего
концепцию активного государственного
воздействия на рыночные отношения. Период
после второй мировой войны ознаменован
борьбой в науке и политике таких течений,
как неокейнсианство, неоклассическое
направление, неолиберализм, монетаризм.
Можно считать, что в целом наибольший
успех сопутствует неокейнсианству. Его
рекомендации широко используются в ряде
ведущих современных стран (в Японии, Франции,
Швеции, Германии и др.). В некоторых из
них даже функционируют центральные прогнозирующие
и планирующие органы.
Все это, однако, не означает,
что в капиталистическом мире сейчас уже
достигнуто оптимальное управление народным
хозяйством. Даже в наиболее благополучных
государствах (в том числе в названных)
все еще достаточно остро стоит немало
социально-экономических проблем: кризисы
и депрессии, безработица, преступность
в сфере бизнеса, крупное различие в уровне
жизни, социальные конфликты и т.д.
Для нашей страны сейчас исключительно
важно — обеспечить эффективное регулирование
ее народного хозяйства. В связи с этим
возникает вопрос об особенностях данного
процесса в современной России.
При выяснении таких особенностей
целесообразно исходить из объективных
факторов двоякого рода: а) постоянно действующих
в нашей стране; б) специфичных для ее нынешнего
положения. К первым из них надо отнести
огромную территорию, сравнительно большое
население и крупнейшие природные богатства,
диспропорциональное распределение того
и другого по территории страны, исключительно
многонациональный состав населения.
Из факторов, свойственных лишь современному
периоду в развитии России, первостепенное
значение имеют ее переходное состояние
и поразивший ее всесторонний кризис.
С учетом тех и других объективных
обстоятельств можно отметить такие основные
особенности в регулировании современной
российской экономики.
1. Более чем в какой-либо из крупных
стран здесь необходимо активное, широкое
и действенное влияние государства, причем
как на федеральном, так и на региональном
уровне. Разумеется, при этом следует соблюдать
допустимые границы такого влияния, применять
рациональные его формы и методы, обеспечивать
достаточное сотрудничество всех ветвей
власти.
2. Очень большую роль в координации
российской экономики должны играть массовые
общественные организации: профсоюзы,
крупные политические партии, кооперативные,
потребительские, экологические объединения.
Им целесообразно предоставить право
законодательной инициативы, дать возможность
сотрудничать с государственными ведомствами,
придать широкие контрольные функции.
Подобные меры позволят обеспечить достаточный
демократизм и социальную справедливость
в управлении народным хозяйством.
3. Специфичны и основные направления
в регулировании рыночных отношений в
современной России. Это, прежде всего
жесткое упорядочение процесса приватизации,
иначе есть опасность дальнейшего растаскивания
нашего национального богатства. Срочно
требуется проведение системы радикальных
антикризисных мероприятий. Необходимо,
далее, позаботиться об организованном
формировании многоукладной экономики.
И, конечно, нужны крупные практические
шаги по значительному повышению жизненного
уровня основной массы населения.
4. В нашей стране до сих пор фактически
отсутствует эффективный механизм хозяйственного
управления. Поэтому возникла настоятельная
потребность в его создании (подготовка
кадров, совершенствование средств транспорта
и связи, налаживание четкой системы учета
и контроля и т.п.).
Рыночная система экономики
Вспомним еще раз самую простую
схему экономического кругооборота, приведенную
в последнем параграфе предыдущей темы.
Схема эта носит универсальный характер
в том смысле, что она применима для любого
общества. В самом деле, общественное производство
в любом случае предполагает взаимосвязи
между людьми как собственниками всех
производственных ресурсов и фирмами,
превращающими эти ресурсы в готовую продукцию.
Другое дело, что взаимосвязи эти могут
осуществляться по-разному, и именно данные
различия отличают одну экономическую
систему от другой. Экономическая система
– это способ организации взаимосвязей
между экономическими агентами, определяющий
ответы на вопросы: «Что производить?»,
«Как производить?» и «Для кого производить?»
В процессе исторического развития
человеческого общества сформировались
четыре основные экономические системы:
- традиционная экономика;
- централизованно-управляемая
экономика;
- рыночная экономика;
- смешанная экономика.
В традиционной экономике распределение
ресурсов и готовой продукции основано
на сложившихся традициях и обычаях. Эта
система играла большую роль в жизни общества
вплоть до средневековья, когда многие
виды деятельности переходили по наследству,
существовали жесткие границы жизненного
уровня для различных социальных групп,
цеховая и общинная замкнутость и т.п.
В настоящее время традиционная
экономика сохранила свое значение в слаборазвитых
странах, но ее остатки можно наблюдать
и в вполне «современном» обществе. Они
проявляются в разделении профессий на
«мужские» и «женские», господствующих
стереотипах относительно «нормальной»
дифференциации доходов, некоторых способах
распределения потребительских благ.
В России элементы традиционной
экономики проявляются в полуфеодальной
зависимости работников от работодателей,
сохранении института регистрации граждан
по месту пребывания, наличии объектов
социально-культурной сферы на балансах
предприятий и т.д.
В централизованно-управляемой
экономике распределение экономических
благ осуществляется на основе указаний
сверху вниз. Основой такой экономики
является государственная собственность
на производственные ресурсы. Ведущую
роль в управлении при этом играют государственные
планирующие органы, определяющие для
каждого предприятия, какую продукцию
ему следует производить, какую технологию
при этом использовать и, наконец, кому
поставлять произведенное. Такая экономика
стоит на трех «китах»: централизованное
планирование производства, централизованное
снабжение ресурсами (фондирование) и
централизованное ценообразование. Важной
отличительной чертой централизованно-управляемой
экономики является способность быстро
мобилизовать ресурсы для достижения
поставленных сверху целей. В определенных,
обычно экстремальных, условиях (войны,
стихийные бедствия и т.п.) это достоинство
системы. Не случайно во время войн даже
в самых рыночных экономиках возрастает
роль централизованных регуляторов. В
России командная экономика наиболее
ярко показала свои возможности в период
индустриализации 30-х гг. прошлого века.
Вместе с тем системе имманентно присущ
и ряд серьезных недостатков. Они вытекают,
прежде всего, из того, что система, вопреки
пропагандистским декларациям, не является
демократической: ключевые решения принимает
партийная верхушка, озабоченная самосохранением
и укреплением своей власти. Недемократическая
власть лучше всего себя чувствует в условиях
чрезвычайных ситуаций – войн, конфликтов,
потрясений и для самосохранения постоянно
провоцирует такие ситуации, поддерживает
в обществе режим чрезвычайного положения,
будь то для отражения внешней угрозы
(чаще всего мнимой) или для выполнения
очередного пятилетнего плана.
Основной стратегической целью
властей или основным экономическим законом
централизованно управляемой экономики
в таких условиях становится максимальное
производство средств внутреннего и внешнего
подавления – систем вооружений, «услуг»
тайной полиции и органов пропаганды.
Что касается предметов народного потребления,
то средства на них выделяются по остаточному
принципу на уровне необходимого минимума.
Это не случайно: состоятельные люди не
являются естественными союзниками системы,
поскольку они больше думают о повышении
своего благосостояния и не очень стремятся
нести жертвы «во имя партии и народа».
Подтверждением сказанного
была советская экономика, предлагавшая
гражданам СССР убогое жилье, допотопные
легковые автомобили, несъедобные продукты,
но при этом в невообразимых, не снившихся
«потенциальным противникам» количествах
выпускавшая самые современные танки,
военные самолеты, подводные лодки, содержавшая
гигантскую армию.
Сегодняшним примером такой
политики является нищая, но постоянно
угрожающая всему миру Северная Корея.
Да и китайским коммунистам (хотя экономика
КНР скорее является переходной от централизованно-управляемой
к рыночной) для сохранения своей власти
очень нужны враги в лице независимого
Тайваня, Японии, все никак «должным образом
не покаявшейся» за грехи времен второй
мировой войны, а также США. Но даже в тех
случаях, когда система все же выделяет
ресурсы на удовлетворение потребностей
населения, она сталкивается с тем, что
из единого центра невозможно верно определить
такие потребности. Одни продукты, поэтому
постоянно производятся в избыточных
количествах, другие в недостаточных,
а третьи не производятся вообще. Все вышесказанное
означает, что централизованно-управляемая
экономика нерационально использует ограниченные
ресурсы с точки зрения общественных потребностей.
Иными словами, ответ системы на первый
вопрос экономического выбора: «Что производить?»
не способствует максимизации общественного
благосостояния. Не более удовлетворительно
отвечает система и на второй вопрос: «Как
производить?» Коль скоро решение о производстве
принято, вопрос об экономном расходовании
ресурсов отходит на десятый план. Более
того, объективно производители становятся
заинтересованы в перерасходе ресурсов,
поскольку вышестоящие органы оценивают
их работу по объему выпуска в рублях,
который тем больше, чем больше ресурсов
«освоено».
Из этой важнейшей отличительной
черты системы – работа производителей
не ради удовлетворения потребностей
потребителей их продукции, а для отчета
перед вышестоящим руководством - вытекают
и такие существенные недостатки производства
как низкое качество и невосприимчивость
к техническому прогрессу.
Не меньший вред общественному
благосостоянию наносит и произвольное
распределение государством общественного
пирога между регионами, трудовыми коллективами
и отдельными гражданами (ответ на вопрос:
«Для кого производить?»). Такой способ
распределения «по разумению вышестоящих
чиновников» стимулирует не добросовестный
и эффективный труд, а умение угодить начальству,
приписаться к выгодному распределителю
и т.п.
Рыночная экономика предполагает
распределение экономических благ путем
добровольного обмена. В чистом виде рыночный
механизм исключает какое-либо государственное
вмешательство в определение цен или объемов
производства; каждый экономический агент
здесь самостоятельно, исходя из собственных
интересов, решает, сколько и каких благ
предложить рынку, кому и по каким ценам
их продавать. Экономической основой системы
выступает частная собственность на факторы
производства, соответственно и на готовый
продукт, а движущим мотивом поведения
экономических агентов – их эгоистическое
стремление к максимизации собственного
благосостояния.
Хорошо это или плохо с точки
зрения общественных интересов? Один из
величайших экономистов всех времен А.
Смит еще в 18 в. дал утвердительный ответ
на этот вопрос. В своей экономической
деятельности, подчеркнул он, каждый человек
является эгоистом - думает только о собственных
доходах. Вместе с тем «невидимая рука
рынка» направляет отдельные эгоизмы
в русло общего благосостояния.
Возьмем, например, булочника.
Выпекая первоклассный хлеб, он вовсе
не движим желанием осчастливить сограждан;
его цель – деньги. Но в то же время рынок
и конкуренция заставляют его производить
именно то, что необходимо обществу, с
высоким качеством и минимальными затратами.
В противном случае наш булочник просто
разорится. «Преследуя свои собственные
интересы, он часто более действительным
образом служит интересам общества, чем
тогда, когда действительно стремится
делать это», - писал А. Смит.
Здесь мы видим два важнейших
достоинства рынка. Во-первых, рынок ориентирует
производство на удовлетворение потребностей
потребителей, выраженных в их платежеспособном
спросе. Во-вторых, через цены экономика
получает сигналы для производства. Цена
для предпринимателя все равно, что маяк
для капитана корабля. Если она растет,
повышается и прибыль от вложений в данную
сферу, и именно туда и направляются ресурсы.
Напротив, падение цены сигнализирует
о сокращении общественной потребности
в товаре, а, значит, побуждает уходить
из отрасли. Отсюда вытекает, что рыночный
механизм обеспечивает наиболее полное
и эффективное использование ограниченных
ресурсов.
Но не слишком ли идиллическая
картина здесь нарисована? Общеизвестны
многочисленные примеры из российской
действительности, когда рыночная деятельность
экономических агентов лишь подрывает
общественное благосостояние. Примеры
эти многообразны и порождены различными
причинами. Тем не менее, причины эти можно
разделить на две группы:
- Причины, связанные с недостатками
рынка как такового. Речь здесь идет о
том, что даже самый совершенный рыночный
механизм не способен решить ряд экономических
проблем и нуждается в государственной
корректировке. Такие недостатки рынка
будут рассмотрены в следующем параграфе;
- Причины, связанные с недостатками
конкретного рыночного механизма, сложившегося
сегодня в России.
Дело в том, что эффективность
рыночной системы зависит от доминирующих
типов рынков. Так, в условиях высококонкурентных
рынков отдельные экономические агенты
практически не могут повышать собственные
доходы, не содействуя максимизации общественного
благосостояния. Напротив, господство
монополий ведет к тому, что обладающие
рыночной властью предприятия получают
возможность повышать свою прибыль, сокращая
выпуск и повышая цену. Таким образом,
их благосостояние строится на основе
перераспределения в свою пользу общественного
богатства, т.е. в ущерб интересам общества.
Именно последняя ситуация характерна
для современной России, унаследовавшей
от централизованно-управляемой системы
рекордно высокую степень монополизации
экономики.
Другая причина низкой эффективности
сегодняшнего российского рынка связана
с проблемой собственности. Эффективная
частная собственность, составляющая,
как было отмечено, основу рыночной системы,
далеко не полностью сформирована в нашей
стране. Отсутствие реального эффективного
собственника, своим собственным капиталом
отвечающего за ход дел, препятствует
принятию рациональных управленческих
решений, ведет к разбазариванию ресурсов.
Острой проблемой являются произвол
и злоупотребления высших управленцев
акционерных обществ в отношении их владельцев,
слабая правовая защищенность частной
собственности.
Смешанная экономика представляет
собой экономическую систему, сочетающую
использование рыночных и централизованных
регуляторов. Эта система является компромиссом
между централизованно-управляемой экономикой,
где основные решения принимаются государственными
органами, и чистым рынком, когда экономические
агенты принимают решения самостоятельно
безо всяких государственных ограничений.
Очевидно, что и централизованно-управляемая,
и рыночная экономика в чистом виде так
же невозможны, как и абсолютно чистая
вода. Можно говорить лишь о том, что экономика
конкретной страны в большей или меньшей
степени приближается к одной из двух
крайностей. Например, к идеалу централизованно-управляемой
системы был очень близок СССР, особенно
сталинского периода.
В наши дни исследовательская
организация Heritage Foundation и газета The Wall
Street Journal ежегодно публикуют «Индекс экономической
свободы». При его составлении экономики
каждой из 155 рассматриваемых стран анализируются
по 50 показателям, отражающим налоговую,
денежную, торговую политику государства,
степень вмешательства государства в
экономику, уровень защиты прав собственности
и т.д. Все страны в результате делятся
на 4 категории: «свободные», «преимущественно
свободные», «преимущественно несвободные»
и «репрессивные», а каждая страна получает
свой рейтинг экономической свободы, лежащий
в диапазоне от 1,0 (идеальная свободная
экономика) до 5,0 (абсолютно несвободная
экономика). Самой свободной неизменно
признается экономика Гонконга (1, 35 в 2005
г.). Гонконг впервые возглавил рейтинг
еще в статусе британской колонии и сумел
сохранить лидерство, став особым административным
районом КНР. Помимо Гонконга экономически
свободными считаются еще 16 стран – Сингапур,
Люксембург, Ирландия, Великобритания,
Чили, США, Швейцария и ряд других. Из постсоветских
стран в лидирующую группу пробилась только
Эстония, находящаяся в 2005 г. на четвертом
месте с рейтингом 1,65.
На другом конце списка постоянно
находится КНДР, неизменно получающая
высший балл экономической несвободы
– 5,0. Северную Корею можно, таким образом,
сегодня считать бастионом централизованно-управляемой
экономики. Что касается России, то в 2004
г. она делила 114 место с африканским государством
Малави, а в 2005 г., получив балл 3,56, съехала
на 124 место, которое ни с кем уже не делит.
Все развитые капиталистические
страны сегодня – это смешанные экономики:
при ведущей роли рыночных отношений в
них достаточно заметна и направляющая
рука государства, хотя степень государственного
вмешательства в экономику там неодинакова.
В связи с этим нам предстоит теперь рассмотреть
основные функции государства в условиях
современной смешанной экономики, определить
границы эффективного государственного
вмешательства в работу рынка.
Развитие рыночной экономики
Классический капитализм существовал
в развитых ныне странах с XVII 1 века до
первых десятилетий XX века. Классический
капитализм характеризуется следующими
признаками:
• наличие частной собственности
на экономические ресурсы;
• свободная конкуренция, обеспечивающая
беспрепятственный вход на рынок, перелив
капитала из одной отрасли экономики в
другую;
• наличие множества независимых
производителей, самостоятельно решающих:
какие продукты производить, в каком количестве,
посредством каких технологий и кому их
реализовывать;
• наличие множества независимых
потребителей, принимающих самостоятельный
выбор: какую продукцию покупать и у каких
товаропроизводителей;
• личная свобода всех участников
рынка (включая рабочую силу), которая
позволяет предпринимателю определять
сферу бизнеса, а работнику свободно перемещаться
на рынке труда;
• стихийный характер установления
цен под влиянием спроса и предложения;
• эквивалентный обмен по стоимости;
• ориентация предпринимателей
на максимизацию прибыли, заставляющая
их экономить ресурсы, внедрять новую
технику, поддерживать рабочую силу в
нормальном состоянии.
Таким образом, классический
капитализм стихийно развивается на основе
частной собственности и не предусматривает
государственного регулирования экономики.
Классический капитализм обеспечил существенное
развитие оборудования, механизмов, самого
человека. Однако в начале XX века его хозяйственный
механизм уже не соответствовал новым
потребностям. Поэтому в большинстве развитых
стран классический капитализм трансформировался
в смешанную экономику.
Под смешанной экономикой понимается
экономика, функционирующая на базе рыночного
механизма и государственного регулирования
экономики. Характерной чертой смешанной
экономики является наличие наряду с частным
государственного сектора, активное участие
государства в регулировании экономической
деятельности. Такое изменение роли государства
вызвано, прежде всего, необходимостью
развития инфраструктуры, научно-техническим
прогрессом. В середине XX века экономике
потребовался качественно новый тип работника,
обладающий высоким образовательным,
профессиональным, культурным уровнем.
Реализация этих задач в смешанной экономике
возлагается на государство.
Государственное регулирование
экономики дает возможность скорректировать
спрос и предложение на макроуровне. Большая
роль в достижении сбалансированности
экономики отводится государственным
программам развития отдельных отраслей,
регионов. В странах со смешанной экономикой
существенное внимание уделяется развитию
человека, его потребностей, социальной
защите.
Само понятие социальная рыночная
экономика появилось в Германии. Здесь
же были разработаны основные направления
концепции социальной рыночной экономики.
Поэтому понятие социальная рыночная
экономика уже многие десятилетия ассоциируется,
прежде всего, с Германией. Однако это
не значит, что социальная рыночная экономика
свойственна лишь одной стране. Это продукт
естественного исторического развития
общества, присущий всем странам рыночной
экономики.
Социальная рыночная экономика
это наиболее развитая форма рыночной
экономики, в которой принцип свободы,
рыночного хозяйствования сочетается
с социальным порядком и социальным прогрессом.
Особое внимание следует обратить на то,
что социальная рыночная экономика, несмотря
на социальную ориентацию хозяйства, является
рыночной экономикой.
Немецкий ученый X.Ламперт, определяя
сущность социальной рыночной экономики,
подчеркивает, что эта модель экономики
представляет синтез гарантированной
государством свободы, экономической
свободы и идеалов социального государства,
связанных с социальной защищенностью
и социальной справедливостью.
Термин социальная экономика
означает, что:
• рыночная экономика ориентирована
на решение как экономических, так и социальных
целей;
• рыночная экономика ограничивается
там, где она неэффективна и может привести
к социально нежелательным результатам.
Социальная рыночная экономика
функционирует на основе экономического
и социального порядков.
Экономический порядок — это
правила, регулирующие организационное
строение экономики, происходящих в ней
процессов, а также совокупность институтов,
ответственных за управление ею и придание
экономике определенной организационной
формы.
Экономический порядок включает:
• порядок, регулирующий право
собственности;
• конкурентный порядок;
• денежный порядок;
• финансовый порядок;
• налоговый порядок;
• порядок, регулирующий внешнеэкономическую
деятельность.
Социальный порядок — это совокупность
институтов и норм, определяющих социальное
положение граждан и отдельных групп населения,
а также социальные отношения между членами
общества.
Социальный порядок охватывает:
• порядок в сфере труда;
• порядок в системе социальной
защиты населения;
• имущественный порядок;
• жилищный порядок;
• экологический порядок и т.
д.
Социальной рыночной экономике
присущи различные модели, обусловленные
национальной спецификой. Различают немецкую,
шведскую, голландскую, японскую и другие
модели социальной рыночной экономики.
Государство в рыночной экономике
Важность вмешательства государства
в рыночную экономику очень велика, т.к.
помогает решить ряд проблем.
Законодательство защищает
права производителей и потребителей,
обеспечивает право собственности.
Государство избавляет рынок
от некачественного товара, вводя санкции
против деятельности фирм.
Уголовное законодательство
обеспечивает защиту предпринимателей
от преступников.
Существуют законы, защищающие
интеллектуальную собственность. В некоторых
странах разработаны государственные
программы в этой сфере.
Законодательство противодействует
монополии.
Большую поддержку экономике
государство оказывает, производя общественные
товары. К ним относятся: дороги, содержание
правоохранительных органов, армии и т.п.
Всё это делается в интересах всего общества
в целом: и производителя, и покупателя.
Источником финансирования всех этих
благ являются налоги.
Можно выделить два главных
метода вмешательства в экономику: прямое
и косвенное.
Косвенным вмешательством государство
привлекает иностранные капиталы, стремится
минимизировать безработицу в стране,
стабилизирует цены на товары, поддерживает
рост производства. «Для проведения этих
разнообразных мер государство прибегает
главным образом к фискальной и кредитно-денежной
политике. Фискальная политика – это бюджетная
политика. Её можно определить как политику,
проводимую путем манипулирования государственными
доходами (прежде всего налогами) и расходами.
Кредитно-денежная политика – это политика,
проводимая путем регулирования денежной
массы в обращении и совершенствования
кредитной сферы. Оба эти направления
тесно связаны друг с другом».
Прямое вмешательство заключается
в существовании государственного сектора
экономики. Государство обладает сырьевыми
ресурсами, капиталами, способно выдавать
кредиты. В странах с развитой промышленностью
существуют государственные предприятия.
Эти предприятия производят те же товары,
что и частные фирмы, поэтому создают им
конкуренцию. На государственных предприятиях
работает большое число людей. В европейских
странах это число достигает 11%.
«Прямое вмешательство государства
– это и принятие законодательных актов,
призванных упорядочить и развивать отношения
между всеми элементами рыночной системы.
Примеры государственного регулирования
экономики путем издания законодательных
актов необычайно разнообразны. К ним
можно отнести: антитрестовское законодательство
в США, положение о кооперации во Франции
и т.п.».
Страны с сильной рыночной экономикой
стремятся к золотой середине между государственным
сектором и естественным рынком. Государства
с централизованной экономикой своим
вмешательством пытаются развить свободный
рынок, ведь без частного интереса на рынке,
не может существовать сам рынок.